1 Слушайте это слово, в котором я подниму плач о вас, дом Израилев. 2 Упала, не встает более дева Израилева! повержена на земле своей, и некому поднять ее. |
3 Ибо так говорит Господь Бог: город, выступавший тысячею, останется только с сотнею, и выступавший сотнею, останется с десятком у дома Израилева. |
4 Ибо так говорит Господь дому Израилеву: взыщите Меня, и будете живы. 5
Не ищите Вефиля и не ходите в Галгал, и в Вирсавию не странствуйте, ибо Галгал весь пойдет в плен и Вефиль обратится в ничто. |
6 Взыщите Господа, и будете живы, чтобы Он не устремился на дом Иосифов как огонь, который пожрет его, и некому будет погасить его в Вефиле. 7 О, вы, которые суд превращаете в отраву и правду повергаете на землю! |
8 Кто сотворил семизвездие и Орион, и претворяет смертную тень в ясное утро, а день делает темным как ночь, призывает воды морские и разливает их по лицу земли? — Господь имя Ему! 9 Он укрепляет опустошителя против сильного, и опустошитель входит в крепость. |
10 А они ненавидят обличающего в воротах и гнушаются тем, кто говорит правду. 11 Итак за то, что вы попираете бедного и берете от него подарки хлебом, вы построите домы из тесаных камней, но жить не будете в них; разведете прекрасные виноградники, а вино из них не будете пить. 12 Ибо Я знаю, как многочисленны преступления ваши и как тяжки грехи ваши: вы враги правого, берете взятки и извращаете в суде дела бедных. 13 Поэтому разумный безмолвствует в это время, ибо злое это время. |
14 Ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых — и тогда Господь Бог Саваоф будет с вами, как вы говорите. 15 Возненавидьте зло и возлюбите добро, и восстановите у ворот правосудие; может быть, Господь Бог Саваоф помилует остаток Иосифов. |
16 Посему так говорит Господь Бог Саваоф, Вседержитель: на всех улицах будет плач, и на всех дорогах будут восклицать: "увы, увы!", и призовут земледельца сетовать и искусных в плачевных песнях — плакать, 17 и во всех виноградниках будет плач, ибо Я пройду среди тебя, говорит Господь. |
18 Горе желающим дня Господня! для чего вам этот день Господень? он тьма, а не свет, 19
то же, как если бы кто убежал от льва, и попался бы ему навстречу медведь, или если бы пришел домой и оперся рукою о стену, и змея ужалила бы его. 20 Разве день Господень не мрак, а свет? он тьма, и нет в нем сияния. |
21 Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших. 22 Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших. 23 Удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать. 24 Пусть, как вода, течет суд, и правда — как сильный поток! |
25 Приносили ли вы Мне жертвы и хлебные дары в пустыне в течение сорока лет, дом Израилев? 26 Вы носили скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана, изображения, которые вы сделали для себя. 27 За то Я переселю вас за Дамаск, говорит Господь; Бог Саваоф — имя Ему! |
1 Горе беспечным на Сионе и надеющимся на гору Самарийскую именитым первенствующего народа, к которым приходит дом Израиля! 2 Пройдите в Калне и посмотрите, оттуда перейдите в Емаф великий и спуститесь в Геф Филистимский: не лучше ли они сих царств? не обширнее ли пределы их пределов ваших? 3 Вы, которые день бедствия считаете далеким и приближаете торжество насилия — 4 вы, которые лежите на ложах из слоновой кости и нежитесь на постелях ваших, едите лучших овнов из стада и тельцов с тучного пастбища, 5 поете под звуки гуслей, думая, что владеете музыкальным орудием, как Давид, 6 пьете из чаш вино, мажетесь наилучшими мастями, и не болезнуете о бедствии Иосифа! 7 За то ныне пойдут они в плен во главе пленных, и кончится ликование изнеженных. |
8 Клянется Господь Бог Самим Собою, и так говорит Господь Бог Саваоф: гнушаюсь высокомерием Иакова и ненавижу чертоги его, и предам город и все, что наполняет его. |
9 И будет: если в каком доме останется десять человек, то умрут и они, 10 и возьмет их родственник их или сожигатель, чтобы вынести кости их из дома, и скажет находящемуся при доме: есть ли еще у тебя кто? Тот ответит: нет никого. И скажет сей: молчи! ибо нельзя упоминать имени Господня. |
11 Ибо вот, Господь даст повеление и поразит большие дома расселинами, а малые дома — трещинами. 12 Бегают ли кони по скале? можно ли распахивать ее волами? Вы между тем суд превращаете в яд и плод правды в горечь; 13 вы, которые восхищаетесь ничтожными вещами и говорите: "не своею ли силою мы приобрели себе могущество?" 14 Вот Я, говорит Господь Бог Саваоф, воздвигну народ против вас, дом Израилев, и будут теснить вас от входа в Емаф до потока в пустыне. |
Пророк Амос обличает народ Израиля в их грехах, суть которых — отсутствие любви, и предупреждает о грядущей катастрофе. Но цель пророчества — не напугать людей так, чтобы у них руки опустились, а подвигнуть их к изменению жизни. Пророчества — не столько предсказания, сколько педагогика. Поэтому главное здесь — не грядущие ужасы, а призыв к перевороту человеческих представлений (в этом смысл слова «покаяние») (Ам. 5:18-24) и восстановлению отношений с Богом (Ам. 5:4; 5:14-15).
И Амос продолжает. Пророки всегда очень неудобны: только достигнешь чего-то для себя, расслабишься — тут как тут пророк, и все ему не так! Да кто ему дал такое право? Сердце, горящее любовью к Богу и страдающее от нашей разделенности с Ним. Поэтому Бог призывает его нести нам слова Господни и в каком-то смысле Сам говорит нам эти слова через Своего пророка (см., например, ст. 8 и 14).
1 Слушайте это слово, в котором я подниму плач о вас, дом Израилев. 2 Упала, не встает более дева Израилева! повержена на земле своей, и некому поднять ее. |
3 Ибо так говорит Господь Бог: город, выступавший тысячею, останется только с сотнею, и выступавший сотнею, останется с десятком у дома Израилева. |
4 Ибо так говорит Господь дому Израилеву: взыщите Меня, и будете живы. 5
Не ищите Вефиля и не ходите в Галгал, и в Вирсавию не странствуйте, ибо Галгал весь пойдет в плен и Вефиль обратится в ничто. |
6 Взыщите Господа, и будете живы, чтобы Он не устремился на дом Иосифов как огонь, который пожрет его, и некому будет погасить его в Вефиле. 7 О, вы, которые суд превращаете в отраву и правду повергаете на землю! |
8 Кто сотворил семизвездие и Орион, и претворяет смертную тень в ясное утро, а день делает темным как ночь, призывает воды морские и разливает их по лицу земли? — Господь имя Ему! 9 Он укрепляет опустошителя против сильного, и опустошитель входит в крепость. |
10 А они ненавидят обличающего в воротах и гнушаются тем, кто говорит правду. 11 Итак за то, что вы попираете бедного и берете от него подарки хлебом, вы построите домы из тесаных камней, но жить не будете в них; разведете прекрасные виноградники, а вино из них не будете пить. 12 Ибо Я знаю, как многочисленны преступления ваши и как тяжки грехи ваши: вы враги правого, берете взятки и извращаете в суде дела бедных. 13 Поэтому разумный безмолвствует в это время, ибо злое это время. |
14 Ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых — и тогда Господь Бог Саваоф будет с вами, как вы говорите. 15 Возненавидьте зло и возлюбите добро, и восстановите у ворот правосудие; может быть, Господь Бог Саваоф помилует остаток Иосифов. |
16 Посему так говорит Господь Бог Саваоф, Вседержитель: на всех улицах будет плач, и на всех дорогах будут восклицать: "увы, увы!", и призовут земледельца сетовать и искусных в плачевных песнях — плакать, 17 и во всех виноградниках будет плач, ибо Я пройду среди тебя, говорит Господь. |
18 Горе желающим дня Господня! для чего вам этот день Господень? он тьма, а не свет, 19
то же, как если бы кто убежал от льва, и попался бы ему навстречу медведь, или если бы пришел домой и оперся рукою о стену, и змея ужалила бы его. 20 Разве день Господень не мрак, а свет? он тьма, и нет в нем сияния. |
Сегодняшнее чтение посвящено центральной теме проповеди Амоса — теме дня Яхве (в Синодальном переводе — «дня Господня») (ст. 18–20). По-видимому, речь идёт об особом празднике, существовавшем в допленный период, который отмечался осенью, вероятно, около того времени, когда празднуется Йом-кипур. Традиционно это был день торжества Яхве как Бога Израиля и день суда над всеми врагами народа Божия. Неудивительно, что жители Северного Царства, как и все евреи, ждали его, как дня торжества своего Бога, а значит, и своего собственного тоже.
Между тем, Амос видит день Яхве совершенно иначе. Для него это тоже день Суда, но не над врагами народа Божия, а над самим Израилем. Он понимает, что Суд, говоря словами Павла, «начинается с дома Божия». Для современников Амоса такое понимание было новым и неожиданным, они были уверены, что им-то никакой Суд во всяком случае не грозит, ведь они в противостоянии Бога с Его врагами оказались на правильной стороне. О том, что никакой их собственной заслуги в том, что они родились евреями, нет, никто, по-видимому, не задумывался.
Но проповедь Амоса о Суде была новой ещё и в другом отношении. Традиционное представление о Суде было связано со своеобразным ритуалом, который включал в себя оценку человека в соответствии с определёнными критериями. Собственно, Суд и был своего рода тестом на соответствие человека этим критериям. Для Амоса Суд, очевидно, не таков. Не случайно он предупреждает о том, что день Суда легко может стать для многих не днём света, а днём тьмы (ст. 18, 20).
Богоявление во времена Амоса ассоциировались у верующих яхвистов именно со светом, с сиянием, которым Бог обозначал место Своего присутствия. Как же тогда мог день торжества Яхве превратиться в день тьмы? Такое, очевидно, было бы возможно лишь в том случае, если бы те, кто захотел бы увидеть это сияющее присутствие, придя в Храм, не увидел бы ничего. Когда перед глазами человека оказывается нечто, чего он не может ни увидеть, ни услышать, ни воспринять как-то иначе, это невоспринимаемое становится для него непроглядной тьмой. Но тогда становится ясно, что для Амоса Суд — не тест на соответствие каким бы то ни было критериям, пусть даже самым строгим. Суд для него — момент встречи человека с Богом лицом к лицу. И тогда уже только от духовного состояния приходящего на Суд зависит, станет для него день Суда днём света или днём тьмы. Не Бог осуждает человека на Суде, а его собственные грехи. И именно они превращают свет Божий в непроницаемую тьму.
1 Слушайте это слово, в котором я подниму плач о вас, дом Израилев. 2 Упала, не встает более дева Израилева! повержена на земле своей, и некому поднять ее. |
3 Ибо так говорит Господь Бог: город, выступавший тысячею, останется только с сотнею, и выступавший сотнею, останется с десятком у дома Израилева. |
4 Ибо так говорит Господь дому Израилеву: взыщите Меня, и будете живы. 5
Не ищите Вефиля и не ходите в Галгал, и в Вирсавию не странствуйте, ибо Галгал весь пойдет в плен и Вефиль обратится в ничто. |
6 Взыщите Господа, и будете живы, чтобы Он не устремился на дом Иосифов как огонь, который пожрет его, и некому будет погасить его в Вефиле. 7 О, вы, которые суд превращаете в отраву и правду повергаете на землю! |
8 Кто сотворил семизвездие и Орион, и претворяет смертную тень в ясное утро, а день делает темным как ночь, призывает воды морские и разливает их по лицу земли? — Господь имя Ему! 9 Он укрепляет опустошителя против сильного, и опустошитель входит в крепость. |
10 А они ненавидят обличающего в воротах и гнушаются тем, кто говорит правду. 11 Итак за то, что вы попираете бедного и берете от него подарки хлебом, вы построите домы из тесаных камней, но жить не будете в них; разведете прекрасные виноградники, а вино из них не будете пить. 12 Ибо Я знаю, как многочисленны преступления ваши и как тяжки грехи ваши: вы враги правого, берете взятки и извращаете в суде дела бедных. 13 Поэтому разумный безмолвствует в это время, ибо злое это время. |
14 Ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых — и тогда Господь Бог Саваоф будет с вами, как вы говорите. 15 Возненавидьте зло и возлюбите добро, и восстановите у ворот правосудие; может быть, Господь Бог Саваоф помилует остаток Иосифов. |
16 Посему так говорит Господь Бог Саваоф, Вседержитель: на всех улицах будет плач, и на всех дорогах будут восклицать: "увы, увы!", и призовут земледельца сетовать и искусных в плачевных песнях — плакать, 17 и во всех виноградниках будет плач, ибо Я пройду среди тебя, говорит Господь. |
18 Горе желающим дня Господня! для чего вам этот день Господень? он тьма, а не свет, 19
то же, как если бы кто убежал от льва, и попался бы ему навстречу медведь, или если бы пришел домой и оперся рукою о стену, и змея ужалила бы его. 20 Разве день Господень не мрак, а свет? он тьма, и нет в нем сияния. |
Наряду с обличениями и призывами к покаянию, пророк Амос развивает еще одну тему — тему Дня Господня.
Израиль живет в это время в очень трудной ситуации: он окружен враждебными языческими государствами, ведет бесконечные не слишком успешные войны, люди страдают... Но есть одна надежда, одно упование: придет Господь, Бог Всемогущий, и в тот день — День Яхве, День Господень — Сам Бог наведет порядок в этом мире: покарает всех язычников и установит благоуспешное царство Израилю — как во времена Давида и Соломона. Конечно, люди напряженно ожидали пришествия этого дня. Но вот, что говорит пророк: «Вы ожидаете, что этот день будет тьмой для язычников и светом для вас? Вы ошибаетесь: он и для вас будет тьмой, потому что по преступлениям своим вы не лучше язычников». Но еще не поздно все изменить — для этого нужно отказаться от зла и взыскать Господа.
14 Ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых — и тогда Господь Бог Саваоф будет с вами, как вы говорите. |
Что значит «искать добра, а не зла»? Вроде, очевидно: стараться делать добрые дела, а не злые. Но разве мы не так поступаем? Разве есть что-то, что мы делаем не из добрых побуждений? «Мы», а не «они» — мы сейчас не других, а себя оцениваем! А все-таки дела оказываются злыми слишком часто, возможно, потому, что этими поступками мы реагируем на зло вокруг нас, пытаемся его наказать или искоренить.
Давайте попробуем действительно искать добра, а не зла. Не закрывая глаза на существование зла в мире, в людях, в нас самих, все-таки в первую очередь стараться видеть добро, хотя бы крупицы его. Быть может, тогда нам не захочется сразу же отвечать злом на зло, а захочется попробовать изменить, улучшить отношения, умножить добро. Вот тогда с нами воистину будет Бог, о Котором сказано, что Он есть любовь.
1 Горе беспечным на Сионе и надеющимся на гору Самарийскую именитым первенствующего народа, к которым приходит дом Израиля! 2 Пройдите в Калне и посмотрите, оттуда перейдите в Емаф великий и спуститесь в Геф Филистимский: не лучше ли они сих царств? не обширнее ли пределы их пределов ваших? 3 Вы, которые день бедствия считаете далеким и приближаете торжество насилия — 4 вы, которые лежите на ложах из слоновой кости и нежитесь на постелях ваших, едите лучших овнов из стада и тельцов с тучного пастбища, 5 поете под звуки гуслей, думая, что владеете музыкальным орудием, как Давид, 6 пьете из чаш вино, мажетесь наилучшими мастями, и не болезнуете о бедствии Иосифа! 7 За то ныне пойдут они в плен во главе пленных, и кончится ликование изнеженных. |
8 Клянется Господь Бог Самим Собою, и так говорит Господь Бог Саваоф: гнушаюсь высокомерием Иакова и ненавижу чертоги его, и предам город и все, что наполняет его. |
9 И будет: если в каком доме останется десять человек, то умрут и они, 10 и возьмет их родственник их или сожигатель, чтобы вынести кости их из дома, и скажет находящемуся при доме: есть ли еще у тебя кто? Тот ответит: нет никого. И скажет сей: молчи! ибо нельзя упоминать имени Господня. |
11 Ибо вот, Господь даст повеление и поразит большие дома расселинами, а малые дома — трещинами. 12 Бегают ли кони по скале? можно ли распахивать ее волами? Вы между тем суд превращаете в яд и плод правды в горечь; 13 вы, которые восхищаетесь ничтожными вещами и говорите: "не своею ли силою мы приобрели себе могущество?" 14 Вот Я, говорит Господь Бог Саваоф, воздвигну народ против вас, дом Израилев, и будут теснить вас от входа в Емаф до потока в пустыне. |
Обличения Амоса продолжаются. Пророки всегда очень неудобны: только достигнешь чего-то для себя, расслабишься — тут как тут пророк, и все ему не так! Да кто ему дал такое право? Сердце, горящее любовью к Богу и страдающее от нашей разделенности с Ним. Поэтому Бог призывает его нести нам слова Господни и в каком-то смысле Сам говорит нам эти слова через Своего пророка (см., например, ст. 8 и 14). Жаждем ли мы их услышать, ищем ли мы их, соглашаемся ли мы найти их в том, что нам неприятно, что нас обличает?
1 Горе беспечным на Сионе и надеющимся на гору Самарийскую именитым первенствующего народа, к которым приходит дом Израиля! 2 Пройдите в Калне и посмотрите, оттуда перейдите в Емаф великий и спуститесь в Геф Филистимский: не лучше ли они сих царств? не обширнее ли пределы их пределов ваших? 3 Вы, которые день бедствия считаете далеким и приближаете торжество насилия — 4 вы, которые лежите на ложах из слоновой кости и нежитесь на постелях ваших, едите лучших овнов из стада и тельцов с тучного пастбища, 5 поете под звуки гуслей, думая, что владеете музыкальным орудием, как Давид, 6 пьете из чаш вино, мажетесь наилучшими мастями, и не болезнуете о бедствии Иосифа! 7 За то ныне пойдут они в плен во главе пленных, и кончится ликование изнеженных. |
8 Клянется Господь Бог Самим Собою, и так говорит Господь Бог Саваоф: гнушаюсь высокомерием Иакова и ненавижу чертоги его, и предам город и все, что наполняет его. |
9 И будет: если в каком доме останется десять человек, то умрут и они, 10 и возьмет их родственник их или сожигатель, чтобы вынести кости их из дома, и скажет находящемуся при доме: есть ли еще у тебя кто? Тот ответит: нет никого. И скажет сей: молчи! ибо нельзя упоминать имени Господня. |
11 Ибо вот, Господь даст повеление и поразит большие дома расселинами, а малые дома — трещинами. 12 Бегают ли кони по скале? можно ли распахивать ее волами? Вы между тем суд превращаете в яд и плод правды в горечь; 13 вы, которые восхищаетесь ничтожными вещами и говорите: "не своею ли силою мы приобрели себе могущество?" 14 Вот Я, говорит Господь Бог Саваоф, воздвигну народ против вас, дом Израилев, и будут теснить вас от входа в Емаф до потока в пустыне. |
В сегодняшнем чтении описана ситуация, хорошо знакомая каждому верующему. Речь идёт о людях, которые, получив всё, что имеют, от Бога, совершенно забыли о Нём (ст. 1–2, 8). Им кажется, что полученное ими они получили по праву, и никто никогда не сможет у них этого отнять. Казалось бы, так живёт весь мир. Мало кто задумывается о заслуженности или незаслуженности того, что имеет, тем более, если оно, как говорят обычно в таких случаях, «нажито честным трудом». Для того, чтобы понять, насколько зависим человек от Бога в повседневной жизни, нужно иметь с Ним глубокие и устойчивые отношения.
Наверное, именно поэтому Бог не напоминает о Своих благодеяниях тем, кто мало знает или вообще ничего не знает о Нём. Ему не нужны последователи, идущие за Ним из тех побуждений, которые заставляют должника считаться с заимодавцем, ведь такие вынужденные отношения с любовью не имеют ничего общего. А вот Своему народу через пророка Он говорит о них прямо, упрекая его за то, что он забыл обо всём, что Бог для него сделал. Бог прямо говорит, что Израиль окружён народами, которые во всех отношениях его превосходят, и если он ещё не стёрт с лица земли, то лишь благодаря помощи Божьей, о которой народ вовсе не думает.
Почему же в данном случае Бог действует иначе? Быть может, именно потому, что речь идёт о Его народе. Ведь история еврейского народа неотделима от полученного им откровения, он и сформировался как нация во время Исхода, и не будь прямого вмешательства Божия в историю, еврейского народа просто не существовало бы. При таких обстоятельствах забывать о своих отношениях с Богом буквально смерти подобно, и Бог напоминает об этом жителям Северного Царства через Своего пророка.
Здесь перед нами не желание упрекнуть в неблагодарности или напомнить о сделанных раньше и делаемых по сей день благодеяниях, а напоминание о тех отношениях, без которых народа не станет, без которых он просто исчезнет с лица земли. И если Бог и упрекает здесь в чём-то Свой народ, то не столько в неблагодарности, сколько в том, что он забыл о тех отношениях, которые связывали когда-то его со своим Богом. С Богом, Который помнит всё. Даже тогда, когда люди были бы рады обо всём забыть.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||