Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Ос 7:1-16

Поделиться
  Когда Я врачевал Израиля,
открылась неправда Ефрема
  и злодейство Самарии:
ибо они поступают лживо;
  и входит вор,
  и разбойник грабит по улицам.
Не помышляют они в сердце своем,
  что Я помню все злодеяния их;
теперь окружают их дела их;
  они пред лицем Моим.
Злодейством своим они увеселяют царя
  и обманами своими — князей.
Все они пылают прелюбодейством,
  как печь, растопленная пекарем,
который перестает поджигать ее,
  когда замесит тесто и оно вскиснет.
"День нашего царя!" говорят князья,
  разгоряченные до болезни вином,
  а он протягивает руку свою к кощунам.
Ибо они коварством своим делают сердце свое подобным печи:
  пекарь их спит всю ночь,
  а утром она горит, как пылающий огонь.
Все они распалены, как печь,
  и пожирают судей своих;
все цари их падают,
  и никто из них не взывает ко Мне.
Ефрем смешался с народами,
  Ефрем стал, как неповороченный хлеб.
Чужие пожирали силу его
  и он не замечал;
седина покрыла его,
  а он не знает.
10 
И гордость Израиля унижена в глазах их
  и при всем том они не обратились к Господу Богу своему
  и не взыскали Его.
11 
И стал Ефрем, как глупый голубь,
  без сердца:
  зовут Египтян, идут в Ассирию.
12 
Когда они пойдут, Я закину на них сеть Мою;
  как птиц небесных низвергну их;
  накажу их, как слышало собрание их.
13 
Горе им, что они удалились от Меня;
  гибель им, что они отпали от Меня!
Я спасал их,
  а они ложь говорили на Меня.
14 
И не взывали ко Мне сердцем своим,
  когда вопили на ложах своих;
собираются из-за хлеба и вина,
  а от Меня удаляются.
15 
Я вразумлял их и укреплял мышцы их,
  а они умышляли злое против Меня.
16 
Они обращались, но не к Всевышнему,
  стали как неверный лук;
падут от меча князья их
  за дерзость языка своего;
это будет посмеянием над ними в земле Египетской.
Свернуть

Сегодняшнее чтение продолжает обличение пророком народа Божия. Но теперь в нём появляется новая грань, прямо связанная с темой суда. Речь идёт о попытках Бога духовно исцелить народ, упоминаемых в проповеди Осии (ст. 1). Неудивительно, что исцеление обнажило все грехи народа. И реакция на это оказалась вполне ожидаемой. Народ отшатывается от Бога, предпочитая оставаться тем, что он есть, и забывая о Боге в надежде, что каким-то непостижимым образом всё обойдётся и Бог закроет глаза на его грехи. Но Бог, очевидно, помнит всё и не собирается ни о чём забывать (ст. 2).

Казалось бы, сама мысль о том, что Бог может забыть о грехах тех, кого считает Своим народом, что Он вообще может остаться безразличным к человеческой греховности, должна казаться верующему человеку как минимум странной. Но в данном случае, по-видимому, речь идёт не об осмыслении ситуации, а, напротив, о поведении совершенно иррациональном. Ситуация в Северном (Израильском) Царстве, где проповедовал пророк, была в религиозном отношении весьма противоречивой. Власти здесь, с одной стороны, поощряли фактическое язычество под видом двоеверия (такова была официальная религиозная политика почти всех царей, когда-либо правивших на Севере), с другой же — желали выказать себя большими яхвистами, чем власти соседней Иудеи (Южного Царства), где официально никаких реформ не проводилось и яхвизм формально сохранялся в том изначальном виде, в котором он существовал в ещё едином Израиле при Давиде и при Соломоне. Но удавалось это плохо, ведь ещё Иеровоам, основатель Северного Царства, полностью порвал не только с Иерусалимом, но и с традиционным левитским священством, основав альтернативный религиозный центр в Вефиле и основав новое священство, не имеющее ничего общего ни с Торой, ни с традицией.

«Политическая целесообразность» возобладала и над той, и над другой, а пророки, противостоявшие этому, подвергались гонениям. И просто отказаться от проводимой религиозной политики власти уже не могли: ведь каждый правивший в стране царь понимал, что, решись он на такой шаг, ему придётся расстаться с троном. А его подданные понимали, что им придётся жить как-то иначе, так, что многие из тех, кто составил своё состояние не просто греховным, но и прямо преступным путём (ст. 3–5), скорее всего, потеряют всё. К такому развитию событий, как видно, никто не был готов, но и обосновать своё нежелание перемен ни правители, ни их подданные не могли, ведь все понимали, что против них и Тора, и традиция.

Оставалось лишь цепляться за любую, даже призрачную возможность, если она, как казалось, позволяла решить проблемы, ничего не меняя по существу (ст. 8–12). А такая позиция может лишь завести в тупик, и духовный, и политический (ст. 13–16). О нём и предупреждает пророк своих соплеменников; но ни он, ни Сам Бог не могут изменить выбор тех, кто предпочитает держаться за своё, отталкивая руку Божию.

Другие мысли вслух

 
На Ос 7:1-16
  Когда Я врачевал Израиля,
открылась неправда Ефрема
  и злодейство Самарии:
ибо они поступают лживо;
  и входит вор,
  и разбойник грабит по улицам.
Не помышляют они в сердце своем,
  что Я помню все злодеяния их;
теперь окружают их дела их;
  они пред лицем Моим.
Злодейством своим они увеселяют царя
  и обманами своими — князей.
Все они пылают прелюбодейством,
  как печь, растопленная пекарем,
который перестает поджигать ее,
  когда замесит тесто и оно вскиснет.
"День нашего царя!" говорят князья,
  разгоряченные до болезни вином,
  а он протягивает руку свою к кощунам.
Ибо они коварством своим делают сердце свое подобным печи:
  пекарь их спит всю ночь,
  а утром она горит, как пылающий огонь.
Все они распалены, как печь,
  и пожирают судей своих;
все цари их падают,
  и никто из них не взывает ко Мне.
Ефрем смешался с народами,
  Ефрем стал, как неповороченный хлеб.
Чужие пожирали силу его
  и он не замечал;
седина покрыла его,
  а он не знает.
10 
И гордость Израиля унижена в глазах их
  и при всем том они не обратились к Господу Богу своему
  и не взыскали Его.
11 
И стал Ефрем, как глупый голубь,
  без сердца:
  зовут Египтян, идут в Ассирию.
12 
Когда они пойдут, Я закину на них сеть Мою;
  как птиц небесных низвергну их;
  накажу их, как слышало собрание их.
13 
Горе им, что они удалились от Меня;
  гибель им, что они отпали от Меня!
Я спасал их,
  а они ложь говорили на Меня.
14 
И не взывали ко Мне сердцем своим,
  когда вопили на ложах своих;
собираются из-за хлеба и вина,
  а от Меня удаляются.
15 
Я вразумлял их и укреплял мышцы их,
  а они умышляли злое против Меня.
16 
Они обращались, но не к Всевышнему,
  стали как неверный лук;
падут от меча князья их
  за дерзость языка своего;
это будет посмеянием над ними в земле Египетской.
Свернуть
Сколько горечи в словах пророка Осии! Через него Бог обличает Израиль в грехах, но звучит не столько осуждение...  Читать далее

Сколько горечи в словах пророка Осии! Через него Бог обличает Израиль в грехах, но звучит не столько осуждение, сколько боль. Бог возлюбил Свой народ, создал его, избрал его, освободил из рабства и дал возможность жить под Божьим покровом — и вот, вместо ответной любви и любви друг к другу, вместо благодарности и согласия, — эгоизм, ложь, ропот, неверность, разделение. Все это несовместимо с той жизнью, которую сотворил Бог, и Осия пророчествует о катастрофах и гибели, потому что смерть царствует, но не будем забывать и о другом его пророчестве (Ос. 3:5).

Свернуть
 
На Ос 7:1-16
  Когда Я врачевал Израиля,
открылась неправда Ефрема
  и злодейство Самарии:
ибо они поступают лживо;
  и входит вор,
  и разбойник грабит по улицам.
Не помышляют они в сердце своем,
  что Я помню все злодеяния их;
теперь окружают их дела их;
  они пред лицем Моим.
Злодейством своим они увеселяют царя
  и обманами своими — князей.
Все они пылают прелюбодейством,
  как печь, растопленная пекарем,
который перестает поджигать ее,
  когда замесит тесто и оно вскиснет.
"День нашего царя!" говорят князья,
  разгоряченные до болезни вином,
  а он протягивает руку свою к кощунам.
Ибо они коварством своим делают сердце свое подобным печи:
  пекарь их спит всю ночь,
  а утром она горит, как пылающий огонь.
Все они распалены, как печь,
  и пожирают судей своих;
все цари их падают,
  и никто из них не взывает ко Мне.
Ефрем смешался с народами,
  Ефрем стал, как неповороченный хлеб.
Чужие пожирали силу его
  и он не замечал;
седина покрыла его,
  а он не знает.
10 
И гордость Израиля унижена в глазах их
  и при всем том они не обратились к Господу Богу своему
  и не взыскали Его.
11 
И стал Ефрем, как глупый голубь,
  без сердца:
  зовут Египтян, идут в Ассирию.
12 
Когда они пойдут, Я закину на них сеть Мою;
  как птиц небесных низвергну их;
  накажу их, как слышало собрание их.
13 
Горе им, что они удалились от Меня;
  гибель им, что они отпали от Меня!
Я спасал их,
  а они ложь говорили на Меня.
14 
И не взывали ко Мне сердцем своим,
  когда вопили на ложах своих;
собираются из-за хлеба и вина,
  а от Меня удаляются.
15 
Я вразумлял их и укреплял мышцы их,
  а они умышляли злое против Меня.
16 
Они обращались, но не к Всевышнему,
  стали как неверный лук;
падут от меча князья их
  за дерзость языка своего;
это будет посмеянием над ними в земле Египетской.
Свернуть
Неправда и злодейство выходят наружу при врачевании заражённого организма. Значит, если мы смогли увидеть зло...  Читать далее

Неправда и злодейство выходят наружу при врачевании заражённого организма. Значит, если мы смогли увидеть зло, ставшее для нас привычным и потому незаметным, то это уже может означать начало исцеления. Ведь Господь показывает нам нашу мерзость именно для того, чтобы мы, содрогнувшись, согласились принять от Него очищение. Но к грехам, ставшим для нас привычными, мы можем привязаться и до такой степени, что не захотим с ними расстаться. В таком случае, отвернувшись от Бога, мы удаляемся от Него всё дальше и дальше.

Те, кого пророк здесь обличает, удалились от Господа так далеко, что на практике смешались с языческими народами. Это значит, что те, кто был призван на служение Господу, отступив от Него, стали такими же, как язычники. Совершенно закономерно, что в трудный момент они обращаются за помощью не к Господу, а к языческим правителям. Но надежда на них напрасна.

Отход от Господа начинается, казалось бы, с немногого, с неправды. Многие ли могут сказать о себе, что никогда не врали хотя бы по мелочам? Мы и привыкли относиться к повседневному вранью, как к мелкому незначительному грешку. Но маленький грех запросто открывает дверь крупному, и вот вслед за ложью, пусть и не сразу, приходят и воровство, и разбой...

Если Господь позвал нас за Собой, то мы, откликнувшись, уже не должны отворачиваться. Да, мы можем отвернуться, мы свободны, но это ещё немного укрепит позиции зла, а зачем нам это?

Свернуть
 
На Ос 7:1-16
  Когда Я врачевал Израиля,
открылась неправда Ефрема
  и злодейство Самарии:
ибо они поступают лживо;
  и входит вор,
  и разбойник грабит по улицам.
Не помышляют они в сердце своем,
  что Я помню все злодеяния их;
теперь окружают их дела их;
  они пред лицем Моим.
Злодейством своим они увеселяют царя
  и обманами своими — князей.
Все они пылают прелюбодейством,
  как печь, растопленная пекарем,
который перестает поджигать ее,
  когда замесит тесто и оно вскиснет.
"День нашего царя!" говорят князья,
  разгоряченные до болезни вином,
  а он протягивает руку свою к кощунам.
Ибо они коварством своим делают сердце свое подобным печи:
  пекарь их спит всю ночь,
  а утром она горит, как пылающий огонь.
Все они распалены, как печь,
  и пожирают судей своих;
все цари их падают,
  и никто из них не взывает ко Мне.
Ефрем смешался с народами,
  Ефрем стал, как неповороченный хлеб.
Чужие пожирали силу его
  и он не замечал;
седина покрыла его,
  а он не знает.
10 
И гордость Израиля унижена в глазах их
  и при всем том они не обратились к Господу Богу своему
  и не взыскали Его.
11 
И стал Ефрем, как глупый голубь,
  без сердца:
  зовут Египтян, идут в Ассирию.
12 
Когда они пойдут, Я закину на них сеть Мою;
  как птиц небесных низвергну их;
  накажу их, как слышало собрание их.
13 
Горе им, что они удалились от Меня;
  гибель им, что они отпали от Меня!
Я спасал их,
  а они ложь говорили на Меня.
14 
И не взывали ко Мне сердцем своим,
  когда вопили на ложах своих;
собираются из-за хлеба и вина,
  а от Меня удаляются.
15 
Я вразумлял их и укреплял мышцы их,
  а они умышляли злое против Меня.
16 
Они обращались, но не к Всевышнему,
  стали как неверный лук;
падут от меча князья их
  за дерзость языка своего;
это будет посмеянием над ними в земле Египетской.
Свернуть
Сегодняшнее чтение продолжает обличение пророком народа Божия. Но теперь в нём появляется новая грань, прямо...  Читать далее

Сегодняшнее чтение продолжает обличение пророком народа Божия. Но теперь в нём появляется новая грань, прямо связанная с темой суда. Речь идёт о попытках Бога духовно исцелить народ, упоминаемых в проповеди Осии (ст. 1). Неудивительно, что исцеление обнажило все грехи народа. И реакция на это оказалась вполне ожидаемой. Народ отшатывается от Бога, предпочитая оставаться тем, что он есть, и забывая о Боге в надежде, что каким-то непостижимым образом всё обойдётся и Бог закроет глаза на его грехи. Но Бог, очевидно, помнит всё и не собирается ни о чём забывать (ст. 2).

Казалось бы, сама мысль о том, что Бог может забыть о грехах тех, кого считает Своим народом, что Он вообще может остаться безразличным к человеческой греховности, должна казаться верующему человеку как минимум странной. Но в данном случае, по-видимому, речь идёт не об осмыслении ситуации, а, напротив, о поведении совершенно иррациональном. Ситуация в Северном (Израильском) Царстве, где проповедовал пророк, была в религиозном отношении весьма противоречивой. Власти здесь, с одной стороны, поощряли фактическое язычество под видом двоеверия (такова была официальная религиозная политика почти всех царей, когда-либо правивших на Севере), с другой же — желали выказать себя большими яхвистами, чем власти соседней Иудеи (Южного Царства), где официально никаких реформ не проводилось и яхвизм формально сохранялся в том изначальном виде, в котором он существовал в ещё едином Израиле при Давиде и при Соломоне. Но удавалось это плохо, ведь ещё Иеровоам, основатель Северного Царства, полностью порвал не только с Иерусалимом, но и с традиционным левитским священством, основав альтернативный религиозный центр в Вефиле и основав новое священство, не имеющее ничего общего ни с Торой, ни с традицией.

«Политическая целесообразность» возобладала и над той, и над другой, а пророки, противостоявшие этому, подвергались гонениям. И просто отказаться от проводимой религиозной политики власти уже не могли: ведь каждый правивший в стране царь понимал, что, решись он на такой шаг, ему придётся расстаться с троном. А его подданные понимали, что им придётся жить как-то иначе, так, что многие из тех, кто составил своё состояние не просто греховным, но и прямо преступным путём (ст. 3–5), скорее всего, потеряют всё. К такому развитию событий, как видно, никто не был готов, но и обосновать своё нежелание перемен ни правители, ни их подданные не могли, ведь все понимали, что против них и Тора, и традиция.

Оставалось лишь цепляться за любую, даже призрачную возможность, если она, как казалось, позволяла решить проблемы, ничего не меняя по существу (ст. 8–12). А такая позиция может лишь завести в тупик, и духовный, и политический (ст. 13–16). О нём и предупреждает пророк своих соплеменников; но ни он, ни Сам Бог не могут изменить выбор тех, кто предпочитает держаться за своё, отталкивая руку Божию.

Свернуть
 
На Ос 7:15
15 
Я вразумлял их и укреплял мышцы их,
  а они умышляли злое против Меня.
Свернуть
Жалобы Бога на Свой народ в устах пророка порой звучат несколько парадоксально. Бог как будто жалуется на тех, кого Сам же сотворил и как людей, и как народ. Но кому же Он жалуется? Своим верным, которые Ему уж точно ничем не смогут помочь...  Читать далее

Жалобы Бога на Свой народ в устах пророка порой звучат несколько парадоксально. Бог как будто жалуется на тех, кого Сам же сотворил и как людей, и как народ. Но кому же Он жалуется? Своим верным, которые Ему уж точно ничем не смогут помочь: ведь они не в силах сделать неверных верными против их желания? Да и разве Бог не мог бы сделать этого Сам, если бы только захотел? Но Он избегает принуждения.

Перед нами парадокс человеческой свободы: Бог сотворил камень, который не может поднять. Точнее, может, но не хочет делать этого вопреки воле того, кто сам идти за Ним не желает. Конечно, заставить непокорных покориться силой для Бога было бы проще простого. Собственно, и заставлять бы не надо было: достаточно было бы просто отнять у них то, что Он продолжает им давать, несмотря на отступничество.

Одно это было бы для отступников равносильно смерти, а под угрозой смерти они, уж конечно, покорились бы: ведь без поддержки Божией человек становится духовно слаб и неспособен ни к какому сопротивлению. Но Ему не нужны бессловесные, запуганные рабы, которые пойдут за ним только из страха смерти. Ему нужны те, кто пойдёт за ним свободно, из любви, а не из страха. Поэтому и действовать Ему остаётся только изнутри, через Своих верных свидетелей, которые могут призывать и убеждать, но не заставлять.

Но дело не в одних жалобах: такие слова Бога могут быть и поддержкой для тех, кто недоумевает по поводу невмешательства Бога в события. Если вдруг им покажется, что Бог их оставил, что Его планы изменились, или что Он просто забыл о Своих верных, эти Его слова могут стать напоминанием, что Бог никого не забыл и не изменил Своих планов. Он просто действует гораздо медленнее, чем, наверное, хотелось бы многим Его свидетелям. Но медлит Он не для того, чтобы проверить на прочность Своих служителей, а для того, чтобы спасти как можно больше людей. Желательно всех, кого вообще можно спасти.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).