Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним; а праведник смел, как лев.
2
Когда страна отступит от закона, тогда много в ней начальников; а при разумном и знающем муже она долговечна.
3
Человек бедный и притесняющий слабых то же, что проливной дождь, смывающий хлеб.
4
Отступники от закона хвалят нечестивых, а соблюдающие закон негодуют на них.
5
Злые люди не разумеют справедливости, а ищущие Господа разумеют всё.
6
Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели тот, кто извращает пути свои, хотя он и богат.
7
Хранящий закон — сын разумный, а знающийся с расточителями срамит отца своего.
8
Умножающий имение свое ростом и лихвою соберет его для благотворителя бедных.
9
Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва — мерзость.
10
Совращающий праведных на путь зла сам упадет в свою яму; а непорочные наследуют добро.
11
Человек богатый — мудрец в глазах своих, но умный бедняк обличит его.
12
Когда торжествуют праведники, великая слава; но когда возвышаются нечестивые, люди укрываются.
13
Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован.
14
Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении; а кто ожесточает сердце свое, тот попадет в беду.
15
Как рыкающий лев и голодный медведь, так нечестивый властелин над бедным народом.
16
Неразумный правитель много делает притеснений; а ненавидящий корысть продолжит дни.
17
Человек, виновный в пролитии человеческой крови, будет бегать до могилы, чтобы кто не схватил его.
18
Кто ходит непорочно, то будет невредим; а ходящий кривыми путями упадет на одном из них.
19
Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто подражает праздным, тот насытится нищетою.
20
Верный человек богат благословениями; а кто спешит разбогатеть, тот не останется ненаказанным.
21
Быть лицеприятным — нехорошо; такой человек и за кусок хлеба сделает неправду.
22
Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его.
23
Обличающий человека найдет после большую приязнь, нежели тот, кто льстит языком.
24
Кто обкрадывает отца своего и мать свою и говорит: "это не грех", тот — сообщник грабителям.
25
Надменный разжигает ссору, а надеющийся на Господа будет благоденствовать.
26
Кто надеется на себя, тот глуп; а кто ходит в мудрости, тот будет цел.
27
Дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий.
28
Когда возвышаются нечестивые, люди укрываются, а когда они падают, умножаются праведники.
Свернуть
Сегодняшняя глава, как будто специально наполнена изречениями, полностью противоречащим тому, что человек наблюдает в обычной жизни. Сколько примеров можно вспомнить, чтобы уличить автора книги Притч в полном непонимании естественных мировых процессов. Однако, как и всегда с книгами мудрых все встает на свои места, если попробовать посмотреть на все эти примеры со стороны. Кажется безумием придерживаться путей Господа, праведности и святости. Но именно этот путь делает возможным настоящую жизнь без страха, жизнь с открытыми глазами, когда происходящее оценивается не сточки зрения сиюминутной выгоды или тактического успеха, а с точки зрения вечности и любви.
Когда возвышаются нечестивые, люди укрываются, а когда они падают, умножаются праведники.
Свернуть
Книга Притчей — своего рода комментарий к Торе, или, вернее, размышления о Торе и о том, как её исполнять и ей следовать. Тора же никогда не была рассчитана только на отдельного человека. Разумеется, она подходит и каждому человеку в отдельности, который захотел бы выстроить свою...
Читать далее
Книга Притчей — своего рода комментарий к Торе, или, вернее, размышления о Торе и о том, как её исполнять и ей следовать. Тора же никогда не была рассчитана только на отдельного человека. Разумеется, она подходит и каждому человеку в отдельности, который захотел бы выстроить свою жизнь в соответствии с законом Божьим. И всё же, когда Бог давал Своему народу Тору, Он давал её, как закон для целого народа, а не только для отдельных людей. Он предлагал Своему народу соотносить с Торой всю жизнь, не только частную, но также общественную и государственную.
Неудивительно, что и в Книге Притчей мы нередко находим афоризмы, относящиеся не к частной жизни, а к жизни общественной или государственной. Праведность же — понятие цельное и неделимое, её не разделить на частную и общественную, поэтому и говорит мудрец о возвышении и падении нечестивых и о праведниках, число которых умножается, когда оканчивается время нечестия.
Можно, конечно, было бы сказать, что праведность и политика или праведность и государственная деятельность — вещи несовместимые, но автор Книги Притчей так не считает. Вряд ли он не понимал, что безгрешных людей не бывает. Он просто хотел сказать, что праведность, равно, как и нечестие — лишь вопрос выбора, сделанного в конкретной ситуации, выбора, делаемого или в пользу Торы, а значит, праведности, или в пользу каких-то иных соображений, — и тогда о праведности придётся забыть.
Если же выбор делается человеком влиятельным или высокопоставленным, его нечестие становится фактором не только его собственной, но и общественной жизни. Праведность на таком фоне действительно может потеряться, стать незаметной, ведь общественная жизнь всегда больше бросается в глаза, чем жизнь частная, часто остающаяся скрытой от посторонних глаз.
Может даже показаться, что нечестие торжествует, и праведности уже не осталось места в народе, которым правит нечестивый правитель. На самом же деле праведность никуда не исчезает, она не может исчезнуть, пока в народе, пусть и управляемом нечестивцем, остаётся хотя бы один праведник. Она просто становится незаметной, и остаётся незаметной до тех пор, пока не окажется снова востребованной. Такое, конечно, может произойти не раньше, чем окончится правление нечестивца, и тогда всё вновь встаёт на свои места: праведность является миру тем, что она есть, а нечестие исчезает, как угар от дуновения свежего ветра.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии
Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).