Ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет.
Свернуть
Что мы называем светом? Как мы определяем, что то, что мы видим, есть свет? В том-то и дело, что не мы определяем: определил Бог, когда при сотворении мира сказал: «Да будет свет». Свет — это реальность, созданная Богом, и мы «видим» как свет, называем светом не нечто произвольное, а именно эту реальность. Казалось бы, это просто, и я ломлюсь в открытую дверь. Но теперь давайте вспомним про первую половину стиха. Жизнь ведь тоже сотворена Богом, но мы почему-то все время ее присваиваем. Мы говорим: «моя жизнь», «наша жизнь», как будто это то, что мы сами себе сделали и сами себе определяем. Мы считаем себя вправе вести эту жизнь «кое-как», безрассудно тратить ее и даже прекращать по собственному произволу. И вот псалмопевец возвращает себя и нас к правильному пониманию: Бог — источник жизни, как и источник света. Жизнь, даже наша собственная, имеет свое основание не в нас, а в Боге, подобно тому, как реальность света определяется не тем, что мы его видим, а тем, что Бог его создал.
Другие мысли вслух
На Пс 36:1-13
Псалом Давида
א – алеф
1
Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие.
2
Ибо они, как трава, скоро будут подкошены, и, как зеленеющий злак, увянут.
ב – бет
3
Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину.
4
Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего.
ג– гимел
5
Предай Господу путь твой, и уповай на Него, и Он совершит,
6
и выведет, как свет, правду твою, и справедливость твою, как полдень.
ד – далет
7
Покорись Господу и надейся на Него. Не ревнуй успевающему в пути своем, человеку лукавствующему.
ה – ге
8
Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло.
9
Ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю.
ו – вав
10
Еще немного, и не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его.
11
А кроткие наследуют землю, и насладятся множеством мира.
ז – заин
12
Нечестивый злоумышляет против праведника и скрежещет на него зубами своими;
13
Господь же посмевается над ним: ибо видит, что приходит день его.
ח – хет
Свернуть
Почему в сердце праведного, обращающегося к Богу, говорит нечестие беззаконного? Только ли из-за того, что взывающий...
Читать далее
Почему в сердце праведного, обращающегося к Богу, говорит нечестие беззаконного? Только ли из-за того, что взывающий остро реагирует на всякое зло, с которым сталкивается? Или же по той причине, что зло, кем бы оно ни было совершено, действует искусительно, провоцируя дремлющий в каждом из нас греховный потенциал? Так или иначе, обличение греха обычно не бывает действенным, если сочетается с горделивой похвальбой собственной праведностью.
Псалмопевец знает, что покаяние бывает и неподлинным. Форма фальшивого покаяния, о которой здесь идёт речь, несмотря на свою древность удивительно современна. При нынешней поголовной психологической грамотности велик соблазн назвать покаянием не отворачивание от греха, а псевдоанализирующую рефлексию. В итоге вместо ненависти к нашему собственному злу и его отвержения — самооправдание, прослоенное самолюбованием.
Но никакое лукавство не отменит того, что зло остаётся злом, какие бы извинительные оправдания мы ни подбирали, и только Господь Своей милостью может избавить нас от власти греха.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии
Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).