Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели (богатый) со лживыми устами, и притом глупый.
2
Нехорошо душе без знания, и торопливый ногами оступится.
3
Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа.
4
Богатство прибавляет много друзей, а бедный оставляется и другом своим.
5
Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, не спасется.
6
Многие заискивают у знатных; и всякий — друг человеку, делающему подарки.
7
Бедного ненавидят все братья его, тем паче друзья его удаляются от него; гонится за ними, чтобы поговорить, но и этого нет.
8
Кто приобретает разум, тот любит душу свою; кто наблюдает благоразумие, тот находит благо.
9
Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, погибнет.
10
Неприлична глупцу пышность, тем паче рабу господство над князьями.
11
Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него — быть снисходительным к проступкам.
12
Гнев царя — как рев льва, а благоволение его — как роса на траву.
13
Глупый сын — сокрушение для отца своего, и сварливая жена — сточная труба.
14
Дом и имение — наследство от родителей, а разумная жена — от Господа.
15
Леность погружает в сонливость, и нерадивая душа будет терпеть голод.
16
Хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях своих погибнет.
17
Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его.
18
Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его.
19
Гневливый пусть терпит наказание, потому что, если пощадишь его, придется тебе еще больше наказывать его.
20
Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым.
21
Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом.
22
Радость человеку — благотворительность его, и бедный человек лучше, нежели лживый.
23
Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его.
24
Ленивый опускает руку свою в чашу, и не хочет донести ее до рта своего.
25
Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным; и если обличишь разумного, то он поймет наставление.
26
Разоряющий отца и выгоняющий мать — сын срамной и бесчестный.
27
Перестань, сын мой, слушать внушения об уклонении от изречений разума.
28
Лукавый свидетель издевается над судом, и уста беззаконных глотают неправду.
29
Готовы для кощунствующих суды, и побои — на тело глупых.
Свернуть
Бедному, следующему путём непорочности, отдано предпочтение перед иным богатым. Правда, чуть далее говорится о том, что бедному трудно до такой степени, что его избегают друзья, но в этом нет ни нормативного указания, ни совета поступать именно так, здесь мы имеем дело с констатацией печального положения вещей в мире, порабощённом греху. Да и можно ли называть друзьями знакомых, которым богатство важнее человека?
Вряд ли случайно, что посреди рассуждений об отношении к бедным и к богатым, поставлены слова о том, что глупость человека извращает путь его. Тот, кто избегает человека только потому, что он беден, оказывается, просто глуп, какими бы «устоявшимися» принципами он ни руководствовался. Можно было бы и не добавлять, что такой человек восстаёт на Бога.
Но благоразумие — одно из проявлений мудрости, и оно способно уничтожить зависимость от поверхностных и скоропалительных суждений, кажущихся правдоподобными, но порабощающих человека изнутри и мешающих ему видеть реальность. И не потому слава человека в снисходительности к проступкам, что на проступки можно смотреть сквозь пальцы, а потому, что мудрый умеет видеть людей и их дела в большей полноте их причин и взаимосвязей, нежели тот, кто выносит скоропалительный приговор.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии
Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).