1 И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня. |
2 Вот, Бог — спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь — сила моя, и пение мое — Господь; и Он был мне во спасение. |
3 И в радости будете почерпать воду из источников спасения, 4 и скажете в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его. |
5 Пойте Господу, ибо Он соделал великое — да знают это по всей земле. 6 Веселись и радуйся, жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святый Израилев. |
Сегодняшнее чтение представляет собой гимн, выражающий духовные переживания верных при наступлении мессианского Царства, как они были открыты Исайе. И переживания эти пронизаны двумя чувствами. Одно из них — чувство освобождения, полного избавления от греха и окончательного примирения с Богом (ст. 1). От него неотделима и радость переживания реальности присутствия Божия среди Своего народа (ст. 6). Конечно, она была знакома верным и прежде, но прежде она неизбежно омрачалась греховностью, присущей каждому падшему человеку, даже праведнику.
Теперь же, после освобождения от мешавшего прежде греха, радость становится чистой и уже ничем не омрачённой. Здесь снова проявляется особенность восприятия пророком реальности Царства как мира, совершенно свободного от зла и греха. Другое же чувство связано с осознанием масштаба происходящих перемен. Традиционно и Суд, и Царство воспринимались верующими яхвистами как реалии, касающиеся исключительно народа Божия.
О язычниках в этом случае обычно просто не думали, равно, впрочем, как и о судьбах мира и человечества: кругозор яхвистской общины на протяжении довольно долгого времени был ограничен пределами Израиля, Палестины, народа Божия, иногда включая ближайших соседей, так или иначе участвовавших в еврейской истории. Здесь же мессианское Царство, как видно, включает в себя не только евреев, но и все другие народы, всех, кто готов принять Бога Израиля как своего Бога, и потому свидетельство другим народам становится главной задачей народа Божия в мессианскую эпоху (ст. 4).
Не случайно наступлению Царства предшествует возвращение народа Божия на землю отцов (Ис 11:11–12): оно становится знаком для всех народов, что мессианское Царство близко, а свидетельство о нём язычникам, очевидно, предполагает, что оно открыто и для них тоже. Так постепенно меняются представления о Царстве, становясь всё ближе к образу того Царства, о котором будет свидетельствовать Спаситель.
1 И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня. |
2 Вот, Бог — спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь — сила моя, и пение мое — Господь; и Он был мне во спасение. |
3 И в радости будете почерпать воду из источников спасения, 4 и скажете в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его. |
5 Пойте Господу, ибо Он соделал великое — да знают это по всей земле. 6 Веселись и радуйся, жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святый Израилев. |
Этот гимн, относящийся к предыдущему мессианскому пророчеству, может стать и нашей молитвой, ведь мы живем в эпоху, когда сбываются пророчества. Люди из всех народов призывают имя Господа, черпают из Него воду живую (сравни Ин. 7:38), Господь обитает посреди Своего народа (Откр. 21:3). Но у пророчеств есть одна характерная черта: время их осуществления зависит от состояния нашего сердца. Живя в новозаветную эру, мы можем оказаться вне спасения, предреченного за многие столетия до нас. Пусть и для нас наступит «тот день», день пения, радости и спасения.
1 И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня. |
2 Вот, Бог — спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь — сила моя, и пение мое — Господь; и Он был мне во спасение. |
3 И в радости будете почерпать воду из источников спасения, 4 и скажете в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его. |
5 Пойте Господу, ибо Он соделал великое — да знают это по всей земле. 6 Веселись и радуйся, жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святый Израилев. |
Среди обличительных пророчеств мы вдруг обнаруживаем пророчество о грядущем Царе, исполненном Духа, в Царстве Которого не будет больше вражды ни между животными, ни между людьми. Но ведь Бог только что обличал Свой народ! Возможно, кто-то скажет, что Он непоследователен или несправедлив — раз обличал, то нужно и наказать. Но Писание говорит нам о том, что Божья любовь сильнее человеческого греха — по Своей милости Бог приходит не к праведникам, а к грешникам.
1 И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня. |
2 Вот, Бог — спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь — сила моя, и пение мое — Господь; и Он был мне во спасение. |
3 И в радости будете почерпать воду из источников спасения, 4 и скажете в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его. |
5 Пойте Господу, ибо Он соделал великое — да знают это по всей земле. 6 Веселись и радуйся, жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святый Израилев. |
Сегодняшнее чтение представляет собой гимн, выражающий духовные переживания верных при наступлении мессианского Царства, как они были открыты Исайе. И переживания эти пронизаны двумя чувствами. Одно из них — чувство освобождения, полного избавления от греха и окончательного примирения с Богом (ст. 1). От него неотделима и радость переживания реальности присутствия Божия среди Своего народа (ст. 6). Конечно, она была знакома верным и прежде, но прежде она неизбежно омрачалась греховностью, присущей каждому падшему человеку, даже праведнику.
Теперь же, после освобождения от мешавшего прежде греха, радость становится чистой и уже ничем не омрачённой. Здесь снова проявляется особенность восприятия пророком реальности Царства как мира, совершенно свободного от зла и греха. Другое же чувство связано с осознанием масштаба происходящих перемен. Традиционно и Суд, и Царство воспринимались верующими яхвистами как реалии, касающиеся исключительно народа Божия.
О язычниках в этом случае обычно просто не думали, равно, впрочем, как и о судьбах мира и человечества: кругозор яхвистской общины на протяжении довольно долгого времени был ограничен пределами Израиля, Палестины, народа Божия, иногда включая ближайших соседей, так или иначе участвовавших в еврейской истории. Здесь же мессианское Царство, как видно, включает в себя не только евреев, но и все другие народы, всех, кто готов принять Бога Израиля как своего Бога, и потому свидетельство другим народам становится главной задачей народа Божия в мессианскую эпоху (ст. 4).
Не случайно наступлению Царства предшествует возвращение народа Божия на землю отцов (Ис 11:11–12): оно становится знаком для всех народов, что мессианское Царство близко, а свидетельство о нём язычникам, очевидно, предполагает, что оно открыто и для них тоже. Так постепенно меняются представления о Царстве, становясь всё ближе к образу того Царства, о котором будет свидетельствовать Спаситель.
1 И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня. |
2 Вот, Бог — спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь — сила моя, и пение мое — Господь; и Он был мне во спасение. |
Отрасль от корня Иессеева, Христос приходит для спасения всего человечества. Утешение Израилево дано для всех, говорит Господь. Пророк Исайя провозглашает сегодня, что Христос станет знаменем для народов и к Нему обратятся язычники. Пророк воспевает величественный гимн избавлению, которое дарует Господь. В этом избавлении находится место для всех: Иуды и Ефрема, и для всех язычников. Замысел Божий в том, чтобы спасти остаток Израиля и через это привлечь к спасению все народы. «...Бог — спасение мое, - говорит пророк от лица всех народов, - уповаю на Него, и не боюсь». Все, что говорится об остатке Израиля — это Его, Божий суд. Но где бы были мы все, если бы Он по милости Своей не открыл и нам этого упования? Поэтому это не только гимн древнееврейского пророка, но и наш.
1 И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня. |
2 Вот, Бог — спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь — сила моя, и пение мое — Господь; и Он был мне во спасение. |
Чтение Бытия предваряют обетование Господа не уничтожать землю и все живое. И слова Исайи: "Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня", предваряют приход Христа. Утешение людям в Спасении и пути Воскресения и все решится в день Суда. И в Притчах мы находим слова: "Благословение Господне - оно обогащает и печали с собою не приносит". Господь благословил нас на жизнь, на работу, на счастье. Но с Ним и в Нем. В Его благословении. Весь мир теперь только через Христа спасается и через дела наши осуждается. И Господь восстановил мир после потопа. Так и через Церковь и Христа восстановится каждый человек. И каждый получает весь мир и несет свое бремя ответственности перед Господом.
1 И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня. |
2 Вот, Бог — спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь — сила моя, и пение мое — Господь; и Он был мне во спасение. |
Для пророка Исаии «тот день» — это день Господень, когда Бог явит Свое присутствие и Свою силу. День, в который человек оказывается лицом к лицу с Богом, если не прячется от Него. Но ведь для нас такой день уже настал! Бог совершил Свое спасение через Сына, Который с нами во все дни, Он послал Духа Утешителя, наполняющего наши сердца бесстрашием, силой и пением хвалы. Значит, для нас каждый день — день Господень, и сегодня — тоже. Не пытаемся ли мы спрятаться?
1 И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня. |
2 Вот, Бог — спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь — сила моя, и пение мое — Господь; и Он был мне во спасение. |
Снова пророк Исайя возвещает нам слово упования. Он провозглашает слово Господне о том, что Христос — отрасль от корня Иессеева — станет знаменем для народов, и к Нему обратятся язычники. Пророк воспевает величественный гимн избавлению, которое дарует Господь. В этом избавлении находится место для всех: Иуды и Ефрема, и для всех язычников. Замысел Божий в том, чтобы спасти остаток Израиля и через это привлечь к спасению все народы. «Бог — спасение мое, - говорит пророк от лица всех народов, - уповаю на Него и не боюсь». Все, что говорится об остатке Израиля — это Его, Божий суд. Но где бы были мы все, если бы Он по милости Своей не открыл и нам этого упования? Поэтому это не только гимн древнееврейского пророка, но и наш.
1 И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; 2 и почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух вèдения и благочестия; 3 и страхом Господним исполнится, |
и будет судить не по взгляду очей Своих, и не по слуху ушей Своих решать дела. 4 Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. 5 И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его — истина. 6 Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. 7 И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. 8 И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. 9 Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена видением Господа, как воды наполняют море. |
10 И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники — и покой его будет слава. |
11 И будет в тот день: Господь снова прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего, какой останется у Ассура, и в Египте, и в Патросе, и у Хуса, и у Елама, и в Сеннааре, и в Емафе, и на островах моря. 12 И поднимет знамя язычникам, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных Иудеев созовет от четырех концов земли. 13 И прекратится зависть Ефрема, и враждующие против Иуды будут истреблены. Ефрем не будет завидовать Иуде, и Иуда не будет притеснять Ефрема. 14 И полетят на плеча Филистимлян к западу, ограбят всех детей Востока; на Едома и Моава наложат руку свою, и дети Аммона будут подданными им. 15 И иссушит Господь залив моря Египетского, и прострет руку Свою на реку в сильном ветре Своем, и разобьет ее на семь ручьев, так что в сандалиях могут переходить ее. 16 Тогда для остатка народа Его, который останется у Ассура, будет большая дорога, как это было для Израиля, когда он выходил из земли Египетской. |
1 И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня. |
2 Вот, Бог — спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь — сила моя, и пение мое — Господь; и Он был мне во спасение. |
3 И в радости будете почерпать воду из источников спасения, 4 и скажете в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его. |
5 Пойте Господу, ибо Он соделал великое — да знают это по всей земле. 6 Веселись и радуйся, жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святый Израилев. |
Грядущий Спаситель на первый взгляд рисуется грозным судьёй, расправляющимся с грешниками, что вроде бы подтверждается словами о том, что Он убьёт нечестивого. Но далее мы читаем о том, что волк будет лежать с ягнёнком, а лев станет есть солому. Значит, жестокость и хищные нравы не будут больше царить не только в человеческом обществе, но и в природе. Но если даже для защиты ягнят не понадобится применять насилие, то зачем в таком случае убивать нечестивого человека?
Видимо, эти слова относятся всё-таки не к грешным людям, находящимся под властью зла, а к вдохновителю зла, древнему искусителю, провоцирующему людей на грех в надежде поработить их души. И тогда слова о победе над ним, совершённой духом уст Спасителя, следует понимать как пророчество об окончательной победе Господа над всяким злом, которая должна наступить в конце времён.
Может показаться, что в пророчестве соединены разные события: окончательная победа над злом и более близкое избавление народа из плена. Но, должно быть, здесь нет противоречия и радостные картины освобождения народа от иноземных притеснителей виделись Исаие прообразом грядущей победы правды и справедливости для всех народов. Ведь любое подлинное добро — это частица того исходящего от Господа великого добра, которое в конце концов должно восторжествовать.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||