1 Пророчество о долине видения. — Что с тобою, что ты весь взошел на кровли? 2 Город шумный, волнующийся, город ликующий! Пораженные твои не мечом убиты и не в битве умерли; 3 все вожди твои бежали вместе, но были связаны стрелками; все найденные у тебя связаны вместе, как ни далеко бежали. 4 Потому говорю: оставьте меня, я буду плакать горько; не усиливайтесь утешать меня в разорении дочери народа моего. |
5 Ибо день смятения и попрания и замешательства в долине видения от Господа, Бога Саваофа. Ломают стену, и крик восходит на горы. 6 И Елам несет колчан; люди на колесницах и всадники, и Кир обнажает щит. 7 И вот, лучшие долины твои полны колесницами, и всадники выстроились против ворот. |
8 И снимают покров с Иудеи; и ты в тот день обращаешь взор на запас оружия в доме кедровом. 9 Но вы видите, что много проломов в стене города Давидова, и собираете воды в нижнем пруде; 10 и отмечаете домы в Иерусалиме, и разрушаете домы, чтобы укрепить стену; 11 и устрояете между двумя стенами хранилище для вод старого пруда. А на Того, Кто это делает, не взираете, и не смотрите на Того, Кто издавна определил это. |
12 И Господь, Господь Саваоф, призывает вас в этот день плакать и сетовать, и остричь волоса и препоясаться вретищем. 13 Но вот, веселье и радость! Убивают волов, и режут овец; едят мясо, и пьют вино: "будем есть и пить, ибо завтра умрем!" 14 И открыл мне в уши Господь Саваоф: не будет прощено вам это нечестие, доколе не умрете, сказал Господь, Господь Саваоф. |
15 Так сказал Господь, Господь Саваоф: ступай, пойди к этому царедворцу, к Севне, начальнику дворца (и скажи ему): 16 что у тебя здесь, и кто здесь у тебя, что ты здесь высекаешь себе гробницу? — Он высекает себе гробницу на возвышенности, вырубает в скале жилище себе. 17 Вот, Господь перебросит тебя, как бросает сильный человек, и сожмет тебя в ком; 18 свернув тебя в сверток, бросит тебя, как меч, в землю обширную; там ты умрешь, и там великолепные колесницы твои будут поношением для дома господина твоего. 19 И столкну тебя с места твоего, и свергну тебя со степени твоей. 20 И будет в тот день, призову раба Моего Елиакима, сына Хелкиина, 21 и одену его в одежду твою, и поясом твоим опояшу его, и власть твою передам в руки его; и будет он отцом для жителей Иерусалима и для дома Иудина. 22 И ключ дома Давидова возложу на рамена его; отворит он, и никто не запрет; запрет он, и никто не отворит. 23 И укреплю его как гвоздь в твердом месте; и будет он как седалище славы для дома отца своего. 24 И будет висеть на нем вся слава дома отца его, детей и внуков, всей домашней утвари до последних музыкальных орудий. 25 В тот день, говорит Господь Саваоф, пошатнется гвоздь, укрепленный в твердом месте, и будет выбит, и упадет, и распадется вся тяжесть, которая на нем: ибо Господь говорит. |
В пророческом видении перед нами возникают образы терпящего поражение Иерусалима. Они наполнены яркими подробностями жизни обречённого города, мы видим реальную картину того, что ещё только должно было наступить и не сомневаемся, что вскоре именно так всё и произошло. Но вот в тексте возникает имя Кира, разгромившего Вавилон спустя несколько веков, и мы задаёмся вопросом: что это, сбывшееся до буквы пророчество или же наслоение совершенно другой эпохи?
При желании появление имени персидского царя иных времён можно объяснить позднейшей вставкой и на том успокоиться. Но подумаем лучше над тем, какой смысл имеет упоминание здесь этого имени. Создаётся впечатление, что в глазах рассказчика поражение Иерусалима и поражение Вавилона сливаются, и пророк уподобляет ближайшее падение Святого Города, осквернённого грехами своих жителей, поражению города-оплота язычества. И в самом деле, осаждаемые жители Иерусалима ведут себя вполне по язычески. Господь предлагает им покаяться и изменить свой образ жизни, но вместо этого этого мы видим пир во время почти что чумы. Нечестие проявляется в следовании принципу: будем есть и пить, ибо завтра умрём.
Но Господь предлагает жизнь. Те же, кто готовится умереть, выжав из последних земных дней максимум удовольствия, жизнь уже отвергли.
1 Пророчество о долине видения. — Что с тобою, что ты весь взошел на кровли? 2 Город шумный, волнующийся, город ликующий! Пораженные твои не мечом убиты и не в битве умерли; 3 все вожди твои бежали вместе, но были связаны стрелками; все найденные у тебя связаны вместе, как ни далеко бежали. 4 Потому говорю: оставьте меня, я буду плакать горько; не усиливайтесь утешать меня в разорении дочери народа моего. |
5 Ибо день смятения и попрания и замешательства в долине видения от Господа, Бога Саваофа. Ломают стену, и крик восходит на горы. 6 И Елам несет колчан; люди на колесницах и всадники, и Кир обнажает щит. 7 И вот, лучшие долины твои полны колесницами, и всадники выстроились против ворот. |
8 И снимают покров с Иудеи; и ты в тот день обращаешь взор на запас оружия в доме кедровом. 9 Но вы видите, что много проломов в стене города Давидова, и собираете воды в нижнем пруде; 10 и отмечаете домы в Иерусалиме, и разрушаете домы, чтобы укрепить стену; 11 и устрояете между двумя стенами хранилище для вод старого пруда. А на Того, Кто это делает, не взираете, и не смотрите на Того, Кто издавна определил это. |
12 И Господь, Господь Саваоф, призывает вас в этот день плакать и сетовать, и остричь волоса и препоясаться вретищем. 13 Но вот, веселье и радость! Убивают волов, и режут овец; едят мясо, и пьют вино: "будем есть и пить, ибо завтра умрем!" 14 И открыл мне в уши Господь Саваоф: не будет прощено вам это нечестие, доколе не умрете, сказал Господь, Господь Саваоф. |
15 Так сказал Господь, Господь Саваоф: ступай, пойди к этому царедворцу, к Севне, начальнику дворца (и скажи ему): 16 что у тебя здесь, и кто здесь у тебя, что ты здесь высекаешь себе гробницу? — Он высекает себе гробницу на возвышенности, вырубает в скале жилище себе. 17 Вот, Господь перебросит тебя, как бросает сильный человек, и сожмет тебя в ком; 18 свернув тебя в сверток, бросит тебя, как меч, в землю обширную; там ты умрешь, и там великолепные колесницы твои будут поношением для дома господина твоего. 19 И столкну тебя с места твоего, и свергну тебя со степени твоей. 20 И будет в тот день, призову раба Моего Елиакима, сына Хелкиина, 21 и одену его в одежду твою, и поясом твоим опояшу его, и власть твою передам в руки его; и будет он отцом для жителей Иерусалима и для дома Иудина. 22 И ключ дома Давидова возложу на рамена его; отворит он, и никто не запрет; запрет он, и никто не отворит. 23 И укреплю его как гвоздь в твердом месте; и будет он как седалище славы для дома отца своего. 24 И будет висеть на нем вся слава дома отца его, детей и внуков, всей домашней утвари до последних музыкальных орудий. 25 В тот день, говорит Господь Саваоф, пошатнется гвоздь, укрепленный в твердом месте, и будет выбит, и упадет, и распадется вся тяжесть, которая на нем: ибо Господь говорит. |
Бог призвал Свой народ к любви, но нет ни любви, ни желания любить. Тогда все становится бессмысленным, бесцельным и уходящим в небытие. Это провидит Исаия, и скорбью пронзено его сердце. Так же потом будет скорбеть Иисус, глядя на город Давидов: «Иерусалим, Иерусалим...» (Мф. 23:37), и слезы пророка (Ис. 22:4) предвосхищают будущие слезы Спасителя (Лк. 19:41).
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||