1 Слушайте это слово, в котором я подниму плач о вас, дом Израилев. 2 Упала, не встает более дева Израилева! повержена на земле своей, и некому поднять ее. |
3 Ибо так говорит Господь Бог: город, выступавший тысячею, останется только с сотнею, и выступавший сотнею, останется с десятком у дома Израилева. |
4 Ибо так говорит Господь дому Израилеву: взыщите Меня, и будете живы. 5
Не ищите Вефиля и не ходите в Галгал, и в Вирсавию не странствуйте, ибо Галгал весь пойдет в плен и Вефиль обратится в ничто. |
6 Взыщите Господа, и будете живы, чтобы Он не устремился на дом Иосифов как огонь, который пожрет его, и некому будет погасить его в Вефиле. 7 О, вы, которые суд превращаете в отраву и правду повергаете на землю! |
8 Кто сотворил семизвездие и Орион, и претворяет смертную тень в ясное утро, а день делает темным как ночь, призывает воды морские и разливает их по лицу земли? — Господь имя Ему! 9 Он укрепляет опустошителя против сильного, и опустошитель входит в крепость. |
10 А они ненавидят обличающего в воротах и гнушаются тем, кто говорит правду. 11 Итак за то, что вы попираете бедного и берете от него подарки хлебом, вы построите домы из тесаных камней, но жить не будете в них; разведете прекрасные виноградники, а вино из них не будете пить. 12 Ибо Я знаю, как многочисленны преступления ваши и как тяжки грехи ваши: вы враги правого, берете взятки и извращаете в суде дела бедных. 13 Поэтому разумный безмолвствует в это время, ибо злое это время. |
14 Ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых — и тогда Господь Бог Саваоф будет с вами, как вы говорите. 15 Возненавидьте зло и возлюбите добро, и восстановите у ворот правосудие; может быть, Господь Бог Саваоф помилует остаток Иосифов. |
16 Посему так говорит Господь Бог Саваоф, Вседержитель: на всех улицах будет плач, и на всех дорогах будут восклицать: "увы, увы!", и призовут земледельца сетовать и искусных в плачевных песнях — плакать, 17 и во всех виноградниках будет плач, ибо Я пройду среди тебя, говорит Господь. |
18 Горе желающим дня Господня! для чего вам этот день Господень? он тьма, а не свет, 19
то же, как если бы кто убежал от льва, и попался бы ему навстречу медведь, или если бы пришел домой и оперся рукою о стену, и змея ужалила бы его. 20 Разве день Господень не мрак, а свет? он тьма, и нет в нем сияния. |
21 Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших. 22 Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших. 23 Удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать. 24 Пусть, как вода, течет суд, и правда — как сильный поток! |
25 Приносили ли вы Мне жертвы и хлебные дары в пустыне в течение сорока лет, дом Израилев? 26 Вы носили скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана, изображения, которые вы сделали для себя. 27 За то Я переселю вас за Дамаск, говорит Господь; Бог Саваоф — имя Ему! |
1 Горе беспечным на Сионе и надеющимся на гору Самарийскую именитым первенствующего народа, к которым приходит дом Израиля! 2 Пройдите в Калне и посмотрите, оттуда перейдите в Емаф великий и спуститесь в Геф Филистимский: не лучше ли они сих царств? не обширнее ли пределы их пределов ваших? 3 Вы, которые день бедствия считаете далеким и приближаете торжество насилия — 4 вы, которые лежите на ложах из слоновой кости и нежитесь на постелях ваших, едите лучших овнов из стада и тельцов с тучного пастбища, 5 поете под звуки гуслей, думая, что владеете музыкальным орудием, как Давид, 6 пьете из чаш вино, мажетесь наилучшими мастями, и не болезнуете о бедствии Иосифа! 7 За то ныне пойдут они в плен во главе пленных, и кончится ликование изнеженных. |
8 Клянется Господь Бог Самим Собою, и так говорит Господь Бог Саваоф: гнушаюсь высокомерием Иакова и ненавижу чертоги его, и предам город и все, что наполняет его. |
9 И будет: если в каком доме останется десять человек, то умрут и они, 10 и возьмет их родственник их или сожигатель, чтобы вынести кости их из дома, и скажет находящемуся при доме: есть ли еще у тебя кто? Тот ответит: нет никого. И скажет сей: молчи! ибо нельзя упоминать имени Господня. |
11 Ибо вот, Господь даст повеление и поразит большие дома расселинами, а малые дома — трещинами. 12 Бегают ли кони по скале? можно ли распахивать ее волами? Вы между тем суд превращаете в яд и плод правды в горечь; 13 вы, которые восхищаетесь ничтожными вещами и говорите: "не своею ли силою мы приобрели себе могущество?" 14 Вот Я, говорит Господь Бог Саваоф, воздвигну народ против вас, дом Израилев, и будут теснить вас от входа в Емаф до потока в пустыне. |
Пророк Амос обличает народ Израиля в их грехах, суть которых — отсутствие любви, и предупреждает о грядущей катастрофе. Но цель пророчества — не напугать людей так, чтобы у них руки опустились, а подвигнуть их к изменению жизни. Пророчества — не столько предсказания, сколько педагогика. Поэтому главное здесь — не грядущие ужасы, а призыв к перевороту человеческих представлений (в этом смысл слова «покаяние») (Ам. 5:18-24) и восстановлению отношений с Богом (Ам. 5:4; 5:14-15).
И Амос продолжает. Пророки всегда очень неудобны: только достигнешь чего-то для себя, расслабишься — тут как тут пророк, и все ему не так! Да кто ему дал такое право? Сердце, горящее любовью к Богу и страдающее от нашей разделенности с Ним. Поэтому Бог призывает его нести нам слова Господни и в каком-то смысле Сам говорит нам эти слова через Своего пророка (см., например, ст. 8 и 14).
1 Слушайте это слово, в котором я подниму плач о вас, дом Израилев. 2 Упала, не встает более дева Израилева! повержена на земле своей, и некому поднять ее. |
3 Ибо так говорит Господь Бог: город, выступавший тысячею, останется только с сотнею, и выступавший сотнею, останется с десятком у дома Израилева. |
4 Ибо так говорит Господь дому Израилеву: взыщите Меня, и будете живы. 5
Не ищите Вефиля и не ходите в Галгал, и в Вирсавию не странствуйте, ибо Галгал весь пойдет в плен и Вефиль обратится в ничто. |
6 Взыщите Господа, и будете живы, чтобы Он не устремился на дом Иосифов как огонь, который пожрет его, и некому будет погасить его в Вефиле. 7 О, вы, которые суд превращаете в отраву и правду повергаете на землю! |
8 Кто сотворил семизвездие и Орион, и претворяет смертную тень в ясное утро, а день делает темным как ночь, призывает воды морские и разливает их по лицу земли? — Господь имя Ему! 9 Он укрепляет опустошителя против сильного, и опустошитель входит в крепость. |
10 А они ненавидят обличающего в воротах и гнушаются тем, кто говорит правду. 11 Итак за то, что вы попираете бедного и берете от него подарки хлебом, вы построите домы из тесаных камней, но жить не будете в них; разведете прекрасные виноградники, а вино из них не будете пить. 12 Ибо Я знаю, как многочисленны преступления ваши и как тяжки грехи ваши: вы враги правого, берете взятки и извращаете в суде дела бедных. 13 Поэтому разумный безмолвствует в это время, ибо злое это время. |
14 Ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых — и тогда Господь Бог Саваоф будет с вами, как вы говорите. 15 Возненавидьте зло и возлюбите добро, и восстановите у ворот правосудие; может быть, Господь Бог Саваоф помилует остаток Иосифов. |
16 Посему так говорит Господь Бог Саваоф, Вседержитель: на всех улицах будет плач, и на всех дорогах будут восклицать: "увы, увы!", и призовут земледельца сетовать и искусных в плачевных песнях — плакать, 17 и во всех виноградниках будет плач, ибо Я пройду среди тебя, говорит Господь. |
18 Горе желающим дня Господня! для чего вам этот день Господень? он тьма, а не свет, 19
то же, как если бы кто убежал от льва, и попался бы ему навстречу медведь, или если бы пришел домой и оперся рукою о стену, и змея ужалила бы его. 20 Разве день Господень не мрак, а свет? он тьма, и нет в нем сияния. |
Сегодняшнее чтение посвящено центральной теме проповеди Амоса — теме дня Яхве (в Синодальном переводе — «дня Господня») (ст. 18–20). По-видимому, речь идёт об особом празднике, существовавшем в допленный период, который отмечался осенью, вероятно, около того времени, когда празднуется Йом-кипур. Традиционно это был день торжества Яхве как Бога Израиля и день суда над всеми врагами народа Божия. Неудивительно, что жители Северного Царства, как и все евреи, ждали его, как дня торжества своего Бога, а значит, и своего собственного тоже.
Между тем, Амос видит день Яхве совершенно иначе. Для него это тоже день Суда, но не над врагами народа Божия, а над самим Израилем. Он понимает, что Суд, говоря словами Павла, «начинается с дома Божия». Для современников Амоса такое понимание было новым и неожиданным, они были уверены, что им-то никакой Суд во всяком случае не грозит, ведь они в противостоянии Бога с Его врагами оказались на правильной стороне. О том, что никакой их собственной заслуги в том, что они родились евреями, нет, никто, по-видимому, не задумывался.
Но проповедь Амоса о Суде была новой ещё и в другом отношении. Традиционное представление о Суде было связано со своеобразным ритуалом, который включал в себя оценку человека в соответствии с определёнными критериями. Собственно, Суд и был своего рода тестом на соответствие человека этим критериям. Для Амоса Суд, очевидно, не таков. Не случайно он предупреждает о том, что день Суда легко может стать для многих не днём света, а днём тьмы (ст. 18, 20).
Богоявление во времена Амоса ассоциировались у верующих яхвистов именно со светом, с сиянием, которым Бог обозначал место Своего присутствия. Как же тогда мог день торжества Яхве превратиться в день тьмы? Такое, очевидно, было бы возможно лишь в том случае, если бы те, кто захотел бы увидеть это сияющее присутствие, придя в Храм, не увидел бы ничего. Когда перед глазами человека оказывается нечто, чего он не может ни увидеть, ни услышать, ни воспринять как-то иначе, это невоспринимаемое становится для него непроглядной тьмой. Но тогда становится ясно, что для Амоса Суд — не тест на соответствие каким бы то ни было критериям, пусть даже самым строгим. Суд для него — момент встречи человека с Богом лицом к лицу. И тогда уже только от духовного состояния приходящего на Суд зависит, станет для него день Суда днём света или днём тьмы. Не Бог осуждает человека на Суде, а его собственные грехи. И именно они превращают свет Божий в непроницаемую тьму.
1 Слушайте это слово, в котором я подниму плач о вас, дом Израилев. 2 Упала, не встает более дева Израилева! повержена на земле своей, и некому поднять ее. |
3 Ибо так говорит Господь Бог: город, выступавший тысячею, останется только с сотнею, и выступавший сотнею, останется с десятком у дома Израилева. |
4 Ибо так говорит Господь дому Израилеву: взыщите Меня, и будете живы. 5
Не ищите Вефиля и не ходите в Галгал, и в Вирсавию не странствуйте, ибо Галгал весь пойдет в плен и Вефиль обратится в ничто. |
6 Взыщите Господа, и будете живы, чтобы Он не устремился на дом Иосифов как огонь, который пожрет его, и некому будет погасить его в Вефиле. 7 О, вы, которые суд превращаете в отраву и правду повергаете на землю! |
8 Кто сотворил семизвездие и Орион, и претворяет смертную тень в ясное утро, а день делает темным как ночь, призывает воды морские и разливает их по лицу земли? — Господь имя Ему! 9 Он укрепляет опустошителя против сильного, и опустошитель входит в крепость. |
10 А они ненавидят обличающего в воротах и гнушаются тем, кто говорит правду. 11 Итак за то, что вы попираете бедного и берете от него подарки хлебом, вы построите домы из тесаных камней, но жить не будете в них; разведете прекрасные виноградники, а вино из них не будете пить. 12 Ибо Я знаю, как многочисленны преступления ваши и как тяжки грехи ваши: вы враги правого, берете взятки и извращаете в суде дела бедных. 13 Поэтому разумный безмолвствует в это время, ибо злое это время. |
14 Ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых — и тогда Господь Бог Саваоф будет с вами, как вы говорите. 15 Возненавидьте зло и возлюбите добро, и восстановите у ворот правосудие; может быть, Господь Бог Саваоф помилует остаток Иосифов. |
16 Посему так говорит Господь Бог Саваоф, Вседержитель: на всех улицах будет плач, и на всех дорогах будут восклицать: "увы, увы!", и призовут земледельца сетовать и искусных в плачевных песнях — плакать, 17 и во всех виноградниках будет плач, ибо Я пройду среди тебя, говорит Господь. |
18 Горе желающим дня Господня! для чего вам этот день Господень? он тьма, а не свет, 19
то же, как если бы кто убежал от льва, и попался бы ему навстречу медведь, или если бы пришел домой и оперся рукою о стену, и змея ужалила бы его. 20 Разве день Господень не мрак, а свет? он тьма, и нет в нем сияния. |
Наряду с обличениями и призывами к покаянию, пророк Амос развивает еще одну тему — тему Дня Господня.
Израиль живет в это время в очень трудной ситуации: он окружен враждебными языческими государствами, ведет бесконечные не слишком успешные войны, люди страдают... Но есть одна надежда, одно упование: придет Господь, Бог Всемогущий, и в тот день — День Яхве, День Господень — Сам Бог наведет порядок в этом мире: покарает всех язычников и установит благоуспешное царство Израилю — как во времена Давида и Соломона. Конечно, люди напряженно ожидали пришествия этого дня. Но вот, что говорит пророк: «Вы ожидаете, что этот день будет тьмой для язычников и светом для вас? Вы ошибаетесь: он и для вас будет тьмой, потому что по преступлениям своим вы не лучше язычников». Но еще не поздно все изменить — для этого нужно отказаться от зла и взыскать Господа.
1 Горе беспечным на Сионе и надеющимся на гору Самарийскую именитым первенствующего народа, к которым приходит дом Израиля! 2 Пройдите в Калне и посмотрите, оттуда перейдите в Емаф великий и спуститесь в Геф Филистимский: не лучше ли они сих царств? не обширнее ли пределы их пределов ваших? 3 Вы, которые день бедствия считаете далеким и приближаете торжество насилия — 4 вы, которые лежите на ложах из слоновой кости и нежитесь на постелях ваших, едите лучших овнов из стада и тельцов с тучного пастбища, 5 поете под звуки гуслей, думая, что владеете музыкальным орудием, как Давид, 6 пьете из чаш вино, мажетесь наилучшими мастями, и не болезнуете о бедствии Иосифа! 7 За то ныне пойдут они в плен во главе пленных, и кончится ликование изнеженных. |
8 Клянется Господь Бог Самим Собою, и так говорит Господь Бог Саваоф: гнушаюсь высокомерием Иакова и ненавижу чертоги его, и предам город и все, что наполняет его. |
9 И будет: если в каком доме останется десять человек, то умрут и они, 10 и возьмет их родственник их или сожигатель, чтобы вынести кости их из дома, и скажет находящемуся при доме: есть ли еще у тебя кто? Тот ответит: нет никого. И скажет сей: молчи! ибо нельзя упоминать имени Господня. |
11 Ибо вот, Господь даст повеление и поразит большие дома расселинами, а малые дома — трещинами. 12 Бегают ли кони по скале? можно ли распахивать ее волами? Вы между тем суд превращаете в яд и плод правды в горечь; 13 вы, которые восхищаетесь ничтожными вещами и говорите: "не своею ли силою мы приобрели себе могущество?" 14 Вот Я, говорит Господь Бог Саваоф, воздвигну народ против вас, дом Израилев, и будут теснить вас от входа в Емаф до потока в пустыне. |
Обличения Амоса продолжаются. Пророки всегда очень неудобны: только достигнешь чего-то для себя, расслабишься — тут как тут пророк, и все ему не так! Да кто ему дал такое право? Сердце, горящее любовью к Богу и страдающее от нашей разделенности с Ним. Поэтому Бог призывает его нести нам слова Господни и в каком-то смысле Сам говорит нам эти слова через Своего пророка (см., например, ст. 8 и 14). Жаждем ли мы их услышать, ищем ли мы их, соглашаемся ли мы найти их в том, что нам неприятно, что нас обличает?
1 Горе беспечным на Сионе и надеющимся на гору Самарийскую именитым первенствующего народа, к которым приходит дом Израиля! 2 Пройдите в Калне и посмотрите, оттуда перейдите в Емаф великий и спуститесь в Геф Филистимский: не лучше ли они сих царств? не обширнее ли пределы их пределов ваших? 3 Вы, которые день бедствия считаете далеким и приближаете торжество насилия — 4 вы, которые лежите на ложах из слоновой кости и нежитесь на постелях ваших, едите лучших овнов из стада и тельцов с тучного пастбища, 5 поете под звуки гуслей, думая, что владеете музыкальным орудием, как Давид, 6 пьете из чаш вино, мажетесь наилучшими мастями, и не болезнуете о бедствии Иосифа! 7 За то ныне пойдут они в плен во главе пленных, и кончится ликование изнеженных. |
8 Клянется Господь Бог Самим Собою, и так говорит Господь Бог Саваоф: гнушаюсь высокомерием Иакова и ненавижу чертоги его, и предам город и все, что наполняет его. |
9 И будет: если в каком доме останется десять человек, то умрут и они, 10 и возьмет их родственник их или сожигатель, чтобы вынести кости их из дома, и скажет находящемуся при доме: есть ли еще у тебя кто? Тот ответит: нет никого. И скажет сей: молчи! ибо нельзя упоминать имени Господня. |
11 Ибо вот, Господь даст повеление и поразит большие дома расселинами, а малые дома — трещинами. 12 Бегают ли кони по скале? можно ли распахивать ее волами? Вы между тем суд превращаете в яд и плод правды в горечь; 13 вы, которые восхищаетесь ничтожными вещами и говорите: "не своею ли силою мы приобрели себе могущество?" 14 Вот Я, говорит Господь Бог Саваоф, воздвигну народ против вас, дом Израилев, и будут теснить вас от входа в Емаф до потока в пустыне. |
В сегодняшнем чтении описана ситуация, хорошо знакомая каждому верующему. Речь идёт о людях, которые, получив всё, что имеют, от Бога, совершенно забыли о Нём (ст. 1–2, 8). Им кажется, что полученное ими они получили по праву, и никто никогда не сможет у них этого отнять. Казалось бы, так живёт весь мир. Мало кто задумывается о заслуженности или незаслуженности того, что имеет, тем более, если оно, как говорят обычно в таких случаях, «нажито честным трудом». Для того, чтобы понять, насколько зависим человек от Бога в повседневной жизни, нужно иметь с Ним глубокие и устойчивые отношения.
Наверное, именно поэтому Бог не напоминает о Своих благодеяниях тем, кто мало знает или вообще ничего не знает о Нём. Ему не нужны последователи, идущие за Ним из тех побуждений, которые заставляют должника считаться с заимодавцем, ведь такие вынужденные отношения с любовью не имеют ничего общего. А вот Своему народу через пророка Он говорит о них прямо, упрекая его за то, что он забыл обо всём, что Бог для него сделал. Бог прямо говорит, что Израиль окружён народами, которые во всех отношениях его превосходят, и если он ещё не стёрт с лица земли, то лишь благодаря помощи Божьей, о которой народ вовсе не думает.
Почему же в данном случае Бог действует иначе? Быть может, именно потому, что речь идёт о Его народе. Ведь история еврейского народа неотделима от полученного им откровения, он и сформировался как нация во время Исхода, и не будь прямого вмешательства Божия в историю, еврейского народа просто не существовало бы. При таких обстоятельствах забывать о своих отношениях с Богом буквально смерти подобно, и Бог напоминает об этом жителям Северного Царства через Своего пророка.
Здесь перед нами не желание упрекнуть в неблагодарности или напомнить о сделанных раньше и делаемых по сей день благодеяниях, а напоминание о тех отношениях, без которых народа не станет, без которых он просто исчезнет с лица земли. И если Бог и упрекает здесь в чём-то Свой народ, то не столько в неблагодарности, сколько в том, что он забыл о тех отношениях, которые связывали когда-то его со своим Богом. С Богом, Который помнит всё. Даже тогда, когда люди были бы рады обо всём забыть.
14 Ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых — и тогда Господь Бог Саваоф будет с вами, как вы говорите. |
Что значит «искать добра, а не зла»? Вроде, очевидно: стараться делать добрые дела, а не злые. Но разве мы не так поступаем? Разве есть что-то, что мы делаем не из добрых побуждений? «Мы», а не «они» — мы сейчас не других, а себя оцениваем! А все-таки дела оказываются злыми слишком часто, возможно, потому, что этими поступками мы реагируем на зло вокруг нас, пытаемся его наказать или искоренить.
Давайте попробуем действительно искать добра, а не зла. Не закрывая глаза на существование зла в мире, в людях, в нас самих, все-таки в первую очередь стараться видеть добро, хотя бы крупицы его. Быть может, тогда нам не захочется сразу же отвечать злом на зло, а захочется попробовать изменить, улучшить отношения, умножить добро. Вот тогда с нами воистину будет Бог, о Котором сказано, что Он есть любовь.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||