1 Умолкните предо Мною, острова, и народы да обновят свои силы; пусть они приблизятся и скажут: "станем вместе на суд". |
2 Кто воздвиг от востока мужа правды, призвал его следовать за собою, предал ему народы и покорил царей? Он обратил их мечом его в прах, луком его в солому, разносимую ветром. 3 Он гонит их, идет спокойно дорогою, по которой никогда не ходил ногами своими. 4 Кто сделал и совершил это? Тот, Кто от начала вызывает роды; Я — Господь первый, и в последних — Я Тот же. |
5 Увидели острова и ужаснулись, концы земли затрепетали. Они сблизились и сошлись; 6 каждый помогает своему товарищу и говорит своему брату: "крепись!" 7 Кузнец ободряет плавильщика, разглаживающий листы молотом — кующего на наковальне, говоря о спайке: "хороша"; и укрепляет гвоздями, чтобы было твердо. |
8 А ты, Израиль, раб Мой, Иаков, которого Я избрал, семя Авраама, друга Моего — 9 ты, которого Я взял от концов земли и призвал от краев ее, и сказал тебе: "ты Мой раб, Я избрал тебя и не отвергну тебя": 10 не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей. 11 Вот, в стыде и посрамлении останутся все, раздраженные против тебя; будут как ничто и погибнут препирающиеся с тобою. 12 Будешь искать их, и не найдешь их, враждующих против тебя; борющиеся с тобою будут как ничто, совершенно ничто. 13 Ибо Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: "не бойся, Я помогаю тебе". |
14 Не бойся, червь Иаков, малолюдный Израиль — Я помогаю тебе, говорит Господь и Искупитель твой, Святый Израилев. 15 Вот, Я сделал тебя острым молотилом, новым, зубчатым; ты будешь молотить и растирать горы, и холмы сделаешь, как мякину. 16 Ты будешь веять их, и ветер разнесет их, и вихрь развеет их; а ты возрадуешься о Господе, будешь хвалиться Святым Израилевым. 17 Бедные и нищие ищут воды, и нет ее; язык их сохнет от жажды: Я, Господь, услышу их, Я, Бог Израилев, не оставлю их. 18 Открою на горах реки и среди долин источники; пустыню сделаю озером и сухую землю — источниками воды; 19 посажу в пустыне кедр, ситтим и мирту и маслину; насажу в степи кипарис, явор и бук вместе, 20 чтобы увидели и познали, и рассмотрели и уразумели, что рука Господня соделала это, и Святый Израилев сотворил сие. |
21 Представьте дело ваше, говорит Господь; приведите ваши доказательства, говорит Царь Иакова. 22 Пусть они представят и скажут нам, что произойдет; пусть возвестят что-либо прежде, нежели оно произошло, и мы вникнем умом своим и узнаем, как оно кончилось, или пусть предвозвестят нам о будущем. 23 Скажите, что произойдет в будущем, и мы будем знать, что вы боги, или сделайте что-нибудь, доброе ли, худое ли, чтобы мы изумились и вместе с вами увидели. 24 Но вы ничто, и дело ваше ничтожно; мерзость тот, кто избирает вас. |
25 Я воздвиг его от севера, и он придет; от восхода солнца будет призывать имя Мое и попирать владык, как грязь, и топтать, как горшечник глину. 26 Кто возвестил об этом изначала, чтобы нам знать, и задолго пред тем, чтобы нам можно было сказать: "правда"? Но никто не сказал, никто не возвестил, никто не слыхал слов ваших. 27 Я первый сказал Сиону: "вот оно!" и дал Иерусалиму благовестника. 28 Итак Я смотрел, и не было никого, и между ними не нашлось советника, чтоб Я мог спросить их, и они дали ответ. 29 Вот, все они ничто, ничтожны и дела их; ветер и пустота истуканы их. |
Два аспекта бросаются в глаза в читаемом сегодня пророчестве Второисайи. Господь говорит о Себе, что Он — причина всего: «Я, Господь, первый, и в последних Я тот же». Персидский царь Кир, «муж правды», как называет его пророк, становится прообразом Мессии — Избавителя, потому что он совершает то, что определил Бог. И Своему народу, верующему в Избавителя, Святого Израилева, Бог говорит: «не бойся, ибо Я с тобою». Пусть народ Божий мал и слаб («червь Иаков, малолюдный Израиль») — сила не в этом. «Я с тобою», говорит Господь, «Я помогаю тебе». И это — единственная воистину надежная опора и защита.
И сегодня нельзя не задуматься еще об одном аспекте священного текста в русле, проложенном апостолом Павлом в 10-11 главах Послания к Римлянам. Слово Божие, которое мы читаем сегодня, звучит в то время, когда Израиль возвращается из рассеяния в Землю Обетованную и пытается вновь обосноваться в ней. Это встречает бурное противодействие тех народов, которые заселили Палестину, пока Израиль был в изгнании и рассеянии. «Это наша земля, мы живем в Палестине уже давно...», говорили они. С усердием, достойным лучшего применения, эти народы всеми средствами противились заселению Иерусалима и Иудеи.
Тогда, в конце 5 века до Р.Х., Господь сказал о них Израилю: «Вот, в стыде и посрамлении останутся все, раздраженные против тебя; будут, как ничто и погибнут препирающиеся с тобою... борющиеся с тобою будут как ничто, совершенно ничто». Быть может, поэтому ничего не получается у тех, кто противится существованию Израиля сегодня?
13 Ибо Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: "не бойся, Я помогаю тебе". |
14 Не бойся, червь Иаков, малолюдный Израиль — Я помогаю тебе, говорит Господь и Искупитель твой, Святый Израилев. 15 Вот, Я сделал тебя острым молотилом, новым, зубчатым; ты будешь молотить и растирать горы, и холмы сделаешь, как мякину. 16 Ты будешь веять их, и ветер разнесет их, и вихрь развеет их; а ты возрадуешься о Господе, будешь хвалиться Святым Израилевым. 17 Бедные и нищие ищут воды, и нет ее; язык их сохнет от жажды: Я, Господь, услышу их, Я, Бог Израилев, не оставлю их. 18 Открою на горах реки и среди долин источники; пустыню сделаю озером и сухую землю — источниками воды; 19 посажу в пустыне кедр, ситтим и мирту и маслину; насажу в степи кипарис, явор и бук вместе, 20 чтобы увидели и познали, и рассмотрели и уразумели, что рука Господня соделала это, и Святый Израилев сотворил сие. |
Бедные и нищие ищут воды, и нет её... Как похоже это на то, что происходит с нами. Язык пересыхает от жажды, а воды нет... И хочется гневно спросить, где же Бог, почему Он допускает такое... Если мы вовремя остановимся и сформулируем вопрос иначе, то получим ответ. Он — здесь. Он рядом и ждёт, когда мы откроем Ему сердце. Но обиженный внутренний голос продолжает: «А почему тогда Он допустил, чтобы всё вокруг было пустыней?» Ответ прост. Потому что действительно пустыня — сердце человека без Бога. И только если Он войдёт, пустыня станет прекрасным садом.
13 Ибо Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: "не бойся, Я помогаю тебе". |
14 Не бойся, червь Иаков, малолюдный Израиль — Я помогаю тебе, говорит Господь и Искупитель твой, Святый Израилев. 15 Вот, Я сделал тебя острым молотилом, новым, зубчатым; ты будешь молотить и растирать горы, и холмы сделаешь, как мякину. 16 Ты будешь веять их, и ветер разнесет их, и вихрь развеет их; а ты возрадуешься о Господе, будешь хвалиться Святым Израилевым. 17 Бедные и нищие ищут воды, и нет ее; язык их сохнет от жажды: Я, Господь, услышу их, Я, Бог Израилев, не оставлю их. 18 Открою на горах реки и среди долин источники; пустыню сделаю озером и сухую землю — источниками воды; 19 посажу в пустыне кедр, ситтим и мирту и маслину; насажу в степи кипарис, явор и бук вместе, 20 чтобы увидели и познали, и рассмотрели и уразумели, что рука Господня соделала это, и Святый Израилев сотворил сие. |
Пророки Израиля много говорят о Мессии и о мессианском Царстве. Исайя Вавилонский не был исключением: именно у него образ Мессии и Царства явлен отчётливо, как нигде больше в Ветхом Завете. Но есть у него и вполне традиционная, уходящая корнями в допленную эпоху, образность, связанная с традиционными же представлениями о мессианском Царстве. Одним из таких традиционных образов был образ преображаемой дыханием Божьим и расцветающей под воздействием этого дыхания пустыни.
Таким и видит Царство Исайя (ст. 17 – 20). Оно открыто для всех, кто ищет в пустыне падшего мира живой воды (ст. 17). Но реальностью это Царство становится лишь в контексте истории народа Божия как её естественное и логичное завершение (ст. 13 – 16). Здесь ответ на не раз заданный пророком себе и Богу вопрос: что же такое народ Божий? В чём смысл его истории? Такова ли она, как история любого другого народа? А если не такова, то в чём же отличия?
Ответ пришёл от Бога: народ Божий не такой, как другие. Но не в смысле какой-то особой исторической судьбы. Особенность народа Божия, его уникальность — не в истории, она над историей. Народ Божий должен принять обещанного Мессию и положить основание Царству. Здесь и главная его задача как народа Божия, и особенность его исторического пути.
Особенность эта не в какой-то уникальной исторической задаче, которую Бог возлагает на Свой народ. Она в метаистории, там, где вечность Божия соприкасается с историей и входит в неё. Стать местом, где Бог входит в историю и встречается с человеком — вот главная задача еврейского народа. В процессе её решения он и становится Божьим народом. Ради неё он получает от Бога новую, вторую историческую жизнь: его история не может завершиться, пока не решена эта главная задача. А решена в полноте она может быть только в день прихода Мессии и явления Царства.
Мир с самого начала был задуман Богом как Его Царство. Он должен стать этим Царством снова — на меньшее его Творец не согласен. А Мессия и народ Божий должны стать Его помощниками в решении этой задачи. Тогда появится и надежда на будущее, и смысл истории. И для еврейского народа, и для всего человечества. И, самое главное, для каждого конкретного человека. По крайней мере, для человека, ищущего Царства.
13 Ибо Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: "не бойся, Я помогаю тебе". |
Как приятно читать эти слова. Конечно же, так себе и представляешь: большой и добрый Бог, как папа, берет меня за руку и говорит... Но как это — берет меня за руку? Разве у Бога есть рука? Бог ведь не такой, как человек, Он невидим и непостижим, Его нельзя пощупать: Бог есть Дух, как об этом свидетельствует евангелист Иоанн. Значит, это такой образ. Но тогда к кому обращены эти слова? Ведь и «правая рука» может быть тоже образом. Наверное, так оно и есть, потому что весь контекст за то, что Бог здесь через пророка Исаию обращается к Своему народу. А что такое «правая рука» для всего народа? Или кто? Видимо, тот, кто правит, царь. И тогда эти слова означают, что Бог обещает Своего подлинного Царя, Того, Кто всегда будет с Ним рука об руку. Это пророчество о Мессии.
Мы знаем, что это пророчество исполнилось, и Царь, Сын Человеческий пришел, совершил все по воле Божией, восшел к Отцу и остался с нами. А это значит, что с нами рядом Тот, у Кого есть рука, которой Он может взять за руку каждого из нас.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||