24 И подступили сыны Израилевы к сынам Вениамина во второй день. 25 Вениамин вышел против них из Гивы во второй день, и еще положили на землю из сынов Израилевых восемнадцать тысяч человек, обнажающих меч. 26 Тогда все сыны Израилевы и весь народ пошли и пришли в дом Божий и, сидя там, плакали пред Господом, и постились в тот день до вечера, и вознесли всесожжения и мирные жертвы пред Господом. 27 И вопрошали сыны Израилевы Господа (в то время ковчег завета Божия находился там, 28 и Финеес, сын Елеазара, сына Ааронова, предстоял пред ним): выходить ли мне еще на сражение с сынами Вениамина, брата моего, или нет? Господь сказал: идите; Я завтра предам его в руки ваши. |
29 И поставил Израиль засаду вокруг Гивы. 30 И пошли сыны Израилевы на сынов Вениамина в третий день и стали в боевой порядок пред Гивою, как прежде. 31 Сыны Вениаминовы выступили против народа и отдалились от города, и начали, как прежде, убивать из народа на дорогах, из которых одна идет к Вефилю, а другая к Гиве полем, и
убили
до тридцати человек из Израильтян. 32 И сказали сыны Вениаминовы: они падают пред нами, как и прежде. А сыны Израилевы сказали: побежим от них и отвлечем их от города на дороги. (И сделали так.) 33 И все Израильтяне встали с своего места и выстроились в Ваал-Фамаре. И засада Израилева устремилась из своего места, с западной стороны Гивы. 34 И пришли пред Гиву десять тысяч человек отборных из всего Израиля, и началось жестокое сражение; но
сыны Вениамина
не знали, что предстоит им беда. 35 И поразил Господь Вениамина пред Израильтянами, и положили в тот день Израильтяне из сынов Вениамина двадцать пять тысяч сто человек, обнажавших меч. |
36 Когда сыны Вениамина увидели, что они поражены, тогда Израильтяне уступили место сынам Вениамина, ибо надеялись на засаду, которую они поставили близ Гивы. 37 Засада же поспешила и устремилась к Гиве, и вступила и поразила весь город мечом. 38 Израильтяне поставили с засадою
условленным
знаком к нападению поднимающийся дым из города. 39 Итак, когда Израильтяне отступили с места сражения, и Вениамин начал поражать и поверг Израильтян до тридцати человек и говорил: "опять падают они пред нами, как и в прежние сражения", 40 тогда начал подниматься из города дым столбом. Вениамин оглянулся назад, и вот,
дым
от всего города восходит к небу. 41 Израильтяне воротились, а Вениамин оробел, ибо увидел, что постигла его беда. 42 И побежали они от Израильтян по дороге к пустыне; но сеча преследовала их, и выходившие из городов побивали их там; 43 окружили Вениамина, и преследовали его до Менухи и поражали до самой восточной стороны Гивы. 44 И пало из сынов Вениамина восемнадцать тысяч человек, людей сильных. 45 (Оставшиеся) оборотились и побежали к пустыне, к скале Риммону, и побили еще (Израильтяне) на дорогах пять тысяч человек; и гнались за ними до Гидома и еще убили из них две тысячи человек. 46 Всех же сынов Вениаминовых, павших в тот день, было двадцать пять тысяч человек, обнажавших меч, и все они были мужи сильные. 47 И обратились (оставшиеся) и убежали в пустыню, к скале Риммону, шестьсот человек, и оставались там в каменной горе Риммоне четыре месяца. 48 Израильтяне же опять пошли к сынам Вениаминовым и поразили их мечом, и людей в городе, и скот, и все, что ни встречалось (во всех городах), и все находившиеся
на пути
города сожгли огнем. |
Сыны Вениаминовы разгромлены. Поражение было предопределено не перевесом сил выступивших колен, хотя он и был, и не их более хитрой тактикой, хотя и имевшей место. Главной причиной стало то, что в этой войне Господь не был с вениамитянами, отстаивавшими право на нечестие.
И вот Вениамин повержен, его сыны большей частью пали, города сожжены. Что же осталось на пепелище? Остался горький урок: те, кто был призван к высшему, не способны автоматически удержаться на должном уровне. Они могут пасть так низко, что сотворённое ими зло, обернувшись на их же головы, ударит их так же больно, как и нечестивцев из среды язычников. Может быть, и гораздо больнее. Одна лишь формальная принадлежность к призванным без постоянного пребывания в верности не даст оправдаться.
24 И подступили сыны Израилевы к сынам Вениамина во второй день. 25 Вениамин вышел против них из Гивы во второй день, и еще положили на землю из сынов Израилевых восемнадцать тысяч человек, обнажающих меч. 26 Тогда все сыны Израилевы и весь народ пошли и пришли в дом Божий и, сидя там, плакали пред Господом, и постились в тот день до вечера, и вознесли всесожжения и мирные жертвы пред Господом. 27 И вопрошали сыны Израилевы Господа (в то время ковчег завета Божия находился там, 28 и Финеес, сын Елеазара, сына Ааронова, предстоял пред ним): выходить ли мне еще на сражение с сынами Вениамина, брата моего, или нет? Господь сказал: идите; Я завтра предам его в руки ваши. |
29 И поставил Израиль засаду вокруг Гивы. 30 И пошли сыны Израилевы на сынов Вениамина в третий день и стали в боевой порядок пред Гивою, как прежде. 31 Сыны Вениаминовы выступили против народа и отдалились от города, и начали, как прежде, убивать из народа на дорогах, из которых одна идет к Вефилю, а другая к Гиве полем, и
убили
до тридцати человек из Израильтян. 32 И сказали сыны Вениаминовы: они падают пред нами, как и прежде. А сыны Израилевы сказали: побежим от них и отвлечем их от города на дороги. (И сделали так.) 33 И все Израильтяне встали с своего места и выстроились в Ваал-Фамаре. И засада Израилева устремилась из своего места, с западной стороны Гивы. 34 И пришли пред Гиву десять тысяч человек отборных из всего Израиля, и началось жестокое сражение; но
сыны Вениамина
не знали, что предстоит им беда. 35 И поразил Господь Вениамина пред Израильтянами, и положили в тот день Израильтяне из сынов Вениамина двадцать пять тысяч сто человек, обнажавших меч. |
36 Когда сыны Вениамина увидели, что они поражены, тогда Израильтяне уступили место сынам Вениамина, ибо надеялись на засаду, которую они поставили близ Гивы. 37 Засада же поспешила и устремилась к Гиве, и вступила и поразила весь город мечом. 38 Израильтяне поставили с засадою
условленным
знаком к нападению поднимающийся дым из города. 39 Итак, когда Израильтяне отступили с места сражения, и Вениамин начал поражать и поверг Израильтян до тридцати человек и говорил: "опять падают они пред нами, как и в прежние сражения", 40 тогда начал подниматься из города дым столбом. Вениамин оглянулся назад, и вот,
дым
от всего города восходит к небу. 41 Израильтяне воротились, а Вениамин оробел, ибо увидел, что постигла его беда. 42 И побежали они от Израильтян по дороге к пустыне; но сеча преследовала их, и выходившие из городов побивали их там; 43 окружили Вениамина, и преследовали его до Менухи и поражали до самой восточной стороны Гивы. 44 И пало из сынов Вениамина восемнадцать тысяч человек, людей сильных. 45 (Оставшиеся) оборотились и побежали к пустыне, к скале Риммону, и побили еще (Израильтяне) на дорогах пять тысяч человек; и гнались за ними до Гидома и еще убили из них две тысячи человек. 46 Всех же сынов Вениаминовых, павших в тот день, было двадцать пять тысяч человек, обнажавших меч, и все они были мужи сильные. 47 И обратились (оставшиеся) и убежали в пустыню, к скале Риммону, шестьсот человек, и оставались там в каменной горе Риммоне четыре месяца. 48 Израильтяне же опять пошли к сынам Вениаминовым и поразили их мечом, и людей в городе, и скот, и все, что ни встречалось (во всех городах), и все находившиеся
на пути
города сожгли огнем. |
Война против племени Биньямин в глазах Божьих была, несомненно, справедливой: речь ведь шла о том, чтобы наказать виновных в очень серьёзном преступлении, в преступлении, которое по законам Торы наказывалось смертной казнью. Тем не менее война оказалась далеко не простой: дважды соединённое ополчение еврейских племён терпело поражение от племени Биньямин. Как видно, воины племени Биньямин воевать умели, к тому же они вели бой на своей земле, которая, как и вся Иудея, была для войны очень удобна — это гористая местность, прекрасно приспособленная для засад, неожиданных нападений, коварных ударов в спину.
Было, однако, и ещё кое-что, мешавшее быстрой и решительной победе соединённых сил евреев над племенем Биньямин. Проблема была в самом народе, в его духовном состоянии. Проблема проявилась в одном конкретном племени, и даже, если быть точным, в одном конкретном селении, но корни её находились не в том селении и даже не в том племени, где проявились плоды, они разрослись и проросли собой весь народ, все племена. Эта война не была войной праведников против грешников, это была война сторонников соблюдения Торы против её нарушителей.
Между тем человек, выступающий на стороне Торы, вовсе не становится праведником автоматически, просто по факту такого выступления. Он вполне может и самоутверждаться, выступая таким образом, и даже мстить тем, кого ненавидит или просто не любит, пользуясь предоставленной возможностью. Тора не допускает сведения личных счётов под видом соблюдения законности, но ведь в душу не заглянешь: внешне всё может быть очень благовидно и абсолютно законно, а в душе человек тешит своё самолюбие и услаждается победой над врагом.
Особенно велика вероятность всего описанного, когда дело касается войны, пусть и за торжество Торы, законности и справедливости: война ведь всегда дело массовое и коллективное, а в массе и за широкой спиной коллектива обычно (конечно, при желании) бывает очень удобно скрыть то, что иначе слишком бросалось бы в глаза и самому борцу за справедливость, и всем окружающим. Вот потому-то и не даёт Бог быстрой победы тем, кто, казалось бы, воюет на Его стороне: надо было, чтобы у воюющих не осталось никакого триумфализма, никакого упоения собственной правотой и правотой своей победы. Надо было, чтобы они поняли: они побеждают не потому, что они лучше своих противников, а потому, что их противники не правы перед Богом.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||