11 И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. |
12 Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню. |
Земное служение Спасителя начинается с Его омовения и с нисхождения на Него Святого Духа, за которым следует испытание в пустыне. На первый взгляд это может показаться несколько странным: ведь Иисус родился в мир, уже неся в Себе всю полноту Божию. Что мог Он получить в момент нисхождения на Него Божьего дыхания? Чего Ему не хватало? И каков был смысл того испытания, через которое Он прошёл затем в пустыне?
Наверное, если бы Ему надо было просто пройти по земле, пусть даже явив миру всю полноту Божию и человеческую, а затем покинуть этот мир так, как покидали его все жившие здесь до Него, ничего такого с Ним не произошло бы. Но Он Мессия, и Он должен был явить миру Царство во всей его полноте.
Ему мало было просто родиться Богочеловеком. Это было необходимым условием порученного Ему служения. Но само служение состояло в другом: надо было сделать так, чтобы Его уникальность перестала быть чем-то принадлежащим Ему одному, надо было открыть её миру. Ему надо было не просто явить Себя как Царя, Ему нужно было открыть каждому ищущему путь в Своё Царство. Вместе с Ним в мир должно было войти нечто большее, чем Он Сам — большее не по полноте, а по охвату.
И это большее, Его Царство, должно было быть открыто миру в Его единстве с Отцом. Святой Дух, полнота дыхания Отца, и сделала возможным это явление Царства миру. И те испытания в пустыне, через которые Он прошёл сразу же после нисхождения на Него Святого Духа, были испытанием Его не просто как человека или даже Богочеловека, они были испытанием Его как Царя того Царства, которым Он должен был стать.
Не случайно все они так или иначе оказались связаны с единственным главным вопросом: каким Царём Ты будешь? Как будешь править: по законам падшего мира, используя человеческие слабости и пороки, или как Царь Божьего Царства? Правильный выбор означал утверждение Царства, неправильный — крах в самом начале служения. И это был совершенно свободный, по-человечески свободный выбор Иисуса. Выбор, с которого и началось Его служение как Мессии.
12 Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню. 13 И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему. |
14 После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия 15 и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие. |
Господь 40 дней был искушаем в пустыне, чтобы быть совсем как мы. Чтобы когда мы начинаем жаловаться, что Господь не может этого понять, ведь Он не проходил через это, Он мог бы ответить нам: "Нет, Я здесь сейчас, с тобой, в том испытании, в котором ты сейчас находишься. Если ты переживаешь искушение, то знай, Я прошел через это и победил, ты создан по Моему образу и подобию, Я сотворил тебя, Я люблю тебя, Я умер за тебя на Кресте и воскрес, поэтому ты тоже можешь выйти из искушения победителем. Я показал тебе пример, я победил искушения и Я победил смерть". Царствие Божие совсем близко, оно внутри нас настолько, насколько мы освобождаем для него место в нашем сердце. Пост - это время, в которое мы можем расчистить пространство внутри себя, устроить генеральную уборку, вынести мусор, и тогда останется намного больше места для Бога. И тогда Бог придет, возвестит нам Благую Весть о Спасении и станет Царем в нашем сердце, ведь Царство - это то, что принадлежит Царю, Его личные владения.
9 И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. 10 И когда выходил из воды, тотчас увидел
Иоанн
разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. 11 И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. |
12 Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню. 13 И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему. |
14 После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия 15 и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие. |
Земное служение Спасителя начинается нисхождением духа Божия, за которым следует испытание в пустыне (более подробно описанное у других евангелистов) и собственно служение, свидетельство о Царстве (Марк описывает всё это кратко и сжато). Что же перед нами: уникальная особенность служения Иисуса как Мессии, или некий универсальный духовный алгоритм (насколько применительно к духовной жизни вообще можно говорить об алгоритмах)? А может быть, и то, и другое? Конечно, путь Христа уникален. Но, с другой стороны, Иисус не для того родился человеком, чтобы не иметь с нами ничего общего, в том числе и в том, что касается духовной жизни. Таких испытаний, какие ждали Его в пустыне, у нас, наверное, не будет, хотя нечто похожее вполне может ждать и нас: дьявол не так изобретателен, как иногда о нём думают. А вот свидетельствовать о Царстве нам придётся во всяком случае, если только мы будем христианами не только по названию. И нисхождение духа Божия тоже непременно станет частью нашей духовной жизни, если только, конечно, мы не останемся навсегда (в духовном смысле) детьми, сделавшими первый шаг к Царству и остановившимися, едва переступив порог. А вот как всё это будет происходить — вопрос открытый. Иногда сходные или одинаковые духовные процессы принимают в разных внешних условиях очень разные формы. У каждого они свои, и нет никакого смысла имитировать чужую духовную жизнь — это в любом случае бесполезно и почти всегда приносит только вред. Не говоря уже о том, что в случае с Мессией такие потуги выглядят, кроме всего прочего, ещё и просто смешно. Ведь Иисус не для того пришёл в наш мир, чтобы мы имитировали Его жизнь, и не для того, чтобы заставить каждого из нас пройти тот же самый путь, который прошёл Он (в конце концов, никто из нас на такое не способен: для этого надо быть свободным от греха). Иисус пришёл в мир для того, чтобы дать нам Царство, каждому, кто захочет войти туда. И ещё для того, чтобы помочь нам туда попасть. Конечно, путь в Царство никак не менее труден, чем путь праведности в дохристианские времена, по нему так же невозможно идти без помощи Божией, как невозможно было идти без Его помощи путём праведности. Но на пути в Царство есть препятствие, для человека непреодолимое в принципе: греховность падшей человеческой природы. И если по пути праведности человек всё же в состоянии с помощью Божьей как-то идти, то в Царство любого из нас можно только внести на руках. И весь земной путь Иисуса был нужен именно для того, чтобы потом Он мог внести каждого из нас в Царство на руках. Конечно, это отнюдь не означает, что в нашей жизни не будет испытаний и нам не нужна будет помощь духа Божия: ведь проделать на руках Мессии весь путь не получится, да и жизнь в Царстве требует умения ходить. Но преодолеть для нас непреодолимое Он нам поможет. А иначе о Царстве нам пришлось бы забыть. Навсегда.
9 И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. 10 И когда выходил из воды, тотчас увидел
Иоанн
разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. 11 И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. |
12 Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню. 13 И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему. |
Евангелие от Марка сообщает о Крещении Иисуса и последующих искушениях в пустыне очень лаконично по сравнению с другими Евангелиями. Но, несмотря на краткость, здесь сказано все самое главное.
Вот Тот, Который, по свидетельству Иоанна Крестителя в 8-м стихе, будет крестить людей Духом Святым, к обуви Которого Иоанн не осмелился бы прикоснуться, входит в воды Иордана, где народ принимает крещение покаяния. Безгрешный входит в воды, принявшие в себя человеческие грехи.
И происходит нечто таинственное: Дух Святой нисходит на Иисуса, и глас с небес свидетельствует, что Он Возлюбленный Сын Божий, в Котором Отчее благоволение. Это Откровение Пресвятой Троицы, Богоявление.
Агнец Божий берет на Себя смытые в воды покаяния наши грехи, ради этого Он пришел, ради этого родился. И дальше Его путь — через победу над искушениями, в которые постоянно попадает человечество, — на Голгофу, где наши грехи пригвождаются к Кресту, чтобы больше не иметь над нами власти.
Входя в воды Иорданские, Иисус исполняет волю Отца, как и всякий раз Он действует не по Своей воле, а по воле Отца, Которому Он «послушен даже до смерти, и смерти крестной» (Флп 2:8). И глас с небес свидетельствует об этом: в Возлюбленном Сыне Божием совершается благая воля Отца о нашем спасении.
1 Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, 2 как написано у пророков: "вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою". 3 "Глас вопиющего в пустыне: 4 Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. 5 И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. 6 Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. 7 И проповедовал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; 8 я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему". |
9 И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. 10 И когда выходил из воды, тотчас увидел
Иоанн
разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. 11 И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. |
12 Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню. 13 И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему. |
14 После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия 15 и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие. |
Итак, мы приступаем к чтению Евангелия от Марка. Вслед за евангелистом мы будем воспоминать, проживать хорошо известные нам евангельские события, соотносить их со своим жизненным опытом, пытаться изменить себя, чтобы стать хотя бы чуть больше похожими на «начальника и совершителя веры, Иисуса» (Евр 12:2). В который раз мы читаем это Евангелие? С чего начать в этот раз? Марк начинает свой рассказ со слов об Иоанне и крещении Иисуса. Чтобы воспринять Благую весть Иисуса, народ должен был покаяться, признать себя несоответствующими грядущему Божьему Царству. А как нам приложить к себе слова из пророчества: «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте пути Ему»? Похоже, что именно здесь, в самом начале пути, мы сталкиваемся с необходимостью переоценки, пересмотра всей нашей жизни, чтобы иметь возможность последовать за Марком к последующим рассказам, в каждом из которых мы можем встретить Господа Иисуса.
1 Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, 2 как написано у пророков: "вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою". 3 "Глас вопиющего в пустыне: 4 Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. 5 И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. 6 Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. 7 И проповедовал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; 8 я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему". |
9 И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. 10 И когда выходил из воды, тотчас увидел
Иоанн
разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. 11 И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. |
12 Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню. 13 И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему. |
Мы привыкли к понятию святости. В народе очень любят молиться святым и тогда, при излишнем усердии, они превращаются в своего рода пантеон малых богов. Но вера не терпит всего, что сделано из привычки. Такой закристаллизовавшийся образ святости надо беспощадно разбивать. Можно вспомнить о том, что мы все святые в момент, когда причащаемся, ибо говорится «Святая святым». Но можно вспомнить образ Иоанна Крестителя. Он первый среди святых, больший между рожденных женами (Мф 11:11), предел человеческой святости, в нем самым полным образом пребывает святость. Но все-таки «меньший в Царстве Небесном больше его» (Мф 11:11). Почему Господь говорит об этом? Именно, чтобы предостеречь нас создавать пантеоны. Именно потому образ Иоанна помогает преодолеть вышеописанную склонность к обожествлению небожественного, что молитвы к нему совсем не так распространены как, скажем, богородичные. А если подумать, какие есть два особых человека, как бы возвышающихся над родом человеческим: Богородица и Иоанн Предтеча. Об этом говорит и деисусный ряд иконостаса любого православного храма. Но мы не привыкли молиться Крестителю. Может, стоит когда-то начать, с Божьей помощью, и просить его научить нас не создавать себе кумира (Исх 20:4)?
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||