Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Еда, пища, есть, вкушать:
1) для поддержания жизненных сил человеку необходима пища, и Бог "дает пищу всякой плоти" (Быт 2:9; Пс 135:25). От того, как человек относится к Богу, зависит, будет ли он есть хлеб в поте лица своего и в печали (Быт 3:19; Пс 126:2) или в благословении (Притч 13:25; Мф 6:31-33). Вкушение пищи подчинено установленному Богом порядку. Адаму было запрещено есть от древа познания (Быт 2:17; Быт 3:6). Господь запретил израильтянам употреблять в пищу кровь (Быт 9:4; Лев 17:10-14), а также тук жертв. животных (Лев 7:23-27). Во время Пасхи нельзя было есть хлеб, приготовленный на закваске (Исх 12:15). Закон различает чистых животных, мясо к-рых можно употреблять в пищу, и нечистых, мясо к-рых есть нельзя (Лев 11:1; -> Чистота, нечистота). В НЗ запрет (-> Пищевые запреты) на употребление в пищу крови и удавленины остается в силе, что делает возможным совместные трапезы между христианами, обращенными из иудеев и из язычников (Деян 15:29). О других предписаниях в отношении Е. в НЗ ничего не говорится, но ожидается, что такая свобода не послужит соблазном для немощных (Рим 14:1; 1 Кор 8:1; 1 Кор 10:25-31; 1 Тим 4:1-5; ср. Евр 13:9). Иногда от Е. следует воздержаться (Быт 24:33), особенно ради общения с Господом (Исх 34:28; Мф 11:18; Деян 9:9; -> Пост). Относит. вынужденного голодания -> голод и жажда;
2) совместная с гостем трапеза означает, что он принят в семейный круг хозяина дома. Поэтому для фарисеев камнем преткновения стала совместная трапеза Иисуса с мытарями и грешниками (Мф 9:11). Цари же позволяли есть за одним столом с ними лишь тем, кому они оказывали особую честь (2 Цар 9:7; 3 Цар 2:7; 4 Цар 25:29). Считалось предосудительным предавать того, чей хлеб ты ел (Пс 40:10; Авд 1:7; Мк 14:18; Ин 13:18);
3) как у иудеев, так и у язычников религ., или жертвенная, трапеза (-> Жертва) являлась выражением тесного взаимного общения (Исх 32:6; Числ 25:2). Израил. старейшины ели и пили пред Господом (Исх 24:11), и весь народ должен был есть пред Господом и веселиться (Втор 12:7). Это установление нашло продолжение в последней вечере Иисуса с Его учениками (Мф 26:26-28), в трапезе, к-рую ученики разделили с Воскресшим (Ин 21:12 и след.; Деян 10:41), и в церк. традиции, где она превратилась в -> Вечерю Господню (1 Кор 10:14-21; 1 Кор 11:20-34). Вечеря Господня служит провозвестием трапезы в Царстве Божием (Лк 14:15; Лк 22:30);
4) в переносном смысле в Библии говорится о вкушении "плодов путей своих и помыслов" (Притч 1:31) и "плодов дел своих" (Ис 3:10), а также о последствиях собственных добрых или злых поступков (ср. Пс 140:4). Кр. того, "вкушать" означает получать от Бога духовные плоды и вечную жизнь (Ис 55:1-3; 1 Кор 10:3; Откр 2:7.17). Иисус говорит о необходимости есть Его плоть и пить Его кровь (Ин 6:54-56): "ядущий Меня жить будет Мною". Иезекииль и Иоанн, съедая свиток с письменами, обретают слово, к-рое им предстоит возвещать (Иез 3:1-3; Откр 10:9 и след.);
5) часто в Свящ. Писании употребляется словосочетание "есть и -> пить". Прежде всего оно означает обычный прием пищи (Руф 3:3; 2 Пар 28:15; Мф 11:19), совместное проживание (Лк 13:26) и удовлетворение от повседневного благополучия (Екк 2:24; Екк 3:13). Но кр. того, это означает легкомысленное, беззаботное существование (Быт 39:6) и напрасную уверенность (Лк 12:19; Лк 17:27 и след.) или полное погружение в удовольствия (Ис 22:13; 1 Кор 15:32). В Рим 14:17 Павел выступает против ложной оценки значения Е. и питья для духовной жизни. -> Трапеза -> Сытый -> Напиток.

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).