25 И став Азария молился и, открыв уста свои среди огня, возгласил:
Свернуть
Сегодня в предании о трёх отроках уже трудно отделить легенду от истории. Слишком много анахронизмов в тексте, слишком часто встречаются в нём явные преувеличения, гиперболы, свойственные скорее легендам, чем историческим описаниям. Но ведь и легенда, если священнописатель счёл нужным не только её использовать, но и сохранить весь её колорит, нередко разрушающий правдоподобие рассказа, не могла появиться в Библии случайно. В чём же смысл легенды о трёх отроках? Почему и когда она появилась?
Скорее всего она, как и вся Книга Даниила, получила свою нынешнюю форму во II в. до н.э., во время гонений Антиоха Эпифана и Маккавейских войн, ставшими ответом на эти гонения. Эпоха, когда была написана Книга Даниила, была эпохой героев и мучеников, страданий верных и священной войны с неверными, с язычниками-сирийцами, осквернившими Храм и организовавшими гонения на Синагогу. А еще это была эпоха напряжённых, почти лихорадочных мессианских ожиданий, ожиданий Мессии, Который придёт, как победоносный военачальник, после победы становящийся Царём, главой того Царства, которое преобразит мир, положив конец прежней истории.
Книга Даниила — обо всём этом. Но она и о людях, тех обычных людях, которые во времена войн и гонений вовсе не были уверены, что доживут до победы Мессии и торжества мессианского Царства. И легенда о трёх отроках говорила им: они доживут. Доживут потому, что на стороне Мессии не только люди, но и Бог, и Его ангелы, которые не оставят тех, кто сохранит верность до конца.
Даже огонь, из которого не выйти живым, ещё не означает конца: Бог, послав Своих ангелов, может провести Своих верных через огонь так же, как во времена Моисея провёл Он Свой народ сквозь море. Но пройти этим путём будет так же непросто, как впоследствии, когда Мессия действительно придёт, Его ученику будет непросто идти за Ним по воде.
Царство есть Царство: стихии в нём всегда абсолютно послушны дыханию Божию, живущим в Царстве и дышащим этим дыханием необязательно в огне сгорать, а в воде тонуть, и огонь, и вода могут стать для них такими, какими жители Царства захотят их видеть. Главное зависит не от преображённых стихий Царства, а от человека, от того, какой жизнью он живёт: жизнью «мира сего» или жизнью Царства. И если жизнь Царства действительно становится его жизнью, возможно всё. Даже то, что по законам «мира сего» кажется легендой.
Другие мысли вслух
На Дан 3:1
1 Царь Навуходоносор сделал золотой истукан, вышиною в шестьдесят локтей, шириною в шесть локтей, поставил его на поле Деире, в области Вавилонской.
Свернуть
Молитва отроков и песнь, славящая все, сотворенное Богом, как и сама история о том, как Седрах, Мисах и Авденаго...
Читать далее
Молитва отроков и песнь, славящая все, сотворенное Богом, как и сама история о том, как Седрах, Мисах и Авденаго отказались поклониться золотому истукану и прошли через испытание огнем, часто упоминается в последующих книгах Священного Писания (1 Макк 2:59; Евр 11:34) и впоследствии в христианском богослужении. Не случайно это свидетельство веры занимает такое место в жизни Церкви. Здесь мы ясно видимо общность духа, которое связывает Ветхий и Новый Заветы, праведников и святых избранного народа и Церкви Христовой. Как отроки свидетельствовали перед Навуходоносором о том, что «Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит», так же и апостол Павел говорил в испытаниях: «Бог, Которому принадлежу я и Которому служу».
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии
Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).