Ты испытал нас, Боже, переплавил нас, как переплавляют серебро.
Свернуть
Во все времена люди задавались вопросом: отчего всё на земле устроено так, как устроено? Почему всё происходит так, как происходит? И во все времена на этот вопрос было два разных ответа — разных не в деталях, а в подходе к делу. Одни сводили вопрос «почему» к вопросу «как», другие пытались доискаться до первопричины. Так же и вопрос о том, кто увлажняет землю и взращивает на ней урожай, допускает два принципиально разных ответа.
Учёный описал бы этот процесс, как чисто естественный, не прибегая ни к каким иным объяснениям, и как учёный он был бы абсолютно прав. Наука не задаётся вопросом «почему», всегда в конечном счёте сводя его к вопросу «как», к вопросу о вторичных причинах и вторичных механизмах.
В практическом плане знание этих механизмов совершенно необходимо, но для полноценной духовной жизни одного такого знания мало. Для духовной жизни самым важным вопросом оказывается вопрос о смысле происходящего, вопрос «зачем».
Понимание работы механизма, даже самого сложного, на этот вопрос ответа не даёт: ведь даже сложный механизм всё равно остаётся лишь механизмом, ответ на вопрос о том, кто его сделал, кто и зачем запустил и для чего он работает, останется открытым даже в том случае, если об устройстве и принципах его работы мы будем знать абсолютно всё.
Ответ на вопрос «зачем» может дать не природа, а дух, не «что-то», а «кто-то». И этот «кто-то» должен быть по своим масштабам соотносим с природой в целом, с мирозданием во всей его полноте. Библия как раз и предлагает нам ответ, исходя из того, что миром правит именно Кто-то, Тот, Кто его сотворил и Кто только и может придать его существованию смысл.
Но Библии чужд взгляд на Творца, широко распространившийся среди философов XVIII в., многие из которых были уверены, что Бог, однажды сотворив мир, затем оставил его в покое и больше не вмешивается в его жизнь, так, что всё, происходящие в мире, не имеет к Нему никакого отношения.
Библия видит в Боге не только Творца, но и Промыслителя, т.е. такого Творца, Который, сотворив мир, не оставляет его на произвол судьбы, участвуя затем в его жизни и вмешиваясь в то, что происходит в сотворённом Им мире.
Потому и говорит автор псалма о Боге, Который Сам посылает дождь на землю, чтобы напоить её и вырастить на ней обильный урожай. Дело тут не в средствах, которые Бог использует для этого, и даже не в том, что Он является первопричиной всего, а в том, что без Него всё потеряет свой смысл, и тогда уже не будет нужно ни дождя, ни урожая, ни земли, ни неба.
Другие мысли вслух
На Пс 65:1-20
Начальнику хора. Песнь
1
Воскликните Богу, вся земля.
2
Пойте славу имени Его; воздайте славу, хвалу Ему.
3
Скажите Богу: как страшен Ты в делах Твоих! По множеству силы Твоей, покорятся Тебе враги Твои.
4
Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе, да поет имени Твоему, (Вышний)!
5
Придите и воззрите на дела Бога, страшного в делах над сынами человеческими.
6
Он превратил море в сушу; через реку перешли стопами; там веселились мы о Нем.
7
Могуществом Своим владычествует Он вечно; очи Его зрят на народы, да не возносятся мятежники.
8
Благословите, народы, Бога нашего, и провозгласите хвалу Ему.
9
Он сохранил душе нашей жизнь, и ноге нашей не дал поколебаться.
10
Ты испытал нас, Боже, переплавил нас, как переплавляют серебро.
11
Ты ввел нас в сеть, положил оковы на чресла наши,
12
посадил человека на главу нашу. Мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу.
13
Войду в дом Твой со всесожжениями, воздам Тебе обеты мои,
14
которые произнесли уста мои и изрек язык мой в скорби моей.
15
Всесожжения тучные вознесу Тебе, с воскурением тука овнов; принесу в жертву волов и козлов.
16
Придите, послушайте, все боящиеся Бога, и я возвещу вам, чтó сотворил Он для души моей.
17
Я воззвал к Нему устами моими и превознес Его языком моим.
18
Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь.
19
Но Бог услышал, внял гласу моления моего.
20
Благословен Бог, Который не отверг молитвы моей и не отвратил от меня милости Своей.
Свернуть
Воспевание Господа начинается с признания страшными и Его Самого, и Его дел, производящих сильнейшее впечатление...
Читать далее
Воспевание Господа начинается с признания страшными и Его Самого, и Его дел, производящих сильнейшее впечатление. Мы уже привыкли к мысли, что на одном страхе ничего ценного создать невозможно, страх Божий по сути своей не похож на любой из испытываемых людьми испугов. Да, это так, опровергать эту мысль не стоит. И всё-таки трудно отделаться от ощущения, что и человеческий страх поначалу был примешан к благоговейному трепету перед Непостижимым.
Стыдиться этого незачем, как бессмысленно притворяться более сильным и совершенным, чем ты есть. На то мы и люди, чтобы предстоять перед Ним такими, каковы на самом деле, не играющими роль отличника по поведению или же "крутого" перед взором Того, Кого не обманешь. Но от слабости Он ведёт нас к даруемой Им силе, от греха - к святости. От страха людского - к страху Божьему, неотделимому от изгоняющей всякий страх совершенной любви.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии
Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).