7 Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды — любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот — кровопролитие; ждал правды, и вот — вопль. |
8 Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле. 9 В уши мои сказал Господь Саваоф: многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые — без жителей; 10 десять участков в винограднике дадут один бат, и хомер посеянного зерна едва принесет ефу. |
11 Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином. 12 И цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют. |
13 За то народ мой пойдет в плен непредвиденно, и вельможи его будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою. 14 За то преисподняя расширилась, и без меры раскрыла пасть свою: и сойдет туда слава их и богатство их, и шум их и всё, что веселит их. 15 И преклонится человек, и смирится муж, и глаза гордых поникнут; 16 а Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог Святый явит святость Свою в правде. |
Слова Господа, которые мы читаем сегодня в пророчестве Исайи, могут быть напрямую обращены почти к каждому из нас. Независимо от обилия имущества, мы во многом живем так, «как будто вы одни поселены на этой земле». Это проявляется не только в том, что мы не оставляем жизненного пространства для других людей, забирая себе все, что только можно. Всякое наше неуважение к другим, унижение окружающих, являются, судя по сегодняшнему слову пророка, тяжким грехом. Важно понимать, что «как будто вы одни поселены на этой земле» относится не только к какому-нибудь большому начальнику, для которого перекрывают движение на пол-Москвы, как будто ему одному надо куда-то ехать. Не в меньшей степени это относится и к нам, когда мы толкаемся в метро, стараясь пропихнуть свои телеса и усесться поудобнее. Совсем страшно, что точно так же мы ведем себя и в доме Божьем.
Господь говорит, что добытое в неуважении к нуждам других людей не идет нам на пользу. Все, построенное на таком неуважении, разрушится. Напротив, примером для нас может быть Сам Господь, Который заботится о благе и спасении всех нас, даже несмотря на то, что мы так пренебрегаем Его милостью и предаем ее.
7 Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды — любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот — кровопролитие; ждал правды, и вот — вопль. |
8 Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле. 9 В уши мои сказал Господь Саваоф: многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые — без жителей; 10 десять участков в винограднике дадут один бат, и хомер посеянного зерна едва принесет ефу. |
11 Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином. 12 И цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют. |
13 За то народ мой пойдет в плен непредвиденно, и вельможи его будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою. 14 За то преисподняя расширилась, и без меры раскрыла пасть свою: и сойдет туда слава их и богатство их, и шум их и всё, что веселит их. 15 И преклонится человек, и смирится муж, и глаза гордых поникнут; 16 а Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог Святый явит святость Свою в правде. |
Слова Господа, которые мы читаем сегодня в пророчестве Исайи, могут быть напрямую обращены почти к каждому из нас. Независимо от обилия имущества, мы во многом живем так, «как будто вы одни поселены на этой земле». Это проявляется не только в том, что мы не оставляем жизненного пространства для других людей, забирая себе все, что только можно. Всякое наше неуважение к другим, унижение окружающих, являются, судя по сегодняшнему слову пророка, тяжким грехом. Важно понимать, что «как будто вы одни поселены на этой земле» относится не только к какому-нибудь большому начальнику, для которого перекрывают движение на пол-Москвы, как будто ему одному надо куда-то ехать. Не в меньшей степени это относится и к нам, когда мы толкаемся в метро, стараясь пропихнуть свои телеса и усесться поудобнее. Совсем страшно, что точно так же мы ведем себя и в доме Божьем.
Господь говорит, что добытое в неуважении к нуждам других людей не идет нам на пользу. Все, построенное на таком неуважении, разрушится. Напротив, примером для нас может быть Сам Господь, Который заботится о благе и спасении всех нас, даже несмотря на то, что мы так пренебрегаем Его милостью и предаем ее.
7 Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды — любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот — кровопролитие; ждал правды, и вот — вопль. |
Заключительные слова знаменитой притчи пророка Исайи о винограднике Господь повторит незадолго до Страстей. Для нас важно, в первую очередь, услышать прямой смысл этой притчи. Ведь то, что относится к ветхозаветному Израилю, не менее актуально для нового Израиля — Церкви, христианского народа. Более того, весь мир в самом начале Библии предстает перед нами как сад Божий. Поэтому притча о винограднике, как и рассказ о падении Адама, является обобщением, относящимся ко всему человеческому роду.
Господь говорит о том, что Его народ — виноградник, насажденный Им для того, чтобы он приносил плод. Не как музей неземной красоты, не как пьедестал почета, не как постоялый двор для усталых путников — как сад, который должен приносить плод. Пророк Исайя говорит о духовном плоде, который все мы можем приносить в реальной, практической жизни. Речь не идет о мистических озарениях или подвигах в культовой области. Главное, чего ждет от нас Господь — правосудия, правды по отношению к ближним. Апостол Павел в Послании к Галатам предлагает более широкое объяснение того, что такое плод, ожидаемый Богом: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». В этом правда, которой ждет от нас Господь. И если мы не будем приносить этого плода, то этот наш выбор приведет к тому, о чем Христос сказал иудеям: «се, оставляется вам дом ваш пуст».
Но пророк, как и Господь, говорят не для того, чтобы предсказать нам беды. Бог всегда хочет нашего покаяния и обращения. Поэтому и важно для нас не бояться услышать это обличение и уповать на Божие обетование о том, что врата ада не одолеют Церковь.
16 а Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог Святый явит святость Свою в правде. 17 И будут пастись овцы по своей воле, и чужие будут питаться оставленными жирными пажитями богатых. |
18 Горе тем, которые влекут на себя беззаконие вервями суетности, и грех — как бы ремнями колесничными; 19 которые говорят: "пусть Он поспешит и ускорит дело Свое, чтобы мы видели, и пусть приблизится и придет в исполнение совет Святаго Израилева, чтобы мы узнали!" |
20 Горе тем, которые зло называют добром, и добро — злом, тьму почитают светом, и свет — тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое — горьким! |
21 Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою! |
22 Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток, 23 которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного! |
24 За то, как огонь съедает солому, и пламя истребляет сено, так истлеет корень их, и цвет их разнесется, как прах; потому что они отвергли закон Господа Саваофа и презрели слово Святаго Израилева. 25 За то возгорится гнев Господа на народ Его, и прострет Он руку Свою на него и поразит его, так что содрогнутся горы, и трупы их будут как помет на улицах. И при всем этом гнев Его не отвратится, и рука Его еще будет простерта. |
«Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!» Очень сложно воспринять эти слова, потому что чувствовать себя не мудрым и не разумным неприятно, а порой просто катастрофично. В Москве есть одна очень хорошая физико-математическая школа, в которую собирают самых талантливых детей. Эта школа дала удивительное соцветие разнообразных деятелей науки и образования, среди ее выпускников масса профессоров и не только физики и математики. Но вот однажды мальчик, учившийся в этой школе, покончил с собой и оставил записку, в которой было написано: «Я не хочу быть дураком». А одна девочка, которая тоже училась в этой школе, вынуждена была потом много лет лечить свои депрессии. И эти двое были, увы, совсем не единственными подобным образом травмированными, травмированными даже до смерти. Разве это хорошо? Так зачем же Библия призывает нас к чему-то такому, чувствовать себя не мудрыми, не разумными, то есть попросту дураками, если это так страшно?! Но на самом деле, как раз наоборот, именно от этой страшной черноты Господь и предостерегает нас этими словами. Ведь в чем было падение первочеловека? Он захотел быть как Бог («и вы будете, как боги» Быт 3:5), а Бог в первую очередь мудр. Но далее: «...вы будете, как боги, знающие добро и зло». А сегодня пророк говорит еще: «Горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом». То есть горе тем, кто, зная добро, его называет злом. Здесь уже не в том беда, что знаем, а в том, что, зная, делаем вид, что не знаем, такое вот своего рода второе грехопадение «в обратную сторону». Так зачем же нам в ту или в обратную сторону отпадать от Бога? Если как-то очень глубоко внутренне понять, что Бог во много раз мудрее самого мудрого из нас, человеков, если всегда помнить это, держать в уме эту высоту недостижимую и непререкаемую, то вся наша разница друг между другом нивелируется. Она станет мало заметной, как мало заметна разница между домами, даже небоскребами, и лачугами, когда смотришь на них из иллюминатора самолета. Просто сам вопрос потеряет смысл. Когда думаешь о собственном ничтожестве, о собственной глупости, греховности, никчемности, то неизбежно приходишь к мысли: «Так зачем я живу?» И только одно спасет нас: Бог такой мудрый, мудрее всякого самого мудрого человека, любит меня, хочет, чтобы я жил, «восхотел мне быти». И тогда вопрос: «Тварь я дрожащая или право имею?» - просто перестает быть. Он любит меня, Он привел меня сюда и благословил на жизнь, ибо «с каждым Бог говорит прежде, чем сотворит…» (Р.М. Рильке)
16 а Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог Святый явит святость Свою в правде. 17 И будут пастись овцы по своей воле, и чужие будут питаться оставленными жирными пажитями богатых. |
18 Горе тем, которые влекут на себя беззаконие вервями суетности, и грех — как бы ремнями колесничными; 19 которые говорят: "пусть Он поспешит и ускорит дело Свое, чтобы мы видели, и пусть приблизится и придет в исполнение совет Святаго Израилева, чтобы мы узнали!" |
20 Горе тем, которые зло называют добром, и добро — злом, тьму почитают светом, и свет — тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое — горьким! |
21 Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою! |
22 Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток, 23 которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного! |
24 За то, как огонь съедает солому, и пламя истребляет сено, так истлеет корень их, и цвет их разнесется, как прах; потому что они отвергли закон Господа Саваофа и презрели слово Святаго Израилева. 25 За то возгорится гнев Господа на народ Его, и прострет Он руку Свою на него и поразит его, так что содрогнутся горы, и трупы их будут как помет на улицах. И при всем этом гнев Его не отвратится, и рука Его еще будет простерта. |
В сегодняшнем отрывке из пророка Исайи Господь говорит о вещах, которые 20 веку по Р.Х. были свойственны едва ли не больше, чем 8 веку до Р.Х., когда Исайя записывал слова Господни. «Пусть Он поспешит и ускорит дело Свое, чтобы мы увидели», говорили тогда иудеи. «Космонавты летали в космос и никакого Бога там не видели», говорили мы в прошлом веке. «Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою», говорит на это Господь. Гибель и разрушение ожидают человечество, отвергающее слово Господа.
Важно услышать эти слова в их собственном смысле. Это не угроза, какой мы грозим расшалившимся детям. Это констатация суровой правды: грех есть порок, несовместимый с жизнью. Господь говорит нам о плодах нашего собственного нравственного выбора, которых мы сами не хотим видеть.
1 Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы. 2 И Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды. |
3 И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим. 4 Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды? |
5 Итак Я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим: отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем. 6 И оставлю его в запустении; не будут ни обрезывать, ни вскапывать его — и зарастет он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя. |
7 Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды — любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот — кровопролитие; ждал правды, и вот — вопль. |
8 Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле. 9 В уши мои сказал Господь Саваоф: многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые — без жителей; 10 десять участков в винограднике дадут один бат, и хомер посеянного зерна едва принесет ефу. |
11 Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином. 12 И цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют. |
13 За то народ мой пойдет в плен непредвиденно, и вельможи его будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою. 14 За то преисподняя расширилась, и без меры раскрыла пасть свою: и сойдет туда слава их и богатство их, и шум их и всё, что веселит их. 15 И преклонится человек, и смирится муж, и глаза гордых поникнут; 16 а Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог Святый явит святость Свою в правде. 17 И будут пастись овцы по своей воле, и чужие будут питаться оставленными жирными пажитями богатых. |
18 Горе тем, которые влекут на себя беззаконие вервями суетности, и грех — как бы ремнями колесничными; 19 которые говорят: "пусть Он поспешит и ускорит дело Свое, чтобы мы видели, и пусть приблизится и придет в исполнение совет Святаго Израилева, чтобы мы узнали!" |
20 Горе тем, которые зло называют добром, и добро — злом, тьму почитают светом, и свет — тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое — горьким! |
21 Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою! |
22 Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток, 23 которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного! |
24 За то, как огонь съедает солому, и пламя истребляет сено, так истлеет корень их, и цвет их разнесется, как прах; потому что они отвергли закон Господа Саваофа и презрели слово Святаго Израилева. 25 За то возгорится гнев Господа на народ Его, и прострет Он руку Свою на него и поразит его, так что содрогнутся горы, и трупы их будут как помет на улицах. И при всем этом гнев Его не отвратится, и рука Его еще будет простерта. |
26 И поднимет знамя народам дальним, и даст знак живущему на краю земли — и вот, он легко и скоро придет. 27 Не будет у него ни усталого, ни изнемогающего; ни один не задремлет и не заснет, и не снимется пояс с чресл его, и не разорвется ремень у обуви его. 28 Стрелы его заострены, и все луки его натянуты; копыта коней его подобны кремню, и колеса его — как вихрь. 29 Рев его — как рев львицы; он рыкает подобно скимнам, и заревет, и схватит добычу и унесет, и никто не отнимет. 30 И заревет на него в тот день как бы рев разъяренного моря; и взглянет он на землю, и вот тьма, горе, и свет померк в облаках. |
Дар пророчества не обязательно сопровождается даром поэтическим, но когда это происходит, результат оказывается потрясающим. Вот и в этой главе мы видим, как Божии истины, открывающиеся Исаие, выливаются в два замечательных с литературной точки зрения произведения: притчу о винограднике и обличение с шестикратным повторением рефрена «горе тем». Не случайно Сын Божий, вообще много цитирующий пророка Исаию, взял эти два отрывка за основу двух своих проповедей.
1 Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы. 2 И Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды. |
3 И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим. 4 Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды? |
5 Итак Я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим: отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем. 6 И оставлю его в запустении; не будут ни обрезывать, ни вскапывать его — и зарастет он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя. |
7 Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды — любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот — кровопролитие; ждал правды, и вот — вопль. |
8 Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле. 9 В уши мои сказал Господь Саваоф: многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые — без жителей; 10 десять участков в винограднике дадут один бат, и хомер посеянного зерна едва принесет ефу. |
11 Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином. 12 И цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют. |
13 За то народ мой пойдет в плен непредвиденно, и вельможи его будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою. 14 За то преисподняя расширилась, и без меры раскрыла пасть свою: и сойдет туда слава их и богатство их, и шум их и всё, что веселит их. 15 И преклонится человек, и смирится муж, и глаза гордых поникнут; 16 а Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог Святый явит святость Свою в правде. 17 И будут пастись овцы по своей воле, и чужие будут питаться оставленными жирными пажитями богатых. |
18 Горе тем, которые влекут на себя беззаконие вервями суетности, и грех — как бы ремнями колесничными; 19 которые говорят: "пусть Он поспешит и ускорит дело Свое, чтобы мы видели, и пусть приблизится и придет в исполнение совет Святаго Израилева, чтобы мы узнали!" |
20 Горе тем, которые зло называют добром, и добро — злом, тьму почитают светом, и свет — тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое — горьким! |
21 Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою! |
22 Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток, 23 которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного! |
24 За то, как огонь съедает солому, и пламя истребляет сено, так истлеет корень их, и цвет их разнесется, как прах; потому что они отвергли закон Господа Саваофа и презрели слово Святаго Израилева. 25 За то возгорится гнев Господа на народ Его, и прострет Он руку Свою на него и поразит его, так что содрогнутся горы, и трупы их будут как помет на улицах. И при всем этом гнев Его не отвратится, и рука Его еще будет простерта. |
26 И поднимет знамя народам дальним, и даст знак живущему на краю земли — и вот, он легко и скоро придет. 27 Не будет у него ни усталого, ни изнемогающего; ни один не задремлет и не заснет, и не снимется пояс с чресл его, и не разорвется ремень у обуви его. 28 Стрелы его заострены, и все луки его натянуты; копыта коней его подобны кремню, и колеса его — как вихрь. 29 Рев его — как рев львицы; он рыкает подобно скимнам, и заревет, и схватит добычу и унесет, и никто не отнимет. 30 И заревет на него в тот день как бы рев разъяренного моря; и взглянет он на землю, и вот тьма, горе, и свет померк в облаках. |
Слова о садовнике, переставшем ухаживать за виноградником после того, как тот произрастил дикие ягоды, могут показаться странными, ведь обычно садовник усиливает уход за слабыми растениями, чтобы те принесли хороший урожай. Но в этой притче Господь приоткрывает перед нами тайну человеческой свободы, с которой Он не просто считается, но и относится к ней уважительно. Хотите приносить дикие плоды и отстраниться от воли Виноградаря — ваше право, но тогда и пеняйте сами на себя и сами расхлёбывайте то, что заварили.
Должно быть, кому-то такие рассуждения покажутся недопустимо жестокими. Но именно такой подход, при всей его строгости, свидетельствует о серьёзном отношении к людям, способным быть взрослыми и ответственными. Вас же много раз предупреждали, неужели вы не думали, что всё это на самом деле серьёзно? А раз так, то не удивляйтесь, что за всё вами совершённое приходится терпеть бедствия.
Всё это так. Но Его логика всё равно превосходит человеческую. Относясь к нам как к взрослым, Он в то же самое время продолжает относиться к нам и как к Своим неразумным, но любимым детям. Дав возможность испытать последствия наших собственных дел, Он по-прежнему рядом с нами и не оставляет нас Своей любовью.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||