Библия-Центр
РУ

Новость дня на 11 Ноября 2024

Читая Екклесиаста, начинаешь понимать, что в буддизме есть своя глубокая правда. Хотя и не во всей полноте. Правда мира, не знающего Божьего присутствия. Не имеющего мессианской перспективы, а значит, и перспективы Царства. Впрочем, сам Будда, вполне возможно, видел его отблески, ощущал его, тогда еще отдалённое, дыхание. Не случайно же он не хотел говорить о своём опыте под баньяновым деревом. Или не мог выразить его словами. Он говорил лишь о нирване, о том безмолвии, за которым скрыто невыразимое. Но вот если этого невыразимого нет, если его присутствие, пусть и отдалённое, не ощущается, тогда нирвана становится пустотой, а жизнь — бессмыслицей. И никакая религия, даже самая правильная, ничего тут не может изменить. Чтобы смысл появился, нужна не религия, нужен живой Бог.

Нужно Царство — хотя бы как обещание, как отблеск, как лёгкое дуновение. Говоря яхвистским языком, нужна мессианская перспектива. Пророчество о Мессии и о Царстве. В Книге Екклесиаста этой перспективы нет. И смысла в жизни поэтому тоже нет. Или, вернее, есть, но как бы где-то в отдалении. Вне времени и пространства. На границе мира и Божьей вечности. Но там, на границе, лишь покой и безмолвие, сродни тем, которые пережил Будда под баньяновым деревом. Они не проникают в мир, в бесконечный круговорот пространств и времён. И мир поэтому неизменен и неисправим. И жить в нём не стоит.

Не потому, что он не достоин праведности праведника, а потому, что с точки зрения праведника и пути праведности он бесперспективен, если нет впереди Царства и нет Мессии, Который сделает мир другим. И человека тоже: ведь, при взгляде из покоя и безмолвия, все намерения и вся активность человека оказывается лишь ненужным и бессмысленным самоутверждением, она только добавляет суеты туда, где её и без того хватает. Любая интенция, любое намерение человека оказываются бессмысленными, они не придают смысла его жизни, а лишь уменьшают вероятность его найти. Но тогда зачем вообще жить? Какой смысл в том, что человек рождается в этот мир? Что такое тогда рождение человека: глупая шутка Бога или не менее глупая случайность, к которой Бог не имеет отношения?

При любом ответе ясно, что лучше вообще не жить жизнью мира сего, чем жить в отсутствии смысла. Вывод вполне буддийский, и ничего странного в нём нет: ведь речь идёт об объективных законах жизни, духовных в первую очередь, которые не зависят от того, где человек родился и в какие времена жил. Но опыт, отражённый буддизмом и Книгой Екклесиаста — ещё не последнее слово. Это лишь слово человека, ищущего Бога и Царства. А Бог ещё Своего слова не сказал. Оно впереди.

Мысли вслух: ежедневные размышления о Библии

 

Что проку жить в мире, где мудрость приносит не больше блага, чем глупость, где праведность не вознаграждается, а... 

 

Труд на земле тоже суета, он не только не приносит радости, но и является угнетением, а успех в делах усиливает зависть... 

 

В конце третьей главы Экклезиаст говорит о смерти как об участи, общей для человека и скота... 

Вопрос-ответ

 В чём заключаются 2 варианта жизнепонимания (что общего, что различного) в книге Екклесиаста и в Нагорной проповеди (Евангелие от Матфея 5-7 главы)? В чём состоит цель, смысл и ценность жизни?
 

Оба этих библейских текста, столь различные на первый взгляд, отражают единое жизнепонимание. Основа жизнепонимания Екклесиаста, пожалуй, в том, что в рамках земной жизни все, что кажется человеку ценным и значимым, на самом деле  — суета и погоня за ветром. Екклесиаст ищет и не находит на земле ничего, к чему стоило бы... 

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).