Ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет.
Свернуть
Что мы называем светом? Как мы определяем, что то, что мы видим, есть свет? В том-то и дело, что не мы определяем: определил Бог, когда при сотворении мира сказал: «Да будет свет». Свет — это реальность, созданная Богом, и мы «видим» как свет, называем светом не нечто произвольное, а именно эту реальность. Казалось бы, это просто, и я ломлюсь в открытую дверь. Но теперь давайте вспомним про первую половину стиха. Жизнь ведь тоже сотворена Богом, но мы почему-то все время ее присваиваем. Мы говорим: «моя жизнь», «наша жизнь», как будто это то, что мы сами себе сделали и сами себе определяем. Мы считаем себя вправе вести эту жизнь «кое-как», безрассудно тратить ее и даже прекращать по собственному произволу. И вот псалмопевец возвращает себя и нас к правильному пониманию: Бог — источник жизни, как и источник света. Жизнь, даже наша собственная, имеет свое основание не в нас, а в Боге, подобно тому, как реальность света определяется не тем, что мы его видим, а тем, что Бог его создал.
Другие мысли вслух
На Пс 35:1-13
2
Нечестие беззаконного говорит в сердце моем: нет страха Божия пред глазами его.
3
Ибо он льстит себе в глазах своих, будто отыскивает беззаконие свое, чтобы возненавидеть его.
4
Слова уст его — неправда и лукавство; не хочет он вразумиться, чтобы делать добро.
5
На ложе своем замышляет беззаконие, становится на путь недобрый, не гнушается злом.
6
Господи! милость Твоя до небес, истина Твоя до облаков!
7
Правда Твоя, как горы Божии, и судьбы Твои — бездна великая! Человеков и скотов хранишь Ты, Господи!
8
Как драгоценна милость Твоя, Боже! Сыны человеческие в тени крыл Твоих покойны:
9
насыщаются от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их.
10
Ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет.
11
Продли милость Твою к знающим Тебя и правду Твою к правым сердцем.
12
Да не наступит на меня нога гордыни, и рука грешника да не изгонит меня.
13
Там пали делающие беззаконие, низринуты и не могут встать.
Свернуть
Почему в сердце праведного, обращающегося к Богу, говорит нечестие беззаконного? Только ли из-за того, что взывающий...
Читать далее
Почему в сердце праведного, обращающегося к Богу, говорит нечестие беззаконного? Только ли из-за того, что взывающий остро реагирует на всякое зло, с которым сталкивается? Или же по той причине, что зло, кем бы оно ни было совершено, действует искусительно, провоцируя дремлющий в каждом из нас греховный потенциал? Так или иначе, обличение греха обычно не бывает действенным, если сочетается с горделивой похвальбой собственной праведностью.
Псалмопевец знает, что покаяние бывает и неподлинным. Форма фальшивого покаяния, о которой здесь идёт речь, несмотря на свою древность удивительно современна. При нынешней поголовной психологической грамотности велик соблазн назвать покаянием не отворачивание от греха, а псевдоанализирующую рефлексию. В итоге вместо ненависти к нашему собственному злу и его отвержения — самооправдание, прослоенное самолюбованием.
Но никакое лукавство не отменит того, что зло остаётся злом, какие бы извинительные оправдания мы ни подбирали, и только Господь Своей милостью может избавить нас от власти греха.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии
Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).