Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Иоил 1:1-9

Поделиться
Слово Господне, которое было к Иоилю, сыну Вафуила.
Слушайте это, старцы,
  и внимайте, все жители земли сей:
бывало ли такое во дни ваши,
  или во дни отцов ваших?
Передайте об этом детям вашим;
  а дети ваши пусть скажут своим детям,
  а их дети следующему роду:
оставшееся от гусеницы
  ела саранча,
оставшееся от саранчи
  ели черви,
а оставшееся от червей
  доели жуки.
Пробудитесь, пьяницы, и плачьте
  и рыдайте, все пьющие вино,
о виноградном соке,
  ибо он отнят от уст ваших!
Ибо пришел на землю Мою народ
  сильный и бесчисленный;
зубы у него — зубы львиные,
  и челюсти у него — как у львицы.
Опустошил он виноградную лозу Мою,
  и смоковницу Мою обломал,
ободрал ее догола, и бросил;
  сделались белыми ветви ее.
Рыдай, как молодая жена, препоясавшись вретищем,
  о муже юности своей!
Прекратилось хлебное приношение и возлияние
  в доме Господнем;
плачут священники,
  служители Господни.
Свернуть

Один из последних пророков-писателей, Иоиль жил, вероятнее всего, на рубеже 5-4 вв. до Р.Х. Нам практически ничего не известно о личности пророка; можно предположить, что Иоиль был храмовым пророком, все служение которого было подчинено возвещению слова Божьего. Короткая, но очень важная книга пророка содержит лишь указание на нашествие саранчи, которое, собственно, и послужило поводом для его выступления. Точная датировка этого события, однако, невозможна. Вместе с тем, некоторые детали его пророчества позволяют отнести его к эпохе после возвращения иудеев из вавилонского плена, эпохе Второго Храма.

В первой части первой главы пророк со страхом и скорбью говорит о бедствии, постигшем страну. Насекомые уничтожили все живое на земле Израиля, и она сделалась пустыней. Плач о бедствии — распространенный жанр библейской и вообще древневосточной поэзии, и в соответствии с законами жанра пророк повествует о том, насколько всеохватывающей оказалась эта напасть. Всего — хлеба и винограда, масла и всякой иной пищи лишилась земля и живущие на ней. Плачьте, рыдайте, жители земли: вот основной призыв пророка в этой части книги. Каждого, кто слышит или читает его слова, пророк зовет почувствовать призрак голода и гибели, нависший над его страной.

Как непрочно оказалось благополучие народа, с какой удивительной легкостью и быстротой повсюду проникает пагуба! Осознание этого важно для пророка, потому что далее он будет говорить об истинных основаниях жизни. Скорбь о страданиях и потерях для него неразрывно связана с размышлением о том, почему постигло людей это бедствие. Но, помимо всего этого, описание этого страдания важно в общебиблейском контексте. Одно из центральных в Ветхом Завете — откровение о том, что Бог слышит вопль народа Своего, и описанная Иоилем трагедия становится местом спасительного вмешательства Бога в судьбы людей.

Другие мысли вслух

 
На Иоил 1:1-9
Слово Господне, которое было к Иоилю, сыну Вафуила.
Слушайте это, старцы,
  и внимайте, все жители земли сей:
бывало ли такое во дни ваши,
  или во дни отцов ваших?
Передайте об этом детям вашим;
  а дети ваши пусть скажут своим детям,
  а их дети следующему роду:
оставшееся от гусеницы
  ела саранча,
оставшееся от саранчи
  ели черви,
а оставшееся от червей
  доели жуки.
Пробудитесь, пьяницы, и плачьте
  и рыдайте, все пьющие вино,
о виноградном соке,
  ибо он отнят от уст ваших!
Ибо пришел на землю Мою народ
  сильный и бесчисленный;
зубы у него — зубы львиные,
  и челюсти у него — как у львицы.
Опустошил он виноградную лозу Мою,
  и смоковницу Мою обломал,
ободрал ее догола, и бросил;
  сделались белыми ветви ее.
Рыдай, как молодая жена, препоясавшись вретищем,
  о муже юности своей!
Прекратилось хлебное приношение и возлияние
  в доме Господнем;
плачут священники,
  служители Господни.
Свернуть
Картины опустошенной земли заставляют задуматься: о чём здесь идёт речь, в прямом ли смысле о нашествии саранчи...  Читать далее

Картины опустошенной земли заставляют задуматься: о чём здесь идёт речь, в прямом ли смысле о нашествии саранчи, или же перед взором пророка проходят образы вражеского вторжения? Голод и опустошение в равной степени могут быть следствием обоих бедствий.

Но если саранча может быть образом вражеского нашествия, а нашествие - образом возмездия за грехи и беззакония, то не может ли картина физического голода оказаться выражением духовного голода, а само описание последствий нашествия саранчи - духовным портретом немалой части народа? И если прекратились приношения во храм, то только ли по той причине, что иссякли плоды земли? Не в большей ли степени оттого, что иссякли душевные ресурсы и люди отвернулись от Бога?

Привычно, когда враг приходит со стороны, но как часто мы сами становимся врагами и Богу, и самим себе, как часто источником враждебных действий оказываются глубины наших сердец.

Свернуть
 
На Иоил 1:2-3
Слушайте это, старцы,
  и внимайте, все жители земли сей:
бывало ли такое во дни ваши,
  или во дни отцов ваших?
Передайте об этом детям вашим;
  а дети ваши пусть скажут своим детям,
  а их дети следующему роду:
Свернуть
Что такое историческая память? И какое отношение она имеет к Традиции? На первый взгляд, призыв пророка к слушающим его людям запомнить то, что они видят и слышат, предполагает апелляцию именно к исторической памяти, без...  Читать далее

Что такое историческая память? И какое отношение она имеет к Традиции? На первый взгляд, призыв пророка к слушающим его людям запомнить то, что они видят и слышат, предполагает апелляцию именно к исторической памяти, без которой ни о каком запоминании происходящих событий и ни о какой передаче услышанного потомкам речи быть не может. Но так ли просто обстоит дело? Что должны запомнить видящие и слышащие пророка в увиденном и услышанном? Судя по тому, что в состав пророческих книг Библии входит и Книга Иоиля, можно сказать, что современники пророка увидели, услышали и запомнили именно то, что нужно. Но кто именно запомнил это? И кто вообще должен был видеть, слышать и запоминать? Иоиль обращается к старейшинам и ко всему народу.

Во времена родоплеменного уклада старейшины были фактически единственными представителями власти в еврейском обществе, но во времена Иоиля скорее надо говорить о совете старейшин, который существовал в Иерусалиме на всём протяжении его древней истории вплоть до разгрома в 70 г. н.э. Как видно, пророк обращается к представительному органу власти и к общественному мнению, как мы назвали бы это сегодня.

Но Книгу Иоиля мы имеем сегодня не благодаря совету старейшин и не благодаря общественному мнению, а благодаря Синагоге, которая уже в послепленный период систематизировала записи проповедей Иоиля, так же, как и других пророков, и благодаря тому кругу последователей допленных пророков, о которых сегодня нам известно немного, но которые, возможно, тоже представляли собой в допленной Иудее некое общинное движение. Как видно, Традиция рождается не в обществе в целом, а в общине верных, готовых слушать пророков и запоминать сказанное ими, понимая, что речь идёт о данном Богом откровении.

Но для самих пророков, включая и Иоиля, важен был именно весь народ Божий. И не потому, что так удобнее было самим свидетелям (им-то как раз было бы куда радостнее проповедовать в узком кругу своих единомышленников, их понимающих и им сочувствующих), а потому, что слово Божие должен был иметь возможность услышать каждый. Ведь Бог хотел видеть в числе Своих верных каждого, кто принадлежит к Его народу, стало быть, и шанс нужно было дать каждому. А таким шансом могло быть только звучащее публично слово Откровения.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).