13 Тогда Навуходоносор во гневе и ярости повелел привести Седраха, Мисаха и Авденаго; и приведены были эти мужи к царю. 14 Навуходоносор сказал им: с умыслом ли вы, Седрах, Мисах и Авденаго, богам моим не служите, и золотому истукану, которого я поставил, не поклоняетесь? |
Гонения, обрушившиеся на верных после указа Навуходоносора, ассоциируется как с событиями конца правления царя Навуходоносора, так и с событиями времён Антиоха Эпифана, когда была написана книга Даниила. Сегодня уже можно считать установленным, что последний правитель Нововавилонского Царства Баалтецер (Валтасар греческих текстов) действительно осуществил некую религиозную реформу, вызвавшую недовольство местного жречества. Некоторые историки предполагают, что в ходе реформы он, между прочим, выставил на всеобщее обозрение священные статуи, сделав таким образом полонение богам публичной церемонией (прежде священные статуи и изображения скрывались в глубине храмов, куда доступ непосвящённым был закрыт). По-видимому, это привело к конфликту не только с вавилонской жреческой корпорацией, но и с Синагогой; возможно, наиболее активные её члены, отказывавшиеся принимать участие в такого рода публичных языческих религиозных мероприятиях, действительно подверглись гонениям, хотя никаких точных сведений о них у нас сегодня нет.
Не исключено, однако, что в Синагоге сохранились некие предания о тех гонениях, и автор Книги Даниила воспользовался ими, приписав сами реформы не Валтасару, а его предшественнику на престоле Небукаднецеру (в греческих текстах его называют Навуходоносором). Между тем, при Антиохе Эпифане нечто подобное повторилось в значительно больших масштабах, причём о гонениях Антиоха мы знаем вполне достаточно, в частности, благодаря сохранившимся до наших времён Книгам Маккавеев. Антиох, всерьёз считавший себя сыном Зевса, велел во всех городах страны, включая, разумеется, и Иерусалим, установить алтари Зевса, а заодно и свои собственные: себя он тоже считал если не богом, то, по меньшей мере, полубогом. В Иерусалиме же он, разумеется, не нашёл для своих алтарей другого места, кроме храмового двора. Нетрудно представить себе реакцию евреев на такое кощунство: налицо было осквернение Храма, а значит, и города, вспомнились времена Вавилонского плена, а вместе с тем и проповедь древних пророков о приходе Мессии и о наступлении мессианского Царства после гонений, которые обрушатся на верных незадолго до этих событий. Впрочем, автор книги — отнюдь не экзальтированный энтузиаст: его Даниил — не герой древних преданий, которому чудесное спасение гарантировано законами жанра. Он знает лишь одно: его дело — хранить верность Богу, а спасёт ли его Бог от смерти в конкретной ситуации — это дело Божие, которое от человека не зависит. Но именно такая верность, а не ожидание непременного чуда, и оказывается залогом спасения.
14 Навуходоносор сказал им: с умыслом ли вы, Седрах, Мисах и Авденаго, богам моим не служите, и золотому истукану, которого я поставил, не поклоняетесь? 15 Отныне, если вы готовы, как скоро услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей, симфонии и всякого рода музыкальных орудий, падите и поклонитесь истукану, которого я сделал; если же не поклонитесь, то в тот же час брошены будете в печь, раскаленную огнем, и тогда какой Бог избавит вас от руки моей? |
16 И отвечали Седрах, Мисах и Авденаго, и сказали царю Навуходоносору: нет нужды нам отвечать тебе на это. 17 Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит. 18 Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся. |
19 Тогда Навуходоносор исполнился ярости, и вид лица его изменился на Седраха, Мисаха и Авденаго, и он повелел разжечь печь в семь раз сильнее, нежели как обыкновенно разжигали ее, 20 и самым сильным мужам из войска своего приказал связать Седраха, Мисаха и Авденаго и бросить их в печь, раскаленную огнем. |
Всякому христианину известно, что времена гонений — это время испытания верности Богу, верности Христу. В житийной литературе часто встречаются рассказы о чудесах, которыми сопровождалось свидетельство христианских мучеников. Насколько достоверны эти рассказы — вопрос отдельный. Но вот герои Книги Даниила, готовясь к свидетельству своей верности Богу Израиля, кажется, вовсе и не ждут чуда. Не то чтобы совсем не ждут — они вполне допускают, что Бог, если захочет, сохранит их даже в раскалённой печи.
Но своё свидетельство в зависимость от этого чуда они не ставят. Так же, как не ставили его в зависимость от чудес и христианские мученики. В самом деле: речь ведь идёт о свидетельстве верности Богу и Христу, а не о свидетельстве силы Божьей. Бог, конечно, всегда может вмешаться и явить Свою силу. Если сочтёт это нужным. А если нет, то свидетельством станет сама смерть мученика.
В самом деле: в мире, где жизнь была высшей ценностью, готовность умереть могла означать лишь одно из двух. Либо для идущего на смерть то, ради чего или тот, ради кого он умирает было важнее его собственной жизни — но это было бы для всех очевидным абсурдом. Смерть за идею — феномен нового времени, феномен христианской эпохи. И возможна такая смерть лишь как некое квазихристианское мученичество. Либо идущий на смерть знает иную жизнь. Жизнь во всей её полноте.
В полноте, лишь малую часть которой составляет земная жизнь. И мученик готов отказаться от малой части ради целого. Это и есть свидетельство. Свидетельство того, что слова свидетеля о Боге, о Христе, о Царстве — не просто слова. Что это реальность. Его реальность. Реальность того Царства, в котором он живёт. А то, что считают реальностью его мучители, — лишь бледная тень и злая пародия на реальность Царства. Которая в своё время исчезнет вместе с тем злом, которое пронизывает падший мир, вновь становящийся Царством.
14 Навуходоносор сказал им: с умыслом ли вы, Седрах, Мисах и Авденаго, богам моим не служите, и золотому истукану, которого я поставил, не поклоняетесь? 15 Отныне, если вы готовы, как скоро услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей, симфонии и всякого рода музыкальных орудий, падите и поклонитесь истукану, которого я сделал; если же не поклонитесь, то в тот же час брошены будете в печь, раскаленную огнем, и тогда какой Бог избавит вас от руки моей? |
16 И отвечали Седрах, Мисах и Авденаго, и сказали царю Навуходоносору: нет нужды нам отвечать тебе на это. 17 Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит. 18 Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся. |
19 Тогда Навуходоносор исполнился ярости, и вид лица его изменился на Седраха, Мисаха и Авденаго, и он повелел разжечь печь в семь раз сильнее, нежели как обыкновенно разжигали ее, 20 и самым сильным мужам из войска своего приказал связать Седраха, Мисаха и Авденаго и бросить их в печь, раскаленную огнем. |
Ответ трёх отроков традиционно приводится, как образец исповедания верными своей веры и своей верности Богу, в Которого они верят. Но исповедание бывает разным. Не так уж сложно исповедовать Бога, о Котором ты точно знаешь, что Он вмешается в критический для тебя момент и избавит тебя от смерти. Тут верным действительно нечего бояться: ведь им, в сущности, ничего серьёзного не грозит, все угрозы оказываются в таком случае всего лишь пугалом.
Иное дело — исповедание с пониманием того, что Бог может и не вмешаться в самый критический момент, что Он может и не спасти от смерти. Традиционно готовность исповедников стать мучениками и умереть за свою веру объясняется их уверенностью в грядущем воскресении или (реже) в бессмертии души и в посмертном воздаянии. Вероятнее всего, вера в воскресение у них действительно была: ведь Книга Даниила датируется, приблизительно, серединой II в. до н.э., эпохой Маккавейских войн, когда вера во всеобщее личное воскресение в день Суда была общераспространённой.
И всё же такой веры недостаточно для того свидетельства, которое требуется от мученика или исповедника. Ему ведь приходится свидетельствовать о своей верности Богу в ситуации, когда и воскресение, и посмертное воздаяние (если свидетель в него верит) ещё для него впереди, а непосредственной реальностью являются предстоящие ему испытания. Если испытания эти окажутся единственной реальностью жизни свидетеля тогда, когда ему придётся свидетельствовать, у него, вполне вероятно, не хватит сил на то, чтобы пройти через них: ведь полагаться в таком случае ему придётся только на свои силы, всё остальное, будь то посмертное воздаяние или жизнь Царства, будет лишь ожидать его в конце пути.
Иное дело, если свидетель уже имеет опыт жизни с Богом в Его Царстве: тогда ожидающие его испытания не останутся единственной реальностью его жизни, тогда в ней будет и иная реальность, реальность силы Божьей и дыхания Царства. Тогда эта сила и это дыхание передадутся и свидетелю, он приобщится к ним, находя в них силу свидетельствовать вопреки и сквозь те испытания, через которые ему приходится проходить. А испытания станут для него ступенью к полноте Царства, в конце пути ожидающей каждого, вставшего на путь праведности.
1 Царь Навуходоносор сделал золотой истукан, вышиною в шестьдесят локтей, шириною в шесть локтей, поставил его на поле Деире, в области Вавилонской. 2 И послал царь Навуходоносор собрать сатрапов, наместников, воевод, верховных судей, казнохранителей, законоведцев, блюстителей суда и всех областных правителей, чтобы они пришли на торжественное открытие истукана, которого поставил царь Навуходоносор. 3 И собрались сатрапы, наместники, военачальники, верховные судьи, казнохранители, законоведцы, блюстители суда и все областные правители на открытие истукана, которого Навуходоносор царь поставил, и стали перед истуканом, которого воздвиг Навуходоносор. 4 Тогда глашатай громко воскликнул: объявляется вам, народы, племена и языки: 5 в то время, как услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и симфонии и всяких музыкальных орудий, падите и поклонитесь золотому истукану, которого поставил царь Навуходоносор. 6 А кто не падет и не поклонится, тотчас брошен будет в печь, раскаленную огнем. 7 Посему, когда все народы услышали звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и всякого рода музыкальных орудий, то пали все народы, племена и языки, и поклонились золотому истукану, которого поставил Навуходоносор царь. |
8 В это самое время приступили некоторые из Халдеев и донесли на Иудеев. 9 Они сказали царю Навуходоносору: царь, вовеки живи! 10 Ты, царь, дал повеление, чтобы каждый человек, который услышит звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и симфонии и всякого рода музыкальных орудий, пал и поклонился золотому истукану; 11 а кто не падет и не поклонится, тот должен быть брошен в печь, раскаленную огнем. 12 Есть мужи Иудейские, которых ты поставил над делами страны Вавилонской: Седрах, Мисах и Авденаго; эти мужи не повинуются повелению твоему, царь, богам твоим не служат и золотому истукану, которого ты поставил, не поклоняются. |
13 Тогда Навуходоносор во гневе и ярости повелел привести Седраха, Мисаха и Авденаго; и приведены были эти мужи к царю. 14 Навуходоносор сказал им: с умыслом ли вы, Седрах, Мисах и Авденаго, богам моим не служите, и золотому истукану, которого я поставил, не поклоняетесь? 15 Отныне, если вы готовы, как скоро услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей, симфонии и всякого рода музыкальных орудий, падите и поклонитесь истукану, которого я сделал; если же не поклонитесь, то в тот же час брошены будете в печь, раскаленную огнем, и тогда какой Бог избавит вас от руки моей? |
16 И отвечали Седрах, Мисах и Авденаго, и сказали царю Навуходоносору: нет нужды нам отвечать тебе на это. 17 Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит. 18 Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся. |
19 Тогда Навуходоносор исполнился ярости, и вид лица его изменился на Седраха, Мисаха и Авденаго, и он повелел разжечь печь в семь раз сильнее, нежели как обыкновенно разжигали ее, 20 и самым сильным мужам из войска своего приказал связать Седраха, Мисаха и Авденаго и бросить их в печь, раскаленную огнем. 21 Тогда мужи сии связаны были в исподнем и верхнем платье своем, в головных повязках и в прочих одеждах своих, и брошены в печь, раскаленную огнем. 22 И как повеление царя было строго, и печь раскалена была чрезвычайно, то пламя огня убило тех людей, которые бросали Седраха, Мисаха и Авденаго. 23 А сии три мужа, Седрах, Мисах и Авденаго, упали в раскаленную огнем печь связанные. |
24 И ходили посреди пламени, воспевая Бога и благословляя Господа. 25 И став Азария молился и, открыв уста свои среди огня, возгласил: 26 "Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, хвально и прославлено имя Твое вовеки. 27 Ибо праведен Ты во всем, что соделал с нами, и все дела Твои истинны и пути Твои правы, и все суды Твои истинны. |
28 Ты совершил истинные суды во всем, что навел на нас и на святый град отцов наших Иерусалим, потому что по истине и по суду навел Ты все это на нас за грехи наши. 29 Ибо согрешили мы, и поступили беззаконно, отступив от Тебя, и во всем согрешили. 30 Заповедей Твоих не слушали и не соблюдали их, и не поступали, как Ты повелел нам, чтобы благо нам было. |
31 И все, что Ты навел на нас, и все, что Ты соделал с нами, соделал по истинному суду. 32 И предал нас в руки врагов беззаконных, ненавистнейших отступников, и царю неправосудному и злейшему на всей земле. 33 И ныне мы не можем открыть уст наших; мы сделались стыдом и поношением для рабов Твоих и чтущих Тебя. |
Молитва отроков и песнь, славящая все, сотворенное Богом, как и сама история о том, как Седрах, Мисах и Авденаго отказались поклониться золотому истукану и прошли через испытание огнем, часто упоминается в последующих книгах Священного Писания (1 Макк 2:59; Евр 11:34) и впоследствии в христианском богослужении. Не случайно это свидетельство веры занимает такое место в жизни Церкви. Здесь мы ясно видимо общность духа, которое связывает Ветхий и Новый Заветы, праведников и святых избранного народа и Церкви Христовой. Как отроки свидетельствовали перед Навуходоносором о том, что «Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит», так же и апостол Павел говорил в испытаниях: «Бог, Которому принадлежу я и Которому служу».
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||