32 Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде. 33 Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении. 34 Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал. 35 И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу. |
36 В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: "серна"; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь. 37 Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице. 38 А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил прийти к ним. 39 Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними. 40 Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села. 41 Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою. 42 Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа. 43 И довольно дней пробыл он в Иоппии у некоторого Симона кожевника. |
Сегодняшнее чтение как бы возвращает нас во времена земного служения Спасителя, рассказывая об исцелении (ст. 32 – 35) и о воскресении (ст. 36 – 41). Но теперь эти чудеса совершаются по молитвам Петра. Такая перемена как нельзя более ярко свидетельствует о том, что изменилось в мире после Пятидесятницы. Внешне всё остаётся так же, как было прежде, если не считать появления в Иерусалиме нового мессианского движения, впоследствии распространившегося не только за пределы города, но и за пределы Иудеи. Но ведь о движении этом знали только в еврейской среде, а остальной мир долго ещё его не замечал, так, что о Церкви заговорили лишь спустя десятилетия, уже после разгрома в 70 г. Иерусалима и первых гонений на христиан со стороны римских властей. Но даже тогда Церковь оставалась маргинальным явлением римской общественной жизни. Внешне она на протяжении нескольких столетий оставалась чем-то весьма малозначимым, почти незаметным. Но на протяжении всего этого времени в Церкви шла непрерывная, незаметная внешне духовная работа, смысл которой заключался в том, чтобы Царство, распространяясь в мире, включало в себя всё новых и новых людей. Именно распространение Царства и было смыслом существования Церкви, всё остальное — проповедь, исцеления, воскрешения — были только средством, позволявшим помочь ищущим Царства обрести его. Прежде, во времена земного служения Спасителя, чудеса, в том числе чудеса исцеления и воскресения, служили свидетельством того, что Царство пришло в мир. Теперь чудеса, совершающиеся по молитве христиан, стали свидетельством того, что Царство распространяется в мире, что оно включает в себя всё новых людей, и сами исцеления и воскрешения становятся знаком причастности к Царству: ведь только те, кто уже живёт в Царстве, могут преодолеть и болезнь, и даже смерть. А для тех, кто ещё ничего не слышал ни о Христе, ни о Царстве, такие чудеса становятся свидетельством реальности Царства, к которому они могут приобщиться, если захотят. Так Царство распространяется в мире, преображая его и приближая день возвращения Спасителя.
32 Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде. 33 Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении. 34 Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал. 35 И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу. |
36 В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: "серна"; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь. 37 Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице. 38 А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил прийти к ним. 39 Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними. 40 Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села. 41 Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою. 42 Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа. 43 И довольно дней пробыл он в Иоппии у некоторого Симона кожевника. |
Исцеление Енея после других многочисленных исцелений уже не удивляет, но воскрешение Тавифы даже на фоне «привычных» чудес поражает. Между тем и в наше время можно встретиться с такими рассуждениями: надо ли праведнику продлять земную жизнь или же воскрешать его к временной жизни, если он заслужил райское существование после смерти? В том, что Тавифа праведница, никто не сомневается, но неужели вдовы, о которых она заботилась, ходатайствуют о ней перед Петром только из практических соображений, потому что их покинула помощница?
Такие рассуждения были бы несправедливыми. Если бы земная жизнь представляла ценность только в качестве преддверия загробной, то Христу не понадобилось бы ни воскресать, ни обещать людям грядущее воскрешение. Но Библия, в отличие от других религиозных учений, говорит не только о духовном посмертии, но и о преображении тварного мира, о важности жизни на земле. Поэтому Тавифа была воскрешена не только для того, чтобы продолжать заботиться об оставшихся. Господь — Податель жизни, и дар воскрешения, дарованный Петру — видимый знак предстоящей в конце времён победы над смертью.
32 Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде. 33 Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении. 34 Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал. 35 И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу. |
36 В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: "серна"; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь. 37 Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице. 38 А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил прийти к ним. 39 Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними. 40 Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села. 41 Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою. 42 Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа. 43 И довольно дней пробыл он в Иоппии у некоторого Симона кожевника. |
Обратите внимание, что слова Петра в ст. 40 и Иисуса Христа в Мк 5:41 различаются в одной букве! Вообще, здесь можно увидеть множество параллелей с чудом воскрешения дочери Иаира, не говоря уже об эпизоде с Энеем (исцеление расслабленного). Таким сходством повествования Лука подчеркивает, что божественное присутствие, действовавшее раньше через Иисуса, теперь действует в Его Церкви. Энею, например, Петр так и говорит: исцеляет тебя Иисус Христос. Еще и еще раз, в библейских рассказах о ранней Церкви и в позднейших преданиях, вплоть до нашего времени, мы будем узнавать о том, что Христос жив и активно присутствует в этом мире через тех, кто исполняет Его волю.
32 Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде. 33 Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении. 34 Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал. 35 И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу. |
36 В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: "серна"; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь. 37 Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице. 38 А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил прийти к ним. 39 Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними. 40 Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села. 41 Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою. 42 Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа. 43 И довольно дней пробыл он в Иоппии у некоторого Симона кожевника. |
Сегодняшнее чтение как бы возвращает нас во времена земного служения Спасителя, рассказывая об исцелении (ст. 32 – 35) и о воскресении (ст. 36 – 41). Но теперь эти чудеса совершаются по молитвам Петра. Такая перемена как нельзя более ярко свидетельствует о том, что изменилось в мире после Пятидесятницы. Внешне всё остаётся так же, как было прежде, если не считать появления в Иерусалиме нового мессианского движения, впоследствии распространившегося не только за пределы города, но и за пределы Иудеи. Но ведь о движении этом знали только в еврейской среде, а остальной мир долго ещё его не замечал, так, что о Церкви заговорили лишь спустя десятилетия, уже после разгрома в 70 г. Иерусалима и первых гонений на христиан со стороны римских властей. Но даже тогда Церковь оставалась маргинальным явлением римской общественной жизни. Внешне она на протяжении нескольких столетий оставалась чем-то весьма малозначимым, почти незаметным. Но на протяжении всего этого времени в Церкви шла непрерывная, незаметная внешне духовная работа, смысл которой заключался в том, чтобы Царство, распространяясь в мире, включало в себя всё новых и новых людей. Именно распространение Царства и было смыслом существования Церкви, всё остальное — проповедь, исцеления, воскрешения — были только средством, позволявшим помочь ищущим Царства обрести его. Прежде, во времена земного служения Спасителя, чудеса, в том числе чудеса исцеления и воскресения, служили свидетельством того, что Царство пришло в мир. Теперь чудеса, совершающиеся по молитве христиан, стали свидетельством того, что Царство распространяется в мире, что оно включает в себя всё новых людей, и сами исцеления и воскрешения становятся знаком причастности к Царству: ведь только те, кто уже живёт в Царстве, могут преодолеть и болезнь, и даже смерть. А для тех, кто ещё ничего не слышал ни о Христе, ни о Царстве, такие чудеса становятся свидетельством реальности Царства, к которому они могут приобщиться, если захотят. Так Царство распространяется в мире, преображая его и приближая день возвращения Спасителя.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||