Ибо он избавит нищего, вопиющего, и угнетенного, у которого нет помощника.
13
Будет милосерд к нищему и убогому, и души убогих спасет.
Свернуть
Во все века люди мечтают о торжестве справедливости на земле, о праведном суде и справедливом правлении, но трезво сознавали, что в нашем греховном мире это редко достижимо. Но всё-таки даже в падшем состоянии среди людей немало таких, кто хотя бы приглушённо в своих делах сумел отразить отблеск Господней милости. И пусть не все поступки Соломона были безупречны, он не раз спотыкался, и Библия не скрывает его неверных шагов. Но в лучшие часы он следовал за той мудростью, которую получил свыше.
В начале псалма говорится о том, что царю дано судить нищих. Можно спросить: для чего? Неужели для того, чтобы засудить их? Но далее становится ясно: если суд — торжество справедливости, то судить нищих означает поступать с ними справедливо. Так в образе мудрого царя псалмопевец постарался выразить представление о торжестве высшей правды.
Но высшая справедливость утвердится только тогда, когда воцарится Сам Господь. Пусть величественное правление Соломона дало краски для картин грядущего торжества, но само оно превзойдёт всё, что мы можем представить.
Другие мысли вслух
На Пс 71:1-20
О Соломоне. (Псалом Давида)
1
Боже! даруй царю Твой суд и сыну царя Твою правду,
2
да судит праведно людей Твоих и нищих Твоих на суде.
3
Да принесут горы мир людям и холмы правду.
4
Да судит нищих народа, да спасет сынов убогого, и смирит притеснителя.
5
И будут бояться Тебя, доколе пребудут солнце и луна, в роды родов.
6
Он сойдет, как дождь на скошенный луг, как капли, орошающие землю.
7
Во дни его процветет праведник, и будет обилие мира, доколе не престанет луна.
8
Он будет обладать от моря до моря и от реки (* Евфрат) до концов земли.
9
Падут пред ним жители пустынь, и враги его будут лизать прах.
10
Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары.
11
И поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему.
12
Ибо он избавит нищего, вопиющего, и угнетенного, у которого нет помощника.
13
Будет милосерд к нищему и убогому, и души убогих спасет.
14
От коварства и насилия избавит души их, и драгоценна будет кровь их пред очами его.
15
И будет жить, и будут давать ему от золота Аравии, и будут молиться о нем непрестанно, всякий день благословлять его.
16
Будет обилие хлеба на земле, наверху гор; плоды его будут волноваться, как лес на Ливане, и в городах размножатся люди, как трава на земле.
17
Будет имя его (благословенно) вовек; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя его. И благословятся в нем (все племена земные), все народы ублажат его.
18
Благословен Господь Бог, Бог Израилев, един творящий чудеса!
19
И благословенно имя славы Его вовек, и наполнится славою Его вся земля. Аминь и аминь.
20
Кончились молитвы Давида, сына Иессеева.
Свернуть
В Книге Псалмов немало гимнов, рассказывающих о тяжёлом жизненном пути праведника. Во многих случаях, вполне вероятно, речь идёт о самых настоящих гонениях, которые...
Читать далее
В Книге Псалмов немало гимнов, рассказывающих о тяжёлом жизненном пути праведника. Во многих случаях, вполне вероятно, речь идёт о самых настоящих гонениях, которые обрушились, в частности, на последователей Исайи Иерусалимского во время правления Манассии, сразу после смерти благочестивого царя Езекии.
Но такую ситуацию, ситуацию неприятия миром праведника и пути праведности, можно считать универсальной, и самое лучшее объяснение этому неприятию можно найти в Евангелии, где Иисус объясняет его тем, что праведность вообще чужда падшему миру, она ему иноприродна в том смысле, что праведник, в какие бы времена он ни жил, всегда живёт по законам Царства, а не по законам ветхого мира. Для праведников дохристианских времён это справедливо так же, как и для праведников христианской эпохи.
И всё же, несмотря на неизбежность конфликта праведника с падшим миром, а значит, и на неизбежность гонений и преследований, в яхвистской гимнографии нередко звучит просьба защитить от гонений и наказать гонителей-нечестивцев. Такая, на первый взгляд, непоследовательность на самом деле непоследовательностью вовсе не является. Она была бы таковой, если бы праведность вся без остатка принадлежала бы только тому времени, внутри которого мы живём.
Она, однако, принадлежит не только времени, но и вечности Божьей: ведь праведность — дело не только человеческое, но, прежде всего, Божье, или, вернее, богочеловеческое: всякая праведность есть не что иное, как проекция праведности Божьей в наш поражённый грехом мир через конкретного человека, который встаёт на путь праведности.
При таком взгляде на ситуацию торжество праведника оказывается уже не только его личным торжеством, но также и торжеством Божьим, а значит, в мессианской перспективе, и торжеством Царства. Торжеством, которого праведник не может не ждать и которое его не может не радовать.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии
Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).