1 Когда увидишь вола брата твоего или овцу его заблудившихся, не оставляй их, но возврати их брату твоему; 2 если же не близко будет к тебе брат твой, или ты не знаешь его, то прибери их в дом свой, и пусть они будут у тебя, доколе брат твой не будет искать их, и тогда возврати ему их; 3 так поступай и с ослом его, так поступай с одеждой его, так поступай со всякою потерянною
вещью
брата твоего, которая будет им потеряна и которую ты найдешь; нельзя тебе уклоняться
от сего. 4 Когда увидишь осла брата твоего или вола его упадших на пути, не оставляй их, но подними их с ним вместе. |
5 На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие. |
6 Если попадется тебе на дороге птичье гнездо на каком-либо дереве или на земле, с птенцами или яйцами, и мать сидит на птенцах или на яйцах, то не бери матери вместе с детьми: 7 мать пусти, а детей возьми себе, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои. |
8 Если будешь строить новый дом, то сделай перила около кровли твоей, чтобы не навести тебе крови на дом твой, когда кто-нибудь упадет с него. |
9 Не засевай виноградника своего двумя родами семян, чтобы не сделать тебе заклятым сбора семян, которые ты посеешь вместе с плодами виноградника (своего). 10 Не паши на воле и осле вместе. 11 Не надевай одежды, сделанной из разных веществ, из шерсти и льна вместе. |
12 Сделай себе кисточки на четырех углах покрывала твоего, которым ты покрываешься. |
13 Если кто возьмет жену, и войдет к ней, и возненавидит ее, 14 и будет возводить на нее порочные дела, и пустит о ней худую молву, и скажет: "я взял сию жену, и вошел к ней, и не нашел у нее девства", 15 то отец отроковицы и мать ее пусть возьмут и вынесут
признаки
девства отроковицы к старейшинам города, к воротам; 16 и отец отроковицы скажет старейшинам: дочь мою я отдал в жену сему человеку, и (ныне) он возненавидел ее, 17 и вот, он взводит (на нее) порочные дела, говоря: "я не нашел у дочери твоей девства"; но вот признаки девства дочери моей. И расстелют одежду пред старейшинами города. 18 Тогда старейшины того города пусть возьмут мужа и накажут его, 19 и наложат на него сто
сиклей
серебра пени и отдадут отцу отроковицы за то, что он пустил худую молву о девице Израильской; она же пусть останется его женою, и он не может развестись с нею во всю жизнь свою. |
20 Если же сказанное будет истинно, и не найдется девства у отроковицы, 21 то отроковицу пусть приведут к дверям дома отца ее, и жители города ее побьют ее камнями до смерти, ибо она сделала срамное дело среди Израиля, блудодействовав в доме отца своего; и
так
истреби зло из среды себя. |
22 Если найден будет кто лежащий с женою замужнею, то должно предать смерти обоих: и мужчину, лежавшего с женщиною, и женщину; и
так
истреби зло от Израиля. |
23 Если будет молодая девица обручена мужу, и кто-нибудь встретится с нею в городе и ляжет с нею, 24 то обоих их приведите к воротам того города, и побейте их камнями до смерти: отроковицу за то, что она не кричала в городе, а мужчину за то, что он опорочил жену ближнего своего; и
так
истреби зло из среды себя. |
25 Если же кто в поле встретится с отроковицею обрученною и, схватив ее, ляжет с нею, то должно предать смерти только мужчину, лежавшего с нею, 26 а отроковице ничего не делай; на отроковице нет преступления смертного: ибо это то же, как если бы кто восстал на ближнего своего и убил его; 27 ибо он встретился с нею в поле, и
хотя
отроковица обрученная кричала, но некому было спасти ее. |
28 Если кто-нибудь встретится с девицею необрученною, и схватит ее и ляжет с нею, и застанут их, 29 то лежавший с нею должен дать отцу отроковицы пятьдесят (сиклей) серебра, а она пусть будет его женою, потому что он опорочил ее; во всю жизнь свою он не может развестись с нею. |
30 Никто не должен брать жены отца своего и открывать край
одежды
отца своего. |
Как мы видим из сегодняшнего отрывка, на члена народа Божьего накладываются определенные моральные обязательства, не считая множества обрядовых запретов, призванных сохранить неокрепшую веру от влияния иноплеменников. Обычно считается, что в этом плане христианам проще: засевай что хочешь с чем хочешь, делай (или покупай) одежду из чего хочешь, кушай что хочешь (только смотри, не оскоромься!) и т. д. Так-то оно так, но послабления касаются только древних обрядовых заповедей и бытовых запретов. А когда вспоминаешь, что брата надо не только не обкрадывать, но еще и любить, как самого себя, а на жену ближнего даже и посмотреть-то толком с вожделением нельзя, тут уж пора задуматься: если уж решил начать новую жизнь, новые отношения с Богом, любить всем сердцем и хранить это сердце в чистоте — то уж изволь быть благонадежен и не возвращаться назад.
1 Когда увидишь вола брата твоего или овцу его заблудившихся, не оставляй их, но возврати их брату твоему; 2 если же не близко будет к тебе брат твой, или ты не знаешь его, то прибери их в дом свой, и пусть они будут у тебя, доколе брат твой не будет искать их, и тогда возврати ему их; 3 так поступай и с ослом его, так поступай с одеждой его, так поступай со всякою потерянною
вещью
брата твоего, которая будет им потеряна и которую ты найдешь; нельзя тебе уклоняться
от сего. 4 Когда увидишь осла брата твоего или вола его упадших на пути, не оставляй их, но подними их с ним вместе. |
5 На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие. |
6 Если попадется тебе на дороге птичье гнездо на каком-либо дереве или на земле, с птенцами или яйцами, и мать сидит на птенцах или на яйцах, то не бери матери вместе с детьми: 7 мать пусти, а детей возьми себе, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои. |
8 Если будешь строить новый дом, то сделай перила около кровли твоей, чтобы не навести тебе крови на дом твой, когда кто-нибудь упадет с него. |
9 Не засевай виноградника своего двумя родами семян, чтобы не сделать тебе заклятым сбора семян, которые ты посеешь вместе с плодами виноградника (своего). 10 Не паши на воле и осле вместе. 11 Не надевай одежды, сделанной из разных веществ, из шерсти и льна вместе. |
12 Сделай себе кисточки на четырех углах покрывала твоего, которым ты покрываешься. |
13 Если кто возьмет жену, и войдет к ней, и возненавидит ее, 14 и будет возводить на нее порочные дела, и пустит о ней худую молву, и скажет: "я взял сию жену, и вошел к ней, и не нашел у нее девства", 15 то отец отроковицы и мать ее пусть возьмут и вынесут
признаки
девства отроковицы к старейшинам города, к воротам; 16 и отец отроковицы скажет старейшинам: дочь мою я отдал в жену сему человеку, и (ныне) он возненавидел ее, 17 и вот, он взводит (на нее) порочные дела, говоря: "я не нашел у дочери твоей девства"; но вот признаки девства дочери моей. И расстелют одежду пред старейшинами города. 18 Тогда старейшины того города пусть возьмут мужа и накажут его, 19 и наложат на него сто
сиклей
серебра пени и отдадут отцу отроковицы за то, что он пустил худую молву о девице Израильской; она же пусть останется его женою, и он не может развестись с нею во всю жизнь свою. |
20 Если же сказанное будет истинно, и не найдется девства у отроковицы, 21 то отроковицу пусть приведут к дверям дома отца ее, и жители города ее побьют ее камнями до смерти, ибо она сделала срамное дело среди Израиля, блудодействовав в доме отца своего; и
так
истреби зло из среды себя. |
22 Если найден будет кто лежащий с женою замужнею, то должно предать смерти обоих: и мужчину, лежавшего с женщиною, и женщину; и
так
истреби зло от Израиля. |
23 Если будет молодая девица обручена мужу, и кто-нибудь встретится с нею в городе и ляжет с нею, 24 то обоих их приведите к воротам того города, и побейте их камнями до смерти: отроковицу за то, что она не кричала в городе, а мужчину за то, что он опорочил жену ближнего своего; и
так
истреби зло из среды себя. |
25 Если же кто в поле встретится с отроковицею обрученною и, схватив ее, ляжет с нею, то должно предать смерти только мужчину, лежавшего с нею, 26 а отроковице ничего не делай; на отроковице нет преступления смертного: ибо это то же, как если бы кто восстал на ближнего своего и убил его; 27 ибо он встретился с нею в поле, и
хотя
отроковица обрученная кричала, но некому было спасти ее. |
28 Если кто-нибудь встретится с девицею необрученною, и схватит ее и ляжет с нею, и застанут их, 29 то лежавший с нею должен дать отцу отроковицы пятьдесят (сиклей) серебра, а она пусть будет его женою, потому что он опорочил ее; во всю жизнь свою он не может развестись с нею. |
30 Никто не должен брать жены отца своего и открывать край
одежды
отца своего. |
Книга Второзакония содержит гораздо более жёсткие наказания для нарушителей седьмой заповеди по сравнению с теми, которые мы находим в Книге Исхода. Такое ужесточение вызывает закономерные вопросы. Самым простым ответом на них можно считать глубоко религиозный характер книги. Книга Второзакония к Торе, к её соблюдению и ко всему, с ней связанному, подходит именно с точки зрения религиозной, религия становится тут и средством исполнения Торы, и критерием её соблюдения. Неудивительно, что при таком подходе формализма становится больше, а сами правила и наказания за их нарушение — строже.
Этот ответ, однако, сам по себе лишь указывает на проблему, но не объясняет её. Объяснение же связано с представлением о религиозности как о средстве борьбы со скверной, с осквернением. Книга Второзакония вообще требует более осознанного отношения ко всему, связанному с соблюдением Торы. Между тем чистота, отсутствие осквернения как необходимое условие самой возможности освящения было основой всего, связанного с Торой во времена написания Книги Второзакония. Главной целью и главным смыслом соблюдения Торы было именно сохранение чистоты, которую мы бы назвали ритуальной, но которая с точки зрения верующего яхвиста допленной эпохи была связана не с ритуалом собственно, а с духовной жизнью как таковой.
Для верующего человека религия нередко становится средством сохранения чистоты — ему кажется, что, чем строже религиозные нормы и правила и чем тщательнее регламентация, тем больше он приблизится к идеалу чистоты абсолютной, такой, которая позволит ему оставаться освящённым постоянно, всегда пребывая в Божьем присутствии. Между тем в языческих культах сексуальная, эротическая составляющая всегда играла достаточно большую роль, особенно в столь широко распространённом в древности на Ближнем Востоке культе Великой богини, который включал в себя нередко даже элементы ритуальной проституции.
Отсюда особая строгость ко всему, что связано с сексуальной жизнью, а значит, и к седьмой заповеди, которая включает и этот аспект тоже, хотя, конечно, целиком к нему никоим образом не сводится. Не случайно рядом с жёсткими предписаниями, касающимися прелюбодеяния, появляются в тексте законы, запрещающие традиционные языческие ритуалы, связанные с культом Великой богини (запрет на ритуальное переодевание, ритуальную запашку, ритуальный посев). Всё перечисленное рассматривалось как злоупотребление той силой, которую Бог даёт человеку для жизни — а значит, как осквернение, которое разрушает жизнь не только отдельных людей, но и всей общины.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||