8 И сказал Хелкия первосвященник Шафану писцу: книгу закона я нашел в доме Господнем. И подал Хелкия книгу Шафану, и он читал ее. 9 И пришел Шафан писец к царю, и принес царю ответ, и сказал: взяли рабы твои серебро, найденное в доме, и передали его в руки производителям работ, приставленным к дому Господню. 10 И донес Шафан писец царю, говоря: книгу дал мне Хелкия священник. И читал ее Шафан пред царем. |
11 Когда услышал царь слова книги закона, то разодрал одежды свои. 12 И повелел царь Хелкии священнику, и Ахикаму, сыну Шафанову, и Ахбору, сыну Михеину, и Шафану писцу, и Асаии, слуге царскому, говоря: 13 пойдите, вопросите Господа за меня и за народ и за всю Иудею о словах сей найденной книги, потому что велик гнев Господень, который воспылал на нас за то, что не слушали отцы наши слов книги сей, чтобы поступать согласно с предписанным нам. |
Итак, царю принесли книгу закона. Слова этой книги оказываются для всех совершеннейшей новостью — о законе все забыли, никто его не исполняет... И царь раздирает свои одежды — и что же он говорит? Может быть, он кричит: «Но мы же не знали, не знали, нам никто не сказал»? Нет. Он понимает: слово Божие было дано Израилю, и если Израиль забыл это слово — то винить за это можно только самих себя, и все последствия несоблюдения Закона обратятся на народ Божий. Царь принимает единственное разумное решение: вновь заключить завет — точнее, вновь вступить в завет, потому что Бог завета не нарушал.
Давайте не будем сейчас размышлять о первобытных народах, которым никто не дал возможности прочесть Слово Божие. У нас с вами это Слово есть — и если мы его не знаем, то это никак не может служить оправданием для несоблюдения его.
8 И сказал Хелкия первосвященник Шафану писцу: книгу закона я нашел в доме Господнем. И подал Хелкия книгу Шафану, и он читал ее. 9 И пришел Шафан писец к царю, и принес царю ответ, и сказал: взяли рабы твои серебро, найденное в доме, и передали его в руки производителям работ, приставленным к дому Господню. 10 И донес Шафан писец царю, говоря: книгу дал мне Хелкия священник. И читал ее Шафан пред царем. |
11 Когда услышал царь слова книги закона, то разодрал одежды свои. 12 И повелел царь Хелкии священнику, и Ахикаму, сыну Шафанову, и Ахбору, сыну Михеину, и Шафану писцу, и Асаии, слуге царскому, говоря: 13 пойдите, вопросите Господа за меня и за народ и за всю Иудею о словах сей найденной книги, потому что велик гнев Господень, который воспылал на нас за то, что не слушали отцы наши слов книги сей, чтобы поступать согласно с предписанным нам. |
Итак, царю принесли книгу закона. Слова этой книги оказываются для всех совершеннейшей новостью — о законе все забыли, никто его не исполняет... И царь раздирает свои одежды — и что же он говорит? Может быть, он кричит: «Но мы же не знали, не знали, нам никто не сказал»? Нет. Он понимает: слово Божие было дано Израилю, и если Израиль забыл это слово — то винить за это можно только самих себя, и все последствия несоблюдения Закона обратятся на народ Божий. Царь принимает единственное разумное решение: вновь заключить завет — точнее, вновь вступить в завет, потому что Бог завета не нарушал.
Давайте не будем сейчас размышлять о первобытных народах, которым никто не дал возможности прочесть Слово Божие. У нас с вами это Слово есть — и если мы его не знаем, то это никак не может служить оправданием для несоблюдения его.
1 И послал царь, и собрали к нему всех старейшин Иуды и Иерусалима. 2 И пошел царь в дом Господень, и все Иудеи, и все жители Иерусалима с ним, и священники, и пророки, и весь народ, от малого до большого, и прочел вслух их все слова книги завета, найденной в доме Господнем. 3 Потом стал царь на возвышенное место и заключил пред лицем Господним завет — последовать Господу и соблюдать заповеди Его и откровения Его и уставы Его от всего сердца и от всей души, чтобы выполнить слова завета сего, написанные в книге сей. И весь народ вступил в завет. |
Итак, царю принесли книгу закона. Слова этой книги оказываются для всех совершеннейшей новостью — о законе все забыли, никто его не исполняет... И царь раздирает свои одежды — и что же он говорит? Может быть, он кричит: «Но мы же не знали, не знали, нам никто не сказал»? Нет. Он понимает: слово Божие было дано Израилю, и если Израиль забыл это слово — то винить за это можно только самих себя, и все последствия несоблюдения Закона обратятся на народ Божий. Царь принимает единственное разумное решение: вновь заключить завет — точнее, вновь вступить в завет, потому что Бог завета не нарушал.
Давайте не будем сейчас размышлять о первобытных народах, которым никто не дал возможности прочесть Слово Божие. У нас с вами это Слово есть — и если мы его не знаем, то это никак не может служить оправданием для несоблюдения его.
1 Восьми лет был Иосия, когда воцарился, и тридцать один год царствовал в Иерусалиме; имя матери его Иедида, дочь Адаии, из Боцкафы. 2 И делал он угодное в очах Господних, и ходил во всем путем Давида, отца своего, и не уклонялся ни направо, ни налево. |
3 В восемнадцатый год царя Иосии, послал царь Шафана, сына Ацалии, сына Мешулламова, писца, в дом Господень, сказав: 4 пойди к Хелкии первосвященнику, пусть он пересчитает серебро, принесенное в дом Господень, которое собрали от народа стоящие на страже у порога, 5 и пусть отдадут его в руки производителям работ, приставленным к дому Господню, а сии пусть раздают его работающим в доме Господнем, на исправление повреждений дома, 6 плотникам и каменщикам, и делателям стен, и на покупку дерев и тесаных камней для исправления дома; 7 впрочем не требовать у них отчета в серебре, переданном в руки их, потому что они поступают честно. |
8 И сказал Хелкия первосвященник Шафану писцу: книгу закона я нашел в доме Господнем. И подал Хелкия книгу Шафану, и он читал ее. 9 И пришел Шафан писец к царю, и принес царю ответ, и сказал: взяли рабы твои серебро, найденное в доме, и передали его в руки производителям работ, приставленным к дому Господню. 10 И донес Шафан писец царю, говоря: книгу дал мне Хелкия священник. И читал ее Шафан пред царем. |
11 Когда услышал царь слова книги закона, то разодрал одежды свои. 12 И повелел царь Хелкии священнику, и Ахикаму, сыну Шафанову, и Ахбору, сыну Михеину, и Шафану писцу, и Асаии, слуге царскому, говоря: 13 пойдите, вопросите Господа за меня и за народ и за всю Иудею о словах сей найденной книги, потому что велик гнев Господень, который воспылал на нас за то, что не слушали отцы наши слов книги сей, чтобы поступать согласно с предписанным нам. |
14 И пошел Хелкия священник, и Ахикам, и Ахбор, и Шафан, и Асаия к Олдаме пророчице, жене Шаллума, сына Тиквы, сына Хархаса, хранителя одежд — жила же она в Иерусалиме, во второй части — и говорили с нею. 15 И она сказала им: так говорит Господь, Бог Израилев: скажите человеку, который послал вас ко мне: 16 так говорит Господь: наведу зло на место сие и на жителей его — все слова книги, которую читал царь Иудейский. 17 За то, что оставили Меня, и кадят другим богам, чтобы раздражать Меня всеми делами рук своих, воспылал гнев Мой на место сие, и не погаснет. 18 А царю Иудейскому, пославшему вас вопросить Господа, скажите: так говорит Господь Бог Израилев, о словах, которые ты слышал: 19 так как смягчилось сердце твое, и ты смирился пред Господом, услышав то, что Я изрек на место сие и на жителей его, что они будут предметом ужаса и проклятия, и ты разодрал одежды свои, и плакал предо Мною, то и Я услышал тебя, говорит Господь. 20 За это, вот, Я приложу тебя к отцам твоим, и ты положен будешь в гробницу твою в мире, и не увидят глаза твои всего того бедствия, которое Я наведу на место сие. И принесли царю ответ. |
После смерти Аммона царем стал его сын. Одним из его первых самостоятельных дел был ремонт храма. Наведение внешнего порядка - первый признак того, что времена меняются: Иосия не похож на отца и деда, и это сразу приводит к возрождению работы священников и пророков. И в первую очередь Иосию знакомят с частью или полным текстом книги Второзакония. До этого момента тексты священных книг или уничтожались или прятались - и вот теперь священник приносит царю и читает закон, данный Израилю. Судя по 22 главе, Иосия впервые слышит то, что составляет основу взаимоотношений народа и Бога, но реакция его совершенно нетипична для человека в такой ситуации. Он не говорит "я не знал", он не говорит "несправедливо так нас наказывать". Ему очевидно, что незнание закона не освобождает от ответственности перед ним, потому что законы, установленные Богом, действуют вне зависимости от того знаешь ты о них или нет. Союз с народом был заключен при условии соблюдения верности - и неверность народа привела к тому, что народ будет рассеян. Царь не требует справедливости, потому что по справедливости народу полагается смерть; царь просит милости и милосердия. Ответ на молитву царя прост: невозможно повернуть вспять, то, что произошло из-за действий самого человека, но сам Иосия по милости Божией умрет до того, как произойдет все, о чем сказано в пророчествах.
1 И послал царь, и собрали к нему всех старейшин Иуды и Иерусалима. 2 И пошел царь в дом Господень, и все Иудеи, и все жители Иерусалима с ним, и священники, и пророки, и весь народ, от малого до большого, и прочел вслух их все слова книги завета, найденной в доме Господнем. 3 Потом стал царь на возвышенное место и заключил пред лицем Господним завет — последовать Господу и соблюдать заповеди Его и откровения Его и уставы Его от всего сердца и от всей души, чтобы выполнить слова завета сего, написанные в книге сей. И весь народ вступил в завет. |
4 И повелел царь Хелкии первосвященнику и вторым священникам и стоящим на страже у порога вынести из храма Господня все вещи, сделанные для Ваала и для Астарты и для всего воинства небесного, и сжег их за Иерусалимом в долине Кедрон, и
велел
прах их отнести в Вефиль. 5 И отставил жрецов, которых поставили цари Иудейские, чтобы совершать курения на высотах в городах Иудейских и окрестностях Иерусалима — и которые кадили Ваалу, солнцу, и луне, и созвездиям, и всему воинству небесному; 6 и вынес Астарту из дома Господня за Иерусалим к потоку Кедрону, и сжег ее у потока Кедрона, и истер ее в прах, и бросил прах ее на кладбище общенародное; 7 и разрушил домы блудилищные, которые
были
при храме Господнем, где женщины ткали одежды для Астарты; 8 и вывел всех жрецов из городов Иудейских, и осквернил высоты, на которых совершали курения жрецы, от Гевы до Вирсавии, и разрушил высоты
пред
воротами — ту, которая у входа в ворота Иисуса градоначальника, и ту, которая на левой стороне у городских ворот. 9 Впрочем жрецы высот не приносили жертв на жертвеннике Господнем в Иерусалиме, опресноки же ели вместе с братьями своими. 10 И осквернил он Тофет, что на долине сыновей Еннома, чтобы никто не проводил сына своего и дочери своей чрез огонь Молоху; 11 и отменил коней, которых ставили цари Иудейские солнцу пред входом в дом Господень близ комнат Нефан-Мелеха евнуха, что в Фаруриме, колесницы же солнца сжег огнем. 12 И жертвенники на кровле горницы Ахазовой, которые сделали цари Иудейские, и жертвенники, которые сделал Манассия на обоих дворах дома Господня, разрушил царь, и низверг оттуда, и бросил прах их в поток Кедрон. 13 И высоты, которые пред Иерусалимом, направо от Масличной горы, которые устроил Соломон, царь Израилев, Астарте, мерзости Сидонской, и Хамосу, мерзости Моавитской, и Милхому, мерзости Аммонитской, осквернил царь; 14 и изломал статуи, и срубил дубравы, и наполнил место их костями человеческими. |
15 Также и жертвенник, который в Вефиле, высоту, устроенную Иеровоамом, сыном Наватовым, который ввел Израиля в грех — также и жертвенник тот и высоту он разрушил, и сжег сию высоту, стер в прах, и сжег дубраву. 16 И взглянул Иосия и увидел могилы, которые
были
там на горе, и послал и взял кости из могил, и сжег на жертвеннике, и осквернил его по слову Господню, которое провозгласил человек Божий, предрекший события сии, (когда Иеровоам, во время праздника, стоял пред жертвенником. Потом, обратившись, увидел могилу человека Божия, предрекшего сии события,) 17 и сказал
Иосия:
что это за памятник, который я вижу? И сказали ему жители города:
это
могила человека Божия, который приходил из Иудеи и провозгласил о том, что ты делаешь над жертвенником Вефильским. 18 И сказал он: оставьте его в покое, никто не трогай костей его. И сохранили кости его и кости пророка, который приходил из Самарии. 19 Также и все капища высот в городах Самарийских, которые построили цари Израильские, прогневляя
Господа,
разрушил Иосия, и сделал с ними то же, что сделал в Вефиле; 20 и заколол всех жрецов высот, которые там были, на жертвенниках, и сожег кости человеческие на них — и возвратился в Иерусалим. |
21 И повелел царь всему народу, сказав: "совершите пасху Господу Богу вашему, как написано в сей книге завета" — 22 потому что не была совершена такая пасха от дней судей, которые судили Израиля, и во все дни царей Израильских и царей Иудейских; 23 а в восемнадцатый год царя Иосии была совершена сия пасха Господу в Иерусалиме. |
24 И вызывателей мертвых, и волшебников, и терафимов, и идолов, и все мерзости, которые появлялись в земле Иудейской и в Иерусалиме, истребил Иосия, чтоб исполнить слова закона, написанные в книге, которую нашел Хелкия священник в доме Господнем. 25 Подобного ему не было царя прежде его, который обратился бы к Господу всем сердцем своим, и всею душею своею, и всеми силами своими, по всему закону Моисееву; и после него не восстал подобный ему. |
26 Однако ж Господь не отложил великой ярости гнева Своего, какою воспылал гнев Его на Иуду за все оскорбления, какими прогневал Его Манассия. 27 И сказал Господь: и Иуду отрину от лица Моего, как отринул Я Израиля, и отвергну город сей Иерусалим, который Я избрал, и дом, о котором Я сказал: "будет имя Мое там". |
28 Прочее об Иосии и обо всем, что он сделал, написано в летописи царей Иудейских. 29 Во дни его пошел фараон Нехао, царь Египетский, против царя Ассирийского на реку Евфрат. И вышел царь Иосия навстречу ему, и тот умертвил его в Мегиддоне, когда увидел его. 30 И рабы его повезли его мертвого из Мегиддона, и привезли его в Иерусалим, и похоронили его в гробнице его. И взял народ земли Иоахаза, сына Иосиина, и помазали его и воцарили его вместо отца его. |
31 Двадцати трех лет был Иоахаз, когда воцарился, и три месяца царствовал в Иерусалиме; имя матери его Хамуталь, дочь Иеремии, из Ливны. 32 И делал он неугодное в очах Господних во всем так, как делали отцы его. 33 И задержал его фараон Нехао в Ривле, в земле Емафской, чтобы он не царствовал в Иерусалиме — и наложил пени на землю сто талантов серебра и (сто) талантов золота. 34 И воцарил фараон Нехао Елиакима, сына Иосиина, вместо Иосии, отца его, и переменил имя его на Иоакима; Иоахаза же взял и отвел в Египет, где он и умер. 35 И серебро и золото давал Иоаким фараону; он сделал оценку земле, чтобы давать серебро по приказанию фараона; от каждого из народа земли, по оценке своей, он взыскивал серебро и золото для того, чтобы отдавать фараону Нехао. |
36 Двадцати пяти лет был Иоаким, когда воцарился, и одиннадцать лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Зебудда, дочь Федаии, из Румы. 37 И делал он неугодное в очах Господних во всем так, как делали отцы его. |
Получив в предыдущей главе подтверждение неотвратимости наказания для народа, Иосия поступил не совсем обычно. В ситуации, когда ты ничего не можешь изменить, когда, что бы ты ни сделал, все равно наступит страшное, можно было бы расслабиться и ничего не делать. Зачем что-то менять, когда это ничего не изменит? Зачем очищать себя от грязи и греха, когда жизнь все равно не порадует, тем более, что уже было обещано царю, что сам он исполнения пророчества не увидит? Тем не менее, Иосия идет до конца и делает все, чтобы очистить свою землю, народ, храм и себя от язычества и идолопоклонства. Уничтожены идолы, подтвержден Завет, опять празднуется Пасха и после этого царь погибает в бою с Египтянами. Сын его не царствовал и трех лет, когда был отправлен в Египет в качестве пленника, а брат его стал платить дань фараону.
Свящ. Александр Мень. Исагогика. §5. Состав, содержание и установление ветхозаветного канона
В.В. Сорокин. Новое небо над новой землей (размышления над Библией). II. Скиния и жертва
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||