Число
1) с помощью Ч. ведется счет однородных единиц (людей, животных, предметов, временных отрезков, массы и т.д.); кр. того, с их помощью обозначают порядок внутри определ. количества этих единиц;
2) ряд последоват. увеличивающихся Ч. подразделяется на группы Ч., что служит упрощению счета. Особое распространение получили две системы счисления: десятичная, к-рая основана на числе 10, т.е. на количестве пальцев на двух руках человека; и двенадцатиричная система, построенная на числе 12 и благодаря многокр. делимости своих основных единиц имеющая нек-рые практич. преимущества. В то время как Ч. 5 как половина Ч. 10 является простым Ч., то 6 как половина 12 представляет собой самую малую величину, делимую на два Ч. - 3 и 2; 50 делится на 2, 5, 10 и 25, а 60 - на 2, 3, 4, 5, 10, 12, 15, 20, 30; 2) в Библии находит применение и двенадцатиричная система счисления (см. ниже, II,12), но преобладает все же десятичная. В своей просьбе о помиловании жителей Содома Авраам начинает с 50 человек, потом дважды снижает это Ч. на 5, потом трижды на 10 и заканчивает десятью (Gn 18:24-32). В другом месте мы обнаруживаем ряд в 1, 2, 5, 10, 20, 30 дней (Nb 11:19-30). Круглые числа, соотношения чисел и умножение, как правило, передаются в десятичной системе: 1 тыс. и тысячи (Ex 20:6; Ex 34:7); 10 тыс. (Jg 1:4; Jg 3:29; Jg 4:6; Jg 7:3); 5 и 100, 100 и 10 тыс. (Lv 26:8); "тысячи и десятки тысяч" (1S 18:7); по 10 из 100, по 100 из 1 тыс., по 1 тыс. из 10 тыс. (Jg 20:10; ср. Nb 31:4; Am 5:3); "тысячи тысяч" (Gn 24:60). Деление народа Израиля на группы из 1 тыс., 100, 50 и 10 человек происходило по тому же принципу (Ex 18:21; Dt 1:15);
4) Ч., если их не писали прописью, на письме обозначались буквами или значками. Евреи для обозначения Ч. пользовались буквами алфавита, причем здесь применялась десятичная система. Первые девять букв означали единицы, след. девять - десятки, а последние четыре - сотни от 100 до 400. Все остальные Ч. обозначали на письме комбинацией соотв. букв. Кроме того, существовали и особые значки для обозначения Ч., напр., при указании веса (подобные тем, к-рые присутствуют на арам. и финик. монетах и в надписях). И здесь в основу также была положена десятичная система;
5) из практики употребления букв для обозначения Ч. возникала возможность расставить буквы в порядке возрастания их числового значения (-> Алфавит -> Нерон);
6) в книгах премудрости используется особый лит. прием, когда в изречениях упоминаются Ч. В Pr 30:24-28; Si 25:1-29 перечисляется определ. количество однородных преметов. В Книге пр. Амоса используется прием повторения Ч. 3 и 4 (Am 1:3.6.9.13; Am 2:1.4.6), что усиливает впечатление от сказанного. В Qo 4:12; Is 17:6 Ч. 1, 2, 3 и 2, 3, 4, 5 приведены в порядке нарастания. Все это создает особый ритм в библ. стихах.
II. Кроме чисто функцион., Ч. в Библии нередко имеют еще и СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Причем у одних Ч. оно выражено определенно, у других - не столь ясно, а нек-рые Ч. вообще не имеют подобных взаимосвязей. Т.о., Библия, в отличие от совр. ей или более поздних системных воззрений на Ч., в этом отношении не содержит законч. системы; нек-рые Ч. относятся как к Богу, так и к богопротивным силам (напр., числа 2, 6, 7, 10). Поэтому возможное или определ. символич. значение к.-л. Ч. никоим образом не исключает его предметного значения; то и другое может сосуществать (ср., напр., часто упоминаемые временные отрезки в 40 дней в Ex 24:18; Mt 4:2; Ac 1:3). След. примеры призваны раскрыть важнейшие смысловые связи Ч.:
1) ОДИН: Бог един (Dt 6:4; Mt 19:17; Mt 23:8; Ga 3:20; Jc 2:19), Его сущность - единство. Грехи и Божий суд над ними разрушили первонач. единство сотвор. мира (Gn 11:1.6-9). Отныне посреднику между Богом и людьми Иисусу Христу (1Tm 2:5; ср. Mt 23:8.10), Который един со Своим Отцом (Jn 10:30), надлежит восстановить утрач. единство и общение людей с Богом (Jn 17:11.21-23; 1Co 8:6). Он сотворил из иудеев и язычников новый народ Божий (Ep 2:14-16), в к-ром надлежит сохранять единство духа в союзе мира: одно тело и один дух, призв. к одной надежде, одному Господу, одной вере, одному крещению, одному Богу и Отцу всех, Который над всеми и через всех, и во всех нас (Ep 4:3-6);
2) ДВА - минимальное Ч., при к-ром возможно общение. Объединение двух людей в браке или дружбе означает преодоление одиночества и беспомощности (Gn 2:20-24; Mt 19:4-6; Qo 4:8-12). Истинность любого показания должны подтвердить два свидетеля (Dt 17:6; Jn 8:17; ср. Ap 11:3). Своих учеников Иисус посылает в мир по двое (Mt 21:1; Mc 14:13; Lc 10:1; ср. Mt 18:19-20). Никто не может одноврем. служить двум господам (Mt 6:24). Образ двух путей (Mt 7:13-14), как и пример двух людей (Lc 18:9-14; ср. Lc 17:34-36), показывает, что для Бога важно последнее решение, ведущее к жизни или к смерти, к спасению или к проклятию;
3) с Богом тесно связано Ч. ТРИ. Бог открывает Себя как Отец, Сын и Дух Святой (Mt 28:19; -> Бог, IV); о Христе свидет-вуют дух, вода и кровь (1Jn 5:8); серафимы трижды провозглашают пред Господом: "свят, свят, свят" (Is 6:3; ср. Ap 4:8). Трое мужей явились Аврааму (Gn 18:2); Аароново благословение состояло из трех частей (Nb 6:24-26); передний двор, Святое и Святое Святых составляли святилище, жилище Бога, обитающего среди Своего народа (Ex 26:33; Ex 27:9; ср. -> Скиния). Три дня отделяют воскресение Иисуса от Его смерти (Mt 12:40; Jn 2:19). Кр. того, дьявол троекратно искушал Иисуса (Mt 4:1-11); описание богопротивного зверя в Ap 13:1 также связано с Ч. три: барс, медведь и лев, а также сила, престол и власть (ст. 2);
4) Ч. ЧЕТЫРЕ знаменует собой целостность сотвор. мира, когда говорится о четырех концах (краях) (Is 11:12; Ez 7:2) или углах земли (Ap 7:1; Ap 20:7), а также о четырех ветрах (Dn 11:4; Za 2:10; Mt 24:31; Mc 13:27). Река, выходившая из Эдема, также разделялась на четыре реки (Gn 2:10). Кр. того, четыре живых существа присутствуют у престола Божьего (Ez 1:5-18; ср. Ap 4:5-8). Господь говорит о четырех казнях, к-рые Он хочет послать на Свой непокорный народ (Jr 15:3; ср. ст. 2; Ez 14:21);
5) Ч. ПЯТЬ не обнаруживает в Библии заметных символических связей;
6) Ч. ШЕСТЬ измеряются дни и годы человеч. труда (Ex 20:9; Ex 23:10; ср. Ex 21:2). Дни находятся между посвящ. Богу субботами, а годы - между субботними годами. Бог сотворил мир за шесть дней (Gn 1:31; Ex 20:11). Однако у исполина, к-рый имеет по шесть пальцев на каждой руке и каждой ноге (2S 21:20), очевидно, проступает нарушение установл. Богом порядка; в Ap 13:18 число 666 есть число зверя, воплощение богопротивных сил мира; ср. -> Нерон;
7) Ч. СЕМЬ выражает заверш. целое в его совершенстве, чаще всего в соотв. с Божьей волей, как, напр., сотворение мира (Gn 2:2-3). Седьмой день, суббота (Ex 20:10), и седьмой, субботний, год (Ex 23:11) разделяют и упорядочивают время, труд и богослужение человека. Семикратны возмездие (Gn 4:15; Ps 78:12; Pr 6:31) и прощение (Lc 17:4), восстанавливающие наруш. порядок; семь раз священник должен производить искупит. -> окропление (Lv 4:6; Lv 8:11; Lv 14:7.16.51; Lv 16:14). Иногда жертва состояла из семи одинаковых животных (Nb 28:11.19; 1Ch 15:26; 2Ch 29:21; Ez 45:23). У моавитян жертвы возносили одноврем. на семи жертвенниках (Nb 23:1-12.29-30). Семь потомков Саула должны были умереть за его кровавое преступление (2S 21:6.9). Неумеренности человека, к-рый хочет отмщения "в семьдесят раз всемеро" (Gn 4:24), противостоит безграничное прощение Божье (до 77 раз; Mt 18:22). Так Ч. СЕМЬ становится Ч. святым, Ч. Божьим. В НЗ это особо очевидно следует из -> Откровения Иоанна: семь духов Божьих (Ap 1:4); семь звезд, светильников и церквей (Ap 1:20); семь посланий (Ap 2, Ap 3); семь печатей (Ap 5:1); семь рогов и очей Агнца (Ap 5:6); семь труб и чаш гнева (Ap 8:2; Ap 15:6-8); семь громов (Ap 10:3-7). Семисвечник (Ex 25:37) - это образ Господа как полноты света, где нет места тьме (1Jn 1:5). Но и зло изображается семикратным: семь нечистых духов (Mt 12:45); семь голов и семь диадем дракона (Ap 12:3); семь голов зверей (Ap 13:1; Ap 17:3.7);
8) Ч. ВОСЕМЬ появляется в Библии несколько раз как число нового начала. Восемь человек спасаются во время потопа (Gn 6:18; 1P 3:20; 2P 2:5), и от них происходит новое человечество (Gn 10:1-5). На восьмой день у иудеев совершалось обрезание, к-рое делало дитя членом народа Божьего (Gn 21:4; Lv 12:3; Lc 2:21). Восьмой сын Иессея стал богоизбр. царем Израиля (1S 16:10-13), из его рода произошел Мессия (2S 7:12-17);
9) в противоположность язычеству, где Ч. ДЕВЯТЬ играет большую роль, в Библии оно нигде не употребляется в символич. значении;
10) Ч. ДЕСЯТЬ - основа десятичной системы счисления, употребляемой у израильтян; вместе с кратными ему числами оно часто встречается в текстах, содержащих сведения о скинии, напр. о ее размерах и других данных (Ex 26:1.16.18-30; Ex 27:9-12), а также о храме (1R 6:3.16-38.20.23-26; 1R 7:23-26.43.49). Временной отрезок в десять дней - это треть месяца, он часто упоминается как точный или приблизит. срок (Nb 11:10-15; 1S 25:38; Ne 5:18; Jr 42:7; Dn 1:12; Ap 2:10). В десятый день первого месяца выбирали пасх. агнца (Ex 12:3), а в десятый день седьмого месяца праздновали День очищения (Lv 16:29). После того как Господь десятью -> казнями егип. освободил Свой народ из рабства (Исх 7-12), Он облек Свои требования и Свою волю по отношению к народу Израиля в -> Десять заповедей (Ex 20:1-17; Ex 34:28) и установил -> десятину (Lv 27:30). Но Ч. может быть связано и с богопротивными силами: в видениях Даниила и в Откровении различные звери и дракон имеют по десять рогов, символизирующих их власть, иногда они истолковываются как десять царей (Dn 7:7.24; Ap 12:3; Ap 13:1; Ap 17:3.7.12.16);
11) кратные десяти Ч. появляются в особом значении:
а) ТРИДЦАТЬ лет было Иосифу, когда он предстал перед фараоном (Gn 41:46), в том же возрасте левиты начинали служить при скинии (Nb 4:3), а Давид стал царем над всем Израилем (2S 5:4). Прим. в том же возрасте Иисус начал Свое общественное служение (Lc 3:23). Тридцать дней народ Израиля скорбел по Аарону (Nb 20:29) и по Моисею (Dt 34:8). Тридцать сребреников согл. Za 11:12-14 составляли плату пастуха и явились также платой за предат-во Иуды (Mt 26:15; Mt 27:3.5);
б) Ч. СОРОК часто встречается при указаниях на временные отрезки. Сорок лет - это тот срок, за к-рый вымирает старшее поколение и вырастает новое; в этом значении повторяющиеся данные в Книге Судей следует понимать как округл. Ч. (Jg 3:11; Jg 5:31; Jg 8:28; в Jg 3:30 этот срок удвоен). Не следует, однако, воспринимать как округл. Ч. сорок лет -> перехода через пустыню (Nb 32:13; Dt 2:7; Dt 8:2.4; Jos 5:6; по поводу его хронологии) и время царствования Давида (2S 5:4; ср. ст. 5), Соломона (1R 11:42) и Иоаса (2R 12:2). Срок в сорок дней неоднокр. упоминается в рассказе о потопе (Gn 7:4.12.17; Gn 8:6), Моисей дважды по сорок дней оставался на горе Синай (Ex 24:18; Ex 34:28), израильтяне сорок дней разведывали землю Ханаанскую (Nb 13:25; Nb 14:33-38), а Илия сорок дней шел до горы Хорив (1R 19:8). Иисус сорок дней постился в пустыне (Mt 4:2; Mc 1:13; Lc 4:2), прежде чем приступить к Своему обществ. служению, и в течение сорока дней являлся ученикам после Своего воскресения (Ac 1:3). В проповеди Ионы в Ниневии сорок дней были определены как срок для покаяния (Jon 3:4). Большая часть упомянутых примеров связана с подготовкой к чему-либо и с различными испытаниями;
в) Ч. СЕМЬДЕСЯТ (= 7 х 10) - это также Ч. полноты, завершения. Семьдесят старейшин представляли народ Израиля пред Господом (Ex 24:1.9-11), такое же Ч. их было выделено для того, чтобы помочь Моисею нести груз управления народом (Nb 11:16-30). Семьдесят учеников Иисус послал в те города и места, куда хотел прийти Сам (Lc 10:1). Это указывает и на то, что Его Весть была предназначена всему человечеству. Семьдесят лет просуществовала Нововавилонская империя (Jr 25:11-14; Jr 29:10), покорившая Израиль; так же долго должно было продлиться время суда над Тиром (Is 23:15.17). Срок в семьдесят седьмин был установлен для совершения важного цикла событий Свящ. истории (Dn 9:24-27);
г) ТЫСЯЧА (= 10 х 10 х 10) знаменует собой -> тысячелетнее Царство Божие, к-рое Иисус установит на земле (Ap 20:1-6);
12) Ч. ДВЕНАДЦАТЬ, число месяцев в году (см. 1Ch 27:1) и часов в дне (Jn 11:9), особым образом является полным Ч. народа Божьего. Двенадцать сыновей Иакова стали прародителями двенадцати Израильских -> колен (Ex 24:4; Ex 28:9-43; Jos 4:8-14; 1R 18:31; Mt 19:28; Jc 1:1; ср. Lv 24:5-9; Jg 19:29; возм. также 1R 7:25; 1R 10:20); им соответствуют в НЗ двенадцать -> апостолов (Mt 10:1-4; Ac 1:13-26). Двадцать четыре - это Ч. отделений священников (1Ch 24) и левит. певцов (1Ch 25), сорок восемь - Ч. городов левитов и священников (Nb 35:7; Jos 21:42). Особенно часто Ч. двенадцать с производными от него Ч. упоминается в Откровении. Двенадцать звезд в венце женщины, символизирующей Церковь (Ap 12:1); Ч. 12, 12 тыс. и 144 тыс. представлены в описании нового Иерусалима (Ap 21:12-21); 12 х 12 тыс. = 144 тыс. - это Ч. запечатл. из Израильских колен (Ap 7:4-8; ср. Ap 14:1); 24 старца поклоняются Господу перед престолом Божьим (Ap 4:4.10).
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||