Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Екк 8:2-4

Поделиться
2 Я говорю: слово царское храни, и это ради клятвы пред Богом. 3 Не спеши уходить от лица его, и не упорствуй в худом деле; потому что он, что захочет, все может сделать. 4 Где слово царя, там власть; и кто скажет ему: "что ты делаешь?"
Свернуть

Кажется, что слова Экклезиаста утверждают величие царской власти, которой, как кажется, никто не в силах воспротивиться. Но и власть царя оказывается составной частью нескончаемой суеты сует, и не только потому, что власть человека над человеком часто осуществляется во вред, но, что важнее, по причине отсутствия у царя подлинной власти над миром. Ведь никто из людей не властен над духом, чтобы удержать дух, и нет власти у него над днём смерти.

Другие мысли вслух

 
На Екк 8:1-17
Кто — как мудрый,
  и кто понимает значение вещей?
Мудрость человека просветляет лице его,
  и суровость лица его изменяется.
2 Я говорю: слово царское храни, и это ради клятвы пред Богом. 3 Не спеши уходить от лица его, и не упорствуй в худом деле; потому что он, что захочет, все может сделать. 4 Где слово царя, там власть; и кто скажет ему: "что ты делаешь?" 5 Соблюдающий заповедь не испытает никакого зла: сердце мудрого знает и время и устав; 6 потому что для всякой вещи есть свое время и устав; а человеку великое зло оттого, 7 что он не знает, что будет; и как это будет — кто скажет ему? 8 Человек не властен над духом, чтобы удержать дух, и нет власти у него над днем смерти, и нет избавления в этой борьбе, и не спасет нечестие нечестивого. 9 Все это я видел, и обращал сердце мое на всякое дело, какое делается под солнцем. Бывает время, когда человек властвует над человеком во вред ему.
10 Видел я тогда, что хоронили нечестивых, и приходили и отходили от святого места, и они забываемы были в городе, где они так поступали. И это — суета! 11 Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло. 12 Хотя грешник сто раз делает зло и коснеет в нем, но я знаю, что благо будет боящимся Бога, которые благоговеют пред лицем Его; 13 а нечестивому не будет добра, и, подобно тени, недолго продержится тот, кто не благоговеет пред Богом.
14 Есть и такая суета на земле: праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников. И сказал я: и это — суета! 15 И похвалил я веселье; потому что нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться: это сопровождает его в трудах во дни жизни его, которые дал ему Бог под солнцем.
16 Когда я обратил сердце мое на то, чтобы постигнуть мудрость и обозреть дела, которые делаются на земле, и среди которых человек ни днем, ни ночью не знает сна — 17 тогда я увидел все дела Божии и нашел, что человек не может постигнуть дел, которые делаются под солнцем. Сколько бы человек ни трудился в исследовании, он все-таки не постигнет этого; и если бы какой мудрец сказал, что он знает, он не может постигнуть этого.
Свернуть
Долгие размышления в конце концов, как видно, привели Екклесиаста к выводу, что понять смысл происходящих в мире...  Читать далее

Долгие размышления в конце концов, как видно, привели Екклесиаста к выводу, что понять смысл происходящих в мире событий невозможно, что он ясен лишь Богу, но не человеку (ст. 16 – 17). Ценность мудрости не в том, что она объясняет всё на свете, а в том, что она меняет самого человека (ст. 1). И единственное, ради чего стоит жить — радость («веселье»), та радость, которую может дать общение за столом в кругу близких людей и в присутствии Божием (употреблённое в тексте соответствующее еврейское слово обозначает именно радость, испытываемую человеком в присутствии Божием).

Конечно, от человека здесь мало что зависит, ведь такая радость Богом и даётся, к веселью глупцов, осуждаемому мудрецами древности, она имеет мало отношения, сходство тут исключительно внешнее. Но радость о Боге возможна лишь в том случае, если человек готов соблюдать Тору и хранить мудрость. Именно в этом смысле Екклесиаст говорит о мудром, что он не испытает никакого зла (ст. 5). Такой человек готов к любым поворотам судьбы, и, хотя никто не властен над собственной жизнью и никто ничего не может в ней изменить (ст. 6 – 8), мудрый не боится неожиданностей.

Для Екклесиаста нечестие, как видно, прежде всего связано со стремлением избежать чего-то, что воспринимается нечестивыми, как зло (ст. 8), но он, очевидно, понимает конечную бесплодность таких попыток (ст. 12 – 13). Потому-то, видимо, Екклесиаст и настаивает на добросовестности и честности в делах государственной службы: дело не только в том, что иное поведение неблагоразумно и опасно, но и в том, что, ведя себя иначе, человек нарушает данные перед Богом клятвы, обманывая не только царя, но и Бога (ст. 2 – 4). Конечно, поскольку наказание за грех обрушивается на грешника не сразу, многим кажется, что его можно избежать вовсе (ст. 11). Но всё же оно, по словам Екклесиаста, неизбежно (ст. 12 – 13).

Впрочем, остаётся не совсем понятным, в чём именно заключается в данном случае неизбежность. Нечестивых и их дела, по словам Екклесиаста, скоро забывают (ст. 10). Но то же самое несколько раньше он говорил и о добрых делах, заслуживающих памяти (Еккл. 4 : 15 – 16). Что же до наград и наказаний в этом мире, то Екклесиаст не питает иллюзий относительно справедливости: слишком уж часто праведники получают то, чего заслуживают нечестивцы, и наоборот (ст. 14). По-видимому, единственным наказанием для нечестивца оказывается невозможность той радости о Боге, которая доступна праведнику. В таком случае праведность, как и мудрость, оказывается наградой сама по себе, а обретение мудрости, как и праведная жизнь, становится самоцелью.

Свернуть
 
На Екк 8:1-17
Кто — как мудрый,
  и кто понимает значение вещей?
Мудрость человека просветляет лице его,
  и суровость лица его изменяется.
2 Я говорю: слово царское храни, и это ради клятвы пред Богом. 3 Не спеши уходить от лица его, и не упорствуй в худом деле; потому что он, что захочет, все может сделать. 4 Где слово царя, там власть; и кто скажет ему: "что ты делаешь?" 5 Соблюдающий заповедь не испытает никакого зла: сердце мудрого знает и время и устав; 6 потому что для всякой вещи есть свое время и устав; а человеку великое зло оттого, 7 что он не знает, что будет; и как это будет — кто скажет ему? 8 Человек не властен над духом, чтобы удержать дух, и нет власти у него над днем смерти, и нет избавления в этой борьбе, и не спасет нечестие нечестивого. 9 Все это я видел, и обращал сердце мое на всякое дело, какое делается под солнцем. Бывает время, когда человек властвует над человеком во вред ему.
10 Видел я тогда, что хоронили нечестивых, и приходили и отходили от святого места, и они забываемы были в городе, где они так поступали. И это — суета! 11 Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло. 12 Хотя грешник сто раз делает зло и коснеет в нем, но я знаю, что благо будет боящимся Бога, которые благоговеют пред лицем Его; 13 а нечестивому не будет добра, и, подобно тени, недолго продержится тот, кто не благоговеет пред Богом.
14 Есть и такая суета на земле: праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников. И сказал я: и это — суета! 15 И похвалил я веселье; потому что нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться: это сопровождает его в трудах во дни жизни его, которые дал ему Бог под солнцем.
16 Когда я обратил сердце мое на то, чтобы постигнуть мудрость и обозреть дела, которые делаются на земле, и среди которых человек ни днем, ни ночью не знает сна — 17 тогда я увидел все дела Божии и нашел, что человек не может постигнуть дел, которые делаются под солнцем. Сколько бы человек ни трудился в исследовании, он все-таки не постигнет этого; и если бы какой мудрец сказал, что он знает, он не может постигнуть этого.
Свернуть
В 8-й главе Экклезиаст обращается к социальной стороне жизни, и приводит несколько весьма существенных выводов...  Читать далее

В 8-й главе Экклезиаст обращается к социальной стороне жизни, и приводит несколько весьма существенных выводов. Первый из них, об отношении к власти, крайне важен. Экклезиаст говорит о том, что приказания царя следует исполнять не ради царя и его власти, а ради верности Богу, подобно тому, как Пс. 14:4 говорит: «кто может обитать на святой горе Твоей… кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет». Царь в глазах Экклезиаста лишен всякого героического ореола, он силен и безответственен, но власть его не касается духа. Но главный вывод содержится в 9-м стихе, который разные переводы передают по-разному. Синодальный перевод, вслед за Вульгатой и европейскими переводами, выражается мягко: «бывает время, когда человек властвует над человеком во вред ему». Славянский перевод высказывается куда более определенно: «вся, во еликих обладан есть человек над человеком – еже озлобити ему». Это точный перевод Септуагинты, в которой эта фраза звучит «ta hosa exousiato ho antropos en antropo tou kakosai auton», «насколько властвует человек над человеком – вредит ему». Для Экклезиаста вполне жива и значима идея теократии, но он не признает власть человека над человеком прообразом этой теократии или приближением к ней. В этом с Экклезиастом расходятся многие теоретики и практики религиозно-государственных отношений новозаветной эпохи. Не совпадает с этой точкой зрения и функциональный подход к государственной власти, характерный для апостольских посланий. Последние, не считая власть иконой теократии, все же находят ее полезной для поддержания порядка в обществе. Но Экклезиаст говорит об ответственности человека перед Богом, и власть людей кажется ему в этом случае только вредной.

В следующих стихах мы находим удивительное проявление веры Экклезиаста, такой, казалось бы, скрытой. Как и многие библейские авторы, Экклезиаст размышляет над судьбой праведника и нечестивого. Он констатирует, что «нескоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло». В отличие от пророка Аввакума, который страстно нуждался в объяснении этого факта, Экклезиаст принимает его как нечто печальное, но естественное. Но, как и Аввакум, услышавший на свое вопрошание слова «праведный верой жив будет», Экклезиаст опирается на веру. «Хотя грешник сто раз делает зло… но я знаю, что благо будет боящимся Бога». Здесь библейская вера противоречит жизни, и Экклезиаст, скептик и пессимист, все же проявляет свою укорененность в пророческой традиции и в вере отцов. За его словами «я знаю» скрывается глубокое благоговение перед тайной Бога и вера в благость Его замыслов.

Заканчивается восьмая глава словами о делах Божьих, которые человек «не может постигнуть… сколько бы ни трудился в исследовании». Мысль Экклезиаста останавливается перед гранью, проникнуть за которую она не в силах. Познание Бога, центральное в библейском богословии, невозможно рациональным путем. То, что Экклезиаст ясно понимает это и обходит этот вопрос благоговейным молчанием, делает его мироощущение предельно точным и целомудренным. Для него очевидно, что ответ на вопрос о том, что может «насытить душу», кроется в области откровения; но Бог открывает человеку не ответы на вопросы, а Самого Себя, и только по Своей инициативе.

Кроме того, утверждение о непостижимости самого глубокого и важного в мире – тайны Творца, делает книгу Экклезиаста «книгой ожидания», подобной книгам великих пророков. Наряду с ними, всем сердцем ждущими явления славы Всемогущего, Экклезиаст – тоже «чающий утешения Израилева». Можно сказать, что по Рождестве Сына Божьего праведный Симеон говорит «Ныне отпущаеши раба Твоего» и от имени Экклезиаста и родственных ему ветхозаветных мыслителей и праведников.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).