потому что о насилии помышляет сердце их, и о злом говорят уста их.
3
Мудростью устрояется дом, и разумом утверждается,
4
и с уменьем внутренности его наполняются всяким драгоценным и прекрасным имуществом.
5
Человек мудрый силен, и человек разумный укрепляет силу свою.
6
Поэтому с обдуманностью веди войну твою, и успех будет при множестве совещаний.
7
Для глупого слишком высока мудрость; у ворот не откроет он уст своих.
8
Кто замышляет сделать зло, того называют злоумышленником.
9
Помысл глупости — грех, и кощунник — мерзость для людей.
10
Если ты в день бедствия оказался слабым, то бедна сила твоя.
11
Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение?
12
Скажешь ли: "вот, мы не знали этого"? А Испытующий сердца разве не знает? Наблюдающий над душею твоею знает это, и воздаст человеку по делам его.
13
Ешь, сын мой, мед, потому что он приятен, и сот, который сладок для гортани твоей:
14
таково и познание мудрости для души твоей. Если ты нашел ее, то есть будущность, и надежда твоя не потеряна.
15
Не злоумышляй, нечестивый, против жилища праведника; не опустошай места покоя его.
16
ибо семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель.
17
Не радуйся, когда упадет враг твой; и да не веселится сердце твое, когда он споткнется.
18
Иначе, увидит Господь, и неугодно будет это в очах Его, и Он отвратит от него гнев Свой.
19
Не негодуй на злодеев, и не завидуй нечестивым,
20
потому что злой не имеет будущности, — светильник нечестивых угаснет.
21
Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся.
22
Потому что внезапно придет погибель от них; и беду от них обоих кто предузнает?
23
Сказано также мудрыми:
иметь лицеприятие на суде — нехорошо.
24
Кто говорит виновному: "ты прав", того будут проклинать народы, того будут ненавидеть племена;
25
а обличающие будут любимы, и на них придет благословение.
26
В уста целует, кто отвечает словами верными.
27
Соверши дела твои вне дома, окончи их на поле твоем, и потом устрояй и дом твой.
28
Не будь лжесвидетелем на ближнего твоего; к чему тебе обманывать устами твоими?
29
Не говори: "как он поступил со мною, так и я поступлю с ним, воздам человеку по делам его".
30
Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного.
31
И вот, все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась.
32
И посмотрел я, и обратил сердце мое, и посмотрел и получил урок:
33
"немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь;
34
и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя — как человек вооруженный".
Свернуть
Многие советы в притчах неоднократно повторяются, таковы рекомендации не делать зла, не общаться со злодеями, быть трудолюбивым и ценить мудрость. Впрочем, дополнительное напоминание здесь язык не поворачивается назвать лишним. Но вот мы видим совет, не вписывающийся в нормативные представления о ветхозаветной мудрости, если, как нередко бывает, ограничиться обрывочным и поверхностным восприятием Писания: не следует злорадствовать падению врага, Господу это неугодно. Враг — такой же человек, как ты сам, он тоже создан Творцом, наделён бессмертной душой и человеческим достоинством, поэтому не всякое действие против врага позволительно. Дело даже не в том, что все мы — потомки Адама, хотя на то, что всякая вражда братоубийственна, тоже не стоит закрывать глаза. Не менее важно то, что цель не всегда оправдывает средства, и если забыть об этом, то даже в борьбе за справедливость можно незаметно для самого себя стать носителем зла.
Если читать Писание внимательно, то евангельские слова «любите врагов ваших» (Мф. 5:44; Лк. 6:27,35) не покажутся ни совершенно неожиданными, ни противоречащими нравственным нормам Ветхого Завета.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии
Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).