11 ибо много жертвенников настроил Ефрем для греха; ко греху послужили ему эти жертвенники. 12 Написал Я ему важные законы Мои, но они сочтены им как бы чужие. 13 В жертвоприношениях Мне они приносят мясо и едят его; Господу неугодны они; ныне Он вспомнит нечестие их и накажет их за грехи их: они возвратятся в Египет. |
«Написал Я ему важные законы Мои, но они сочтены им как бы чужие», — говорит Господь. Зачем, собственно, Он дал нам Свои заповеди? Просто так, чтобы что-нибудь сказать? Чтобы усложнить нам жизнь, чтобы создать нам лишние проблемы? Или всё-таки, как Он говорит нам в сегодняшнем чтении, Его законы важны? Многие любят отмахиваться от правил и заповедей, говоря, что Новый Завет отменяет всё, что было раньше. Но Сам Иисус говорит, что пришёл «не нарушить закон, но исполнить» (Мф. 5:17). А мы считаем Его законы чужими и бесполезными…
1 Трубу к устам твоим! Как орел налетит на дом Господень за то, что они нарушили завет Мой и преступили закон Мой! 2 Ко Мне будут взывать: "Боже мой! мы познали Тебя, мы — Израиль". 3 Отверг Израиль доброе; враг будет преследовать его. |
4 Поставляли царей сами, без Меня; ставили князей, но без Моего ведома; из серебра своего и золота своего сделали для себя идолов: оттуда гибель. 5 Оставил тебя телец твой, Самария! воспылал гнев Мой на них; доколе не могут они очиститься? 6 Ибо и он — дело Израиля: художник сделал его, и потому он не бог; в куски обратится телец Самарийский! |
7 Так как они сеяли ветер, то и пожнут бурю: хлеба на корню не будет у него; зерно не даст муки; а если и даст, то чужие проглотят ее. 8 Поглощен Израиль; теперь они будут среди народов, как негодный сосуд. 9 Они пошли к Ассуру, как дикий осел, одиноко бродящий; Ефрем приобретал подарками расположение к себе. 10 Хотя они и посылали дары к народам, но скоро Я соберу их, и они начнут страдать от бремени царя князей; |
11 ибо много жертвенников настроил Ефрем для греха; ко греху послужили ему эти жертвенники. 12 Написал Я ему важные законы Мои, но они сочтены им как бы чужие. 13 В жертвоприношениях Мне они приносят мясо и едят его; Господу неугодны они; ныне Он вспомнит нечестие их и накажет их за грехи их: они возвратятся в Египет. 14 Забыл Израиль Создателя своего и устроил капища, и Иуда настроил много укрепленных городов; но Я пошлю огонь на города его, и пожрет чертоги его. |
Сегодняшнее чтение вновь обращается к теме отступничества Израиля, и здесь уже прямо звучит угроза разгрома страны и рассеяния народа (ст. 7–8). Надо отметить, что угроза военного разгрома и поглощения Северного Царства быстро растущей Ассирийской империей была в это время вполне реальной, и, хотя при жизни Осии ничего такого не случилось, вскоре после его смерти Израильское Царство действительно было уничтожено, а его население рассеяно по всей территории этой огромной империи.
Рассеяние это, по свидетельству пророка, было событием не случайным. Оно, очевидно, стало следствием целой цепочки духовных событий. А началось всё с того, что народ Божий отверг Бога и Тору (Закон), по сути перестав быть народом Божиим, несмотря на все заявления и показную религиозность (ст. 1–3). Казалось бы, в такой ситуации самым естественным и логичным шагом стало бы раскаяние и обращение, но, как видно, ничего подобного не происходит. Понимая, что при том образе жизни, который они для себя избрали, им нечего ожидать поддержки от Бога, жители страны начинают устраиваться сами, по своим человеческим законам и понятиям (ст. 4), причём, как видно, это касалось как жизни духовной и религиозной («тельцы»), так и жизни общественной и политической.
Надо заметить, что законы Северного Царства, судя по всему, что мы о них знаем, действительно мало соответствовали нормам Торы, а религиозная политика властей этого государства, по сути, поощряла то язычество, которое было характерно для основной массы её населения. Результатом же такого выбора стало то, что Израиль действительно почти перестал отличаться от окружающих его народов, во всяком случае, в том, что касалось духовной жизни. И тогда Бог оставляет его на произвол его исторической судьбы, которая, учитывая складывавшуюся в то время на Ближнем Востоке военно-политическую ситуацию, должна была оказаться весьма печальной.
Конечно, тяга и властей, и народа к язычеству была не в последнюю очередь обусловлена тем, что язычество ассоциировалось в сознании многих или с благами цивилизации, или с военным и политическим могуществом. Неудивительно, что эти многие надеялись достичь и того, и другого, заручившись поддержкой чужеземных богов (ст. 10–14). И тогда Бог отстраняется, дав Своему народу сполна хлебнуть того, что казалось ему издали столь привлекательным. Под покровом Божиим даже языческий мир, по сути жестокий и безжалостный, мог казаться евреям разумным и прекрасным: ведь они видели его не сам по себе, а как часть Божьего мира, в котором прекрасно всё. Но стоило Богу отстраниться, как вся красота язычества исчезла, а зло, которым оно было пронизано, как впрочем, и весь падший мир, обрушилось на них, оказавшихся совершенно беззащитными. И тогда оказалось, что без Бога Израиль ничто, что стереть его с лица земли ничего не стоит, а всё его благополучие и безопасность обеспечивал ему его Бог, о Котором жители страны, увы, столь часто забывали.
1 Трубу к устам твоим! Как орел налетит на дом Господень за то, что они нарушили завет Мой и преступили закон Мой! 2 Ко Мне будут взывать: "Боже мой! мы познали Тебя, мы — Израиль". 3 Отверг Израиль доброе; враг будет преследовать его. |
4 Поставляли царей сами, без Меня; ставили князей, но без Моего ведома; из серебра своего и золота своего сделали для себя идолов: оттуда гибель. 5 Оставил тебя телец твой, Самария! воспылал гнев Мой на них; доколе не могут они очиститься? 6 Ибо и он — дело Израиля: художник сделал его, и потому он не бог; в куски обратится телец Самарийский! |
7 Так как они сеяли ветер, то и пожнут бурю: хлеба на корню не будет у него; зерно не даст муки; а если и даст, то чужие проглотят ее. 8 Поглощен Израиль; теперь они будут среди народов, как негодный сосуд. 9 Они пошли к Ассуру, как дикий осел, одиноко бродящий; Ефрем приобретал подарками расположение к себе. 10 Хотя они и посылали дары к народам, но скоро Я соберу их, и они начнут страдать от бремени царя князей; |
11 ибо много жертвенников настроил Ефрем для греха; ко греху послужили ему эти жертвенники. 12 Написал Я ему важные законы Мои, но они сочтены им как бы чужие. 13 В жертвоприношениях Мне они приносят мясо и едят его; Господу неугодны они; ныне Он вспомнит нечестие их и накажет их за грехи их: они возвратятся в Египет. 14 Забыл Израиль Создателя своего и устроил капища, и Иуда настроил много укрепленных городов; но Я пошлю огонь на города его, и пожрет чертоги его. |
Израильтяне чтут Господа и приносят Ему жертвы, но вместе с тем — сделали себе идолов, поставляют царей и князей, не спрашивая на то благословения Господня. К сожалению, двоеверие и сегодня один из самых распространенных грехов. Зададимся вопросом: на кого или на что мы надеемся в жизни? Совместимы ли с верой во Христа всевозможные гадания, магия, или более прозаические вещи — надежда на деньги, работу, свои способности?
1 Трубу к устам твоим! Как орел налетит на дом Господень за то, что они нарушили завет Мой и преступили закон Мой! 2 Ко Мне будут взывать: "Боже мой! мы познали Тебя, мы — Израиль". 3 Отверг Израиль доброе; враг будет преследовать его. |
4 Поставляли царей сами, без Меня; ставили князей, но без Моего ведома; из серебра своего и золота своего сделали для себя идолов: оттуда гибель. 5 Оставил тебя телец твой, Самария! воспылал гнев Мой на них; доколе не могут они очиститься? 6 Ибо и он — дело Израиля: художник сделал его, и потому он не бог; в куски обратится телец Самарийский! |
7 Так как они сеяли ветер, то и пожнут бурю: хлеба на корню не будет у него; зерно не даст муки; а если и даст, то чужие проглотят ее. 8 Поглощен Израиль; теперь они будут среди народов, как негодный сосуд. 9 Они пошли к Ассуру, как дикий осел, одиноко бродящий; Ефрем приобретал подарками расположение к себе. 10 Хотя они и посылали дары к народам, но скоро Я соберу их, и они начнут страдать от бремени царя князей; |
11 ибо много жертвенников настроил Ефрем для греха; ко греху послужили ему эти жертвенники. 12 Написал Я ему важные законы Мои, но они сочтены им как бы чужие. 13 В жертвоприношениях Мне они приносят мясо и едят его; Господу неугодны они; ныне Он вспомнит нечестие их и накажет их за грехи их: они возвратятся в Египет. 14 Забыл Израиль Создателя своего и устроил капища, и Иуда настроил много укрепленных городов; но Я пошлю огонь на города его, и пожрет чертоги его. |
Всё грознее и суровее предупреждение о расплате,неминуемой за нераскаянные грехи. Ведь всё, что делалось в народе, делалось не просто без Господа, но и вопреки Его воле. Добро, исходящее от Него, отвергнуто, вместо Него стало привычным обращение к идолам. Но идолы не помогут, они будут уничтожены, Господь не даст восторжествовать тому, что пытается недостойно вытеснить Его из сердец, так что непременно придётся расплачиваться за ставшие привычными безобразия. Всё, что пытается Его заменить, рухнет.
Законы Божии сочтены чуждыми, но при этом жертвоприношения не прекратились. Снова и снова Господь возвращает нас к тому, что можно скрупулёзно выполнять обрядовые предписания, делать всё «по правилам», но это не будет исполнением закона, если будет забыто главное — правда и милость.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||