1 В то время сказал мне Господь: вытеши себе две скрижали каменные, подобные первым, и взойди ко Мне на гору, и сделай себе деревянный ковчег; 2 и Я напишу на скрижалях те слова, которые были на прежних скрижалях, которые ты разбил; и положи их в ковчег. 3 И сделал я ковчег из дерева ситтим, и вытесал две каменные скрижали, как прежние, и пошел на гору; и две сии скрижали
были
в руках моих. 4 И написал Он на скрижалях, как написано было прежде, те десять слов, которые изрек вам Господь на горе из среды огня в день собрания, и отдал их Господь мне. 5 И обратился я, и сошел с горы, и положил скрижали в ковчег, который я сделал, чтоб они там были, как повелел мне Господь. |
6 И сыны Израилевы отправились из Беероф-Бене-Яакана в Мозер; там умер Аарон и погребен там, и стал священником вместо него сын его Елеазар. 7 Оттуда отправились в Гудгод, из Гудгода в Иотвафу, в землю, где потоки вод. 8 В то время отделил Господь колено Левиино, чтобы носить ковчег завета Господня, предстоять пред Господом, служить Ему (и молиться) и благословлять именем Его,
как это продолжается
до сего дня; 9 потому нет левиту части и удела с братьями его: Сам Господь есть удел его, как говорил ему Господь, Бог твой. |
10 И пробыл я на горе, как и в прежнее время, сорок дней и сорок ночей; и послушал меня Господь и на сей раз, (и) не восхотел Господь погубить тебя; 11 и сказал мне Господь: встань, пойди в путь пред народом (сим); пусть они пойдут и овладеют землею, которую Я клялся отцам их дать им. |
12 Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей, 13 чтобы соблюдал заповеди Господа (Бога твоего) и постановления Его, которые сегодня заповедую тебе, дабы тебе было хорошо. 14 Вот у Господа, Бога твоего, небо и небеса небес, земля и все, что на ней; 15 но только отцов твоих принял Господь и возлюбил их, и избрал вас, семя их после них, из всех народов, как ныне
видишь. 16 Итак обрежьте крайнюю плоть сердца вашего и не будьте впредь жестоковыйны; 17 ибо Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица и не берет даров, 18 Который дает суд сироте и вдове, и любит пришельца, и дает ему хлеб и одежду. 19 Любите и вы пришельца, ибо
сами
были пришельцами в земле Египетской. 20 Господа, Бога твоего, бойся (и) Ему (одному) служи, и к Нему прилепись и Его именем клянись: 21 Он хвала твоя и Он Бог твой, Который сделал с тобою те великие и страшные
дела,
какие видели глаза твои; 22 в семидесяти (пяти) душах пришли отцы твои в Египет, а ныне Господь, Бог твой, сделал тебя многочисленным, как звезды небесные. |
Оказывается, Бог не требует от нас ничего трудного. Только благоговения и любви, только открытости и честности, только верности и благодарности. Вам кажется, что это не так уж легко? Но ведь и Христос говорит, что иго Его благо и бремя — легко. В чем же дело? Почему же нам это представляется такой непомерной задачей? Как любить и открываться навстречу Богу, где тот рубеж, за которым бремя любви становится легким? Евангельский ответ прост (еще проще, чем эти требования) — научиться у Иисуса кротости и смирению сердца. Это так трудно... и так легко.
1 В то время сказал мне Господь: вытеши себе две скрижали каменные, подобные первым, и взойди ко Мне на гору, и сделай себе деревянный ковчег; 2 и Я напишу на скрижалях те слова, которые были на прежних скрижалях, которые ты разбил; и положи их в ковчег. 3 И сделал я ковчег из дерева ситтим, и вытесал две каменные скрижали, как прежние, и пошел на гору; и две сии скрижали
были
в руках моих. 4 И написал Он на скрижалях, как написано было прежде, те десять слов, которые изрек вам Господь на горе из среды огня в день собрания, и отдал их Господь мне. 5 И обратился я, и сошел с горы, и положил скрижали в ковчег, который я сделал, чтоб они там были, как повелел мне Господь. |
6 И сыны Израилевы отправились из Беероф-Бене-Яакана в Мозер; там умер Аарон и погребен там, и стал священником вместо него сын его Елеазар. 7 Оттуда отправились в Гудгод, из Гудгода в Иотвафу, в землю, где потоки вод. 8 В то время отделил Господь колено Левиино, чтобы носить ковчег завета Господня, предстоять пред Господом, служить Ему (и молиться) и благословлять именем Его,
как это продолжается
до сего дня; 9 потому нет левиту части и удела с братьями его: Сам Господь есть удел его, как говорил ему Господь, Бог твой. |
10 И пробыл я на горе, как и в прежнее время, сорок дней и сорок ночей; и послушал меня Господь и на сей раз, (и) не восхотел Господь погубить тебя; 11 и сказал мне Господь: встань, пойди в путь пред народом (сим); пусть они пойдут и овладеют землею, которую Я клялся отцам их дать им. |
12 Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей, 13 чтобы соблюдал заповеди Господа (Бога твоего) и постановления Его, которые сегодня заповедую тебе, дабы тебе было хорошо. 14 Вот у Господа, Бога твоего, небо и небеса небес, земля и все, что на ней; 15 но только отцов твоих принял Господь и возлюбил их, и избрал вас, семя их после них, из всех народов, как ныне
видишь. 16 Итак обрежьте крайнюю плоть сердца вашего и не будьте впредь жестоковыйны; 17 ибо Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица и не берет даров, 18 Который дает суд сироте и вдове, и любит пришельца, и дает ему хлеб и одежду. 19 Любите и вы пришельца, ибо
сами
были пришельцами в земле Египетской. 20 Господа, Бога твоего, бойся (и) Ему (одному) служи, и к Нему прилепись и Его именем клянись: 21 Он хвала твоя и Он Бог твой, Который сделал с тобою те великие и страшные
дела,
какие видели глаза твои; 22 в семидесяти (пяти) душах пришли отцы твои в Египет, а ныне Господь, Бог твой, сделал тебя многочисленным, как звезды небесные. |
Вся суть Торы сводится к одному: любить Бога от всего сердца и от всей души, идти по жизни тем путём, который Он открыл человеку, и бояться Его. Речь, конечно, идёт не о том страхе наказания или вечных мук, которые нередко возникают в уме читающих Библию, когда они видят эти строки. В данном случае скорее надо было бы говорить о том священном трепете, который знаком каждому, кто переживал близость Бога, трепета, возникающего при встрече лицом к лицу конечного с Бесконечным. С этого священного трепета начинаются правильные отношения человека с Богом — такие, которые в конце концов могут сделаться глубокими, прочными, устойчивыми и осознанными.
Понимание человеком своего места перед Богом становится основой всего последующего духовного пути. Путь же этот начинается с сердца. Сердцем в Библии называется обычно то глубинное духовное «я» человека, которое делает возможными самосознание и свободу воли, а значит, и самоопределение человека перед Богом и людьми.
Именно там, в сердце, в глубине духовного «я» человека совершается обращение к Богу — иначе оно остаётся лишь интеллектуальным выбором или эмоциональным переживанием, которые не могут определить человеческую жизнь полностью и по-настоящему. Это глубинное обращение, в свою очередь, меняет всю внутреннюю жизнь, то, что в Библии обычно называется душой. Нельзя любить Бога сердцем и не любить Его душой: ведь тогда вся жизнь человека окажется раздвоенной, он станет двумя разными людьми в одном теле.
Тут особую роль начинают играть заповеди: понятые как внутренний духовно-нравственный императив, как интенции, обращённые Богом к человеку, заповеди становятся своего рода духовным скелетом, придающим его жизни форму и образующей её твёрдое, неизменное ядро, которое может выстроить всю жизнь, как внутреннюю, так и внешнюю. Что же касается законов («постановлений»), то они важны как опыт практического следования заповедям в конкретных жизненный обстоятельствах, без которого жизнь с Богом невозможна: ведь жить с Ним надо уметь не только в лесной келье или в горной пещере, но и в большом городе (или в небольшом селении), среди людей, с которыми придётся иметь дело и выстраивать отношения. Таков путь Торы, каким видит его Книга Второзакония.
12 Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей, |
Комментаторы, рассуждая о страхе Божьем и о любви к Богу, нередко противопоставляют их друг другу. А вот Тора, как видно, их соединяет, так, что одно невозможно без другого. Правда, страх, о котором говорится в Книге Второзакония, ничего общего не имеет со страхом наказания, который испытывает порой ребёнок перед строгими родителями или взрослый перед государством, законы которого нарушил. Иначе трудно было бы объяснить, как такой страх мог бы заставить боящегося идти путём Божиим: ведь речь идёт не о формальном соблюдении неких норм и правил, а о том, чтобы любить Бога всем сердцем и всем существом («душой»).
Тут скорее впору говорить о страхе Божьем, как о священном трепете, который у человека духовно чуткого всегда вызывает присутствие Божие, трепет конечного тварного существа перед бесконечным Творцом. И трепет этот, конечно, не случаен: ведь пропасть, разделяющая нас с Богом, совершенно непреодолима, ни по законам непреображённого мира, ни по законам Царства. В мире нет и не может быть такой природы, преображённой или непреображённой, которая позволила бы эту пропасть преодолеть. Преодолима она лишь для любви Божьей. Именно любовь Божья становится первопричиной и духовной основой всех откровений, всех богоявлений и самого боговоплощения. Но человек может приобщиться к этой любви, войти в неё лишь в том случае, если он готов обратиться к Богу «всем сердцем» и «всей душой».
В самом деле, ведь именно сердце, которым на библейском языке обозначается духовный центр человеческой личности, то духовное «я», без которого человека, как образа Божия, нет, определяет, кем и чем будет человек перед Богом и перед людьми. В сердце делается выбор, сердцем принимаются решения. А от сделанного выбора и принятых решений и зависит то, что называется духовной жизнью: отношения с Богом, со Христом, с ближним.
Но одним сердцем, одним духовным «я» дело, конечно, не ограничивается: сделанный выбор и принятые в связи с ним решения (например, выбор следовать Торе и соблюдать данные Богом заповеди) неизбежно повлечёт за собой перестройку всего внутреннего мира человека, системы его ценностей и приоритетов, а затем и образа мыслей, и поведенческих моделей, определяющих всю жизнь. Собственно, иначе следовать путём Божиим не получится: ведь речь идёт о любви, а любить отчасти невозможно. Можно лишь до конца. Всем сердцем и всем существом. Чтобы пропасть, разделяющая нас с Богом, стала преодолимой.
19 Любите и вы пришельца, ибо
сами
были пришельцами в земле Египетской. |
Читатели Ветхого Завета нередко рассуждают об избранности народа Божия как о чём-то таком, что выделяет его из числа других народов, давая ему некие особые права и развивая в нём чувство религиозной и духовной, а быть может, и национальной исключительности.
Конечно, кому-то из евреев такие чувства и мысли бывали свойственны прежде и бывают свойственны сегодня. Но, во всяком случае, Тора в народе Божием ничего подобного никоим образом не культивирует и ничему такому не учит. Богоизбранность в Торе понимается, прежде всего, как особая ответственность еврейского народа за полученное им откровение и за порученную ему Тору. В Торе можно найти немало на сей счёт указаний, и одним из них можно считать требование равного отношения к евреям и к тем, кто оказался на данной Богом Своему народу земле в качестве пришельца.
Надо заметить, что языческой древности вообще свойственно скорее пренебрежительное отношение к пришельцам, иноземцам, вообще ко всякому чужаку. Конечно, тут существовал выработанный тысячелетиями практики межнациональных, а ещё раньше межплеменных отношений этикет, связанный со статусом чужеземца, которому иногда, в особых случаях, могли оказать немалое уважение. Но если оно и оказывалось, то лишь в силу особого статуса такого чужеземца, обусловленного межгосударственными или межплеменными отношениями. «Рядовой» же пришелец уважением, как правило, не пользовался.
Тора требует не просто уважения, но именно любви к пришельцу, чужеземцу, вообще к чужаку, такой же, какую проявляют к своим соплеменникам. Оно и понятно: ведь земля, данная Богом Своему народу, была дана ему не в безусловное владение, а скорее в пользование, с условием соблюдения заключённого некогда союза-завета и исполнения заповедей Божьих. А если так, то и в отношении земли действует принцип не столько права, сколько ответственности: народ Божий отвечает за то, чтобы живущие на данной ему Богом земле жили в соответствии с нормами Торы.
Но эта ответственность сама по себе не предполагает исключительного права народа на землю: не случайно на еврейской земле и в еврейском государстве (когда оно существовало на политической карте) во все времена рядом с евреями жили и другие народы тоже. И именно от духовного выбора народа Божия зависело, каким было окружение и как разрешались проблемы взаимоотношений с теми, кого евреи воспринимали, как чужаков. Ведь земля была дана не конкретному этносу, а народу-общине. Соблюдающим заповеди и хранящим Тору.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||