1 Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего
требует
справедливость. 2 "Почитай отца твоего и мать", это первая заповедь с обетованием: 3 "да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле". 4 И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем. |
5 Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, 6 не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, 7 служа с усердием, как Господу, а не как человекам, 8 зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный. 9 И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия. |
Сегодняшнее чтение учит нас, «как следует поступать нам», а не «чего следует требовать от своих родителей или детей». Конечно, первый стих о повиновении детей родителям очень важен. Но сегодня хочется вместе с апостолом Павлом выступить в защиту детей. Какова цель воспитания? Чего мы хотим добиться? Когда ребёнок подходит и говорит: «Мама, можно…?» – какой ответ мы даём и почему? Павел говорит: «Не раздражайте детей ваших». Это довольно точное определение того, что делает с ребёнком «воспитание ради воспитания». Какова моя цель, если я говорю «нельзя»? Просто пресечь лишнее движение? Чего ради? Смысл воспитания – воспитание в учении и наставлении Господнем, говоря короче – в любви. Но можно ли воспитать маленького человека любящим иначе, чем просто любя его? Единственный способ воспитания «по апостолу Павлу» – это любовь. Если за каждым нашим «нельзя» или «можно» стоит «отстань от меня» – мы будем только раздражать ребёнка. Если же смысл каждого «разрешаю» или «не разрешаю» – «потому что я тебя люблю», то у нас появляется надежда вырастить человека, способного любить.
1 Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего
требует
справедливость. 2 "Почитай отца твоего и мать", это первая заповедь с обетованием: 3 "да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле". 4 И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем. |
5 Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, 6 не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, 7 служа с усердием, как Господу, а не как человекам, 8 зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный. 9 И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия. |
Говоря об отношении детей к родителям и рабов к своим хозяевам, Павел ссылается на пятую заповедь. Может показаться, что, когда дело касается отношений между рабами и их хозяевами, такая ссылка неуместна. И всё же, если речь шла о еврейской среде, она была до известной степени правомерна: ведь евреи никогда не знали другого рабства, кроме домашнего, патриархального, когда на раба смотрели как на младшего члена семьи, фактически как на одного из детей, который, правда, в отличие от ребёнка никогда не мог стать совершеннолетним, навсегда оставаясь в правовом отношении на положении подростка.
Конечно, в греко-римском мире, если смотреть на него в целом, ситуация была иной, но Павел рекомендует христианам, имеющим рабов, относиться к ним так, как было принято в еврейской среде — как к детям.
При этом соблюдение пятой заповеди для апостола неотделимо от соблюдения всех других заповедей. В частности, и родителями или хозяевами тоже. Призыв не злить («не раздражать») детей, обращённый к родителям, имеет в виду именно этот момент: иначе ни о каком воспитании «в страхе Божием» вести речь не приходится. Оно и понятно: ведь страх Божий предполагает серьёзное и ответственное отношение к данным Богом заповедям, а если его нет у родителей, то не будет и у детей, что бы родители детям ни говорили и как бы ни убеждали их в необходимости соблюдения того, чего не соблюдают сами.
Апостол вообще высоко ставит ответственность за те отношения, которые связывают детей с родителями, а рабов — с хозяевами, потому он и говорит о необходимости послушания не просто из страха или корысти («как человекоугодники», по слову Павла), но и по совести, перед Богом и ради Него. Только такая ответственность за отношения и может быть основой нормальной духовной жизни, иначе неизбежна внутренняя раздвоенность и все её негативные духовные последствия.
1 Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего
требует
справедливость. 2 "Почитай отца твоего и мать", это первая заповедь с обетованием: 3 "да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле". 4 И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем. |
5 Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, 6 не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, 7 служа с усердием, как Господу, а не как человекам, 8 зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный. 9 И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия. |
Размышляя о духовной жизни, Павел, среди прочего, обращается и к теме общественных отношений, которые, казалось бы, имеют мало общего с той жизнью Царства, которой посвящены все послания апостола. В данном случае Павел выступает продолжателем пророческой традиции: ведь и пророки тоже не считали общественную жизнь чем-то недостойным своего внимания. Ничего удивительного здесь нет: ведь духовная жизнь — это, прежде всего, те отношения, которые связывают человека с Богом и с людьми, а такие отношения устанавливаются между людьми не только в их частной жизни, но и в жизни общественной. В идеале общественная жизнь должна соответствовать Торе так же, как жизнь отдельного человека, и пророки не уставали напоминать об этом своим соплеменникам и единоверцам.
И дело тут не в одной социальной справедливости, которая, конечно, тоже важна, а в том, что нарушение справедливости всегда предполагает и нарушение данной Богом заповеди, которое в общественной жизни, в отличие от жизни частной, становится массовым, усугубляя грех нарушителей. Общество, основанное на Торе, помогает избежать греха; общество, основанное на законах, её нарушающих, поощряет его. И Павел, следуя пророческой традиции, призывает строить как семейные (ст. 1 – 4), так и общественные (ст. 5 – 9) отношения на основе Торы и заповедей. На первый взгляд может показаться, что, касаясь темы общественных отношений, апостол оказывается намного мягче пророков: он ни от кого ничего не требует и не обличает, он лишь увещевает и призывает. Но Павел, как видно, и не ставил себе целью повторить всё то, что уже было сказано пророками до него. Он хотел лишь напомнить, что, хотя Царство, по слову Спасителя, и «не от мира сего», любые отношения, связывающие людей, в том числе и отношения общественные, являются частью их духовной жизни, будучи в состоянии как приблизить человека к Царству, так и отдалить от него.
4 И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем. |
Интересный факт: когда дело касается внутрисемейных отношений, Тора предлагает нам лишь одну заповедь: пятую. Нет, конечно, это вовсе не значит, что другие девять с отношениями между членами семьи никак не связаны. Все они, разумеется, касаются каждого, и на них вполне можно опереться, выстраивая отношения между людьми, живущими под одной крышей. Но специфически семейной всё-таки надо считать именно пятую заповедь, которая касается отношений между детьми и родителями. Быть может, так произошло ещё и потому, что именно здесь качества, свойственные падшей человеческой природе, проявляются особенно явно. Это и неудивительно: ведь, когда дело касается отношений между супругами или отношения родителей к детям, здесь практически всегда проявляют себя те естественные связи, которые не нуждаются ни в объяснении, ни в обосновании для того, чтобы быть приемлемыми. Иное дело отношение взрослых детей к родителям: естественные связи в этом случае, как правило, уже не работают, и такие отношения могут опираться только на духовную основу. Но духовная основа, в отличие от естественной, не появляется сама собой, об её появлении необходимо позаботиться заблаговременно. И апостол напоминает об этом своим читателям: ведь в христианской семье, т.е. в семье, состоящей из людей, живущих в Царстве, такая забота подразумевается сама собой. И уважительное отношение родителей к детям тут оказывается основой всего. Речь идёт, разумеется, не о том, что пятая заповедь перестаёт действовать, или что действие её изменяет свою направленность. Речь о недопустимости злоупотребления родительской властью под прикрытием пятой заповеди, что в падшем мире, увы, встречается нередко. И дело тут не только в том, что такие злоупотребления провоцируют нарушение пятой заповеди или призывы к её нарушению, порой под самыми благовидными предлогами, к примеру, под предлогом «защиты прав детей». Дело, прежде всего, в том, что без правильного отношения родителей к детям их взаимоотношения могут оказаться несовместимы с нормами жизни в Царстве. И никакое формальное соблюдение заповеди этого не исправит.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||