10 Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей; 11 уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему, 12 потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло (чтобы истребить их с земли). |
13 И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго? 14 Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь. 15 Господа Бога святите в сердцах ваших;
будьте
всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. 16 Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе. 17 Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые; 18 потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, 19 которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, 20 некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. 21 Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа, 22 Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы. |
Апостол Петр написал свое соборное Послание около 63 г., в самом начале периода гонений на христиан. В это время новый народ Божий, избранный и освященный Духом Святым, вступает на Крестный путь следования за своим Учителем. Поэтому апостол пишет о смысле страдания и соотносит страдания верных со спасительным страданием Самого Христа. Известно предание о том, что около времени написания этого послания, в начале гонений в Риме, апостол по настоянию христиан ушел из города, и на дороге сразу за городскими стенами его встретил Христос. «Господи, куда Ты идешь?», спросил Его апостол Петр, и Господь ответил ему, что Он идет в Рим чтобы вновь быть там распятым. Услышав это, Петр вернулся в Рим и принял там мученическую смерть. Впоследствии на месте этой встречи была построена церковь Domine quo vadis (Господи, куда идешь?), в которой и по сей день лежит камень, на котором стояли ноги Христа.
Сегодняшний отрывок из Послания Петра, как будто, содержит мысли апостола именно об этом. Апостол говорит о том, мы должны быть всегда готовы отвечать за свое упование и поясняет, что страдание за добрые дела, которое дается нам по воле Творца, является для нас возможностью встречи и соединения со Христом. Апостол пишет, что само спасение осуществилось благодаря тому, что Христос безвинно пострадал за наши грехи. Смысл слов апостола заключается в том, что наше безвинное страдание таинственным образом связано со спасительным Страданием Христа. Апостол Павел сформулирует эту мысль так: «восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его» (Кол. 1:24). В Послании же к Римлянам, в той части, которая читается во время таинства Крещения, он добавляет: «мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6:4).
10 Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей; 11 уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему, 12 потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло (чтобы истребить их с земли). |
13 И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго? 14 Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь. 15 Господа Бога святите в сердцах ваших;
будьте
всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. 16 Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе. 17 Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые; 18 потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, 19 которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, 20 некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. 21 Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа, 22 Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы. |
Двенадцать стихов из первого Соборного послания апостола Петра, которые мы читаем сегодня, кажутся очень большим отрывком из-за обилия исключительно важных вещей, которые говорит апостол. Самое важное, пожалуй, это слова апостола о том, что такое наше крещение. Стереотипы нашего сознания заставляют нас относиться к крещению, как бы это сказать... по-разному. Порой это для нас обряд инициации, или нечто вроде прививки от болезней и несчастий.
Поэтому так важно услышать то, что говорит апостол Петр: крещение, по его словам, это не плотской нечистоты омытие, то есть оно не имеет отношения к ритуальной чистоте. Апостол утверждает, что главное в крещении — обещание Богу доброй совести. Греческое слово здесь означает не просто обещание, но обещание, приносимое торжественно, обет. По разным причинам для большинства из нас само это событие — принесение крещальных обетов — проходит незамеченным. Отчасти поэтому мы и не держим в памяти этих обетов — «обещания Богу доброй совести». А апостол Петр говорит, что именно такое крещение, обещание или присяга Христу, и спасает нас воскресением Иисуса Христа.
Не менее важно, что все остальное, кроме доброй совести, остается за кадром. Спасение дается воскресением Иисуса Христа, и более ничем. Чтобы обрести его, необходимо обещать Богу иметь добрую совесть и исполнить это обещание. Во-первых, такая христоцентричность важна сама по себе, потому что все, что претендует на центральное место в нашей жизни, кроме Самого Сына Божьего, есть идолы. Во-вторых, такой взгляд апостола вмещает в себя все неисчислимое разнообразие форм христианского призвания.
В связи с этим также немаловажно, что апостол говорит о нашей судьбе. О гонениях, выпадающих на долю христиан, апостол говорит с удивительным спокойствием, как о вещи вполне ему понятной. Он обосновывает это тем, что добрая совесть пред Богом влечет любого христианина на тот Крестный путь, которым прошел и Глава Церкви. Но, вслед за Учителем и Господом, апостол Петр говорит нам: не бойтесь, это путь жизни.
10 Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей; 11 уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему, 12 потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло (чтобы истребить их с земли). |
13 И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго? 14 Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь. 15 Господа Бога святите в сердцах ваших;
будьте
всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. 16 Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе. 17 Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые; 18 потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, 19 которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, 20 некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. 21 Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа, 22 Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы. |
Апостол Петр написал свое соборное Послание около 63 г., в самом начале периода гонений на христиан. В это время новый народ Божий, избранный и освященный Духом Святым, вступает на Крестный путь следования за своим Учителем. Поэтому апостол пишет о смысле страдания и соотносит страдания верных со спасительным страданием Самого Христа. Известно предание о том, что около времени написания этого послания, в начале гонений в Риме, апостол по настоянию христиан ушел из города, и на дороге сразу за городскими стенами его встретил Христос. «Господи, куда Ты идешь?», спросил Его апостол Петр, и Господь ответил ему, что Он идет в Рим чтобы вновь быть там распятым. Услышав это, Петр вернулся в Рим и принял там мученическую смерть. Впоследствии на месте этой встречи была построена церковь Domine quo vadis (Господи, куда идешь?), в которой и по сей день лежит камень, на котором стояли ноги Христа.
Сегодняшний отрывок из Послания Петра, как будто, содержит мысли апостола именно об этом. Апостол говорит о том, мы должны быть всегда готовы отвечать за свое упование и поясняет, что страдание за добрые дела, которое дается нам по воле Творца, является для нас возможностью встречи и соединения со Христом. Апостол пишет, что само спасение осуществилось благодаря тому, что Христос безвинно пострадал за наши грехи. Смысл слов апостола заключается в том, что наше безвинное страдание таинственным образом связано со спасительным Страданием Христа. Апостол Павел сформулирует эту мысль так: «восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его» (Кол. 1:24). В Послании же к Римлянам, в той части, которая читается во время таинства Крещения, он добавляет: «мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6:4).
13 И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго? 14 Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь. 15 Господа Бога святите в сердцах ваших;
будьте
всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. 16 Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе. 17 Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые; 18 потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, 19 которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, 20 некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. 21 Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа, 22 Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы. |
Каждого, кто хочет идти за Христом, апостол предупреждает о возможности страданий. Удобно, если работает благополучная схема: за добрые дела будет вам награда, а за злые ждите неприятностей. Вот только пример Христа, замученного после множества добрых дел, в эту схему не вписывается, а ведь Он предупреждал учеников: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15:20).
Нам предложено действовать, по человеческим понятиям, безумно: делать добрые дела, ничего за них, как многим видится, не получая. Можно бы возразить, что это не так, что небесная награда превышает всё, что на земле можно представить, да и на земле мы Господом не оставлены, но дело даже не в этом. Важнее увидеть, что для того, чтобы не погрязать в пораженных грехом делах мира, необходимо уйти от его понятий. Это трудно, на этом пути неизбежны гонения и насмешки не только со стороны откровенных противников христианства, но и от многих «нормальных» людей. Но помимо норм мира сего есть подлинная норма, к которой нас призвал Христос.
Апостол призывает нас быть готовыми дать отчёт, то есть свидетельство о вере, с кротостью и благоговением, а не с ненавистью или озлобленностью. Недруги христианства любят обзывать верующих фанатиками, но фанатизм несовместим с подлинной ревностью по вере, там, где мы перестаём видеть в гонителях образ Божий, мы изменяем вере. Любить врагов трудно, и не надо утверждать, что легко. Но Господь не только предлагает нам совершать то, что кажется невозможным, но и Сам даёт силу, чтобы справиться.
13 И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго? 14 Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь. 15 Господа Бога святите в сердцах ваших;
будьте
всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. 16 Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе. 17 Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые; 18 потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, 19 которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, 20 некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. 21 Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа, 22 Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы. |
Пётр особое внимание уделяет тому, что он называет «доброй совестью». С ней же апостол связывает и готовность дать любому спрашивающему ответ «со смирением и страхом» о том, что касается христианской надежды. Речь, очевидно, идёт об ответе-свидетельстве, который должен быть дан в смирении и в страхе Божьем. Очевидно, все эти вещи между собой связаны. И в основе всего лежит «добрая совесть». Соответствующее греческое слово означает не только «совесть», но также «осознание себя» и «самосознание». Речь тут идёт о внутреннем состоянии человека. О том, насколько отчётливо осознаёт он то, чем живёт.
Вопрос осознанности в духовной жизни вообще является центральным, а в жизни христианина он особенно важен. Ведь осознание чего бы то ни было означает участие в осознаваемом воли осознающего, притом воли, которую человек целенаправленно обращает на предмет своего осознания. Воля же является главным инструментом духовной жизни, именно с её помощью делается выбор и принимаются решения, без неё невозможно выстраивание ценностной системы и следование ей.
Осознание и есть переживание или действие с целенаправленным участием воли переживающего или действующего. Такое переживание или действие, когда человек не отстраняется внутренне от того или другого, не пытается игнорировать реальность, а полностью в ней присутствует, формируя своё отношение к происходящему и делая соответствующий выбор. Конечно, если человек не укоренён духовно в Царстве, такая мера осознания ему обычно недоступна.
Но если она налицо, тогда и свидетельство звучит вполне органично, невзирая на внешнюю ситуацию. Тогда можно действительно ответить любому, пребывая в присутствии Божьем, без дерзости и без агрессии, которые появляются обычно тогда, когда налицо стремление к самоутверждению. Но христианину незачем самоутверждаться, просто потому, что Бог уже утвердил его через Христа в Своём Царстве. Ему остаётся лишь нести это Царство в мир. Не беспокоясь о том, что подумают и скажут о нём окружающие.
13 И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго? |
Что имеет в виду апостол, говоря, что тому, кто стремится к благу, невозможно причинить зла? Если понимать его слова, как относящиеся исключительно к нашему, ещё не преображённому, миру, они могут показаться излишне оптимистичными. Но что считать благом? И от чего оно зависит? Ещё за V столетий до рождения Спасителя афинский философ Сократ утверждал, что зло не может прийти к человеку извне, а то, что люди обычно считают злом, подразумевая под ним неудачи, страдания и даже смерть, на самом деле таковым не является. Настоящее же зло, по мнению философа, человек может причинить себе лишь сам, сделав неправильный выбор и принеся тем самым вред собственной душе. Так решал вопрос о добре и зле человек, живший во времена Захарии и Малахии, но никогда их не слышавший. Казалось бы, и апостол имеет в виду то же самое: если злом считать вред, нанесённый человеком собственной душе, то тому, кто стремится только к благу, боятся действительно нечего. Но ведь речь идёт о падшем человеке в падшем мире. Можно ли быть уверенным в собственной неуклонности на пути блага? Как видно, одной человеческой мудрости тут мало. Но ведь и апостол говорит не только о ней. Теперь, когда пришёл Мессия и принёс в мир Царство, человек уже не остаётся в своём стремлении к благу один на один с лежащим во зле миром и с собственным грехом. И если раньше одного намерения было недостаточно, если раньше избравшему путь праведности необходимо было быть духовным героем, то теперь достаточно лишь оставаться твёрдым в своём намерении. А в остальном нам всегда помогут.
15 Господа Бога святите в сердцах ваших;
будьте
всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. 16 Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе. 17 Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые; 18 потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, |
К сожалению, со свидетельством о нашем уповании, о нашей вере у нас часто бывают проблемы. Либо мы прячемся, как мышки, никому ни слова не говоря, либо агрессивно поучаем окружающих... Апостол Пётр говорит, что всякому, требеющему отчёта о нашем уповании, следует давать ответ с кротостию и благоговением. Итак, во-первых, всякий человек вправе не просто просить, но даже требовать у нас отчёта в нашем уповании, и мы не вправе отказать ему! Во-вторых, к этому надо быть готовыми – то есть ясно представлять себе, во что мы верим, как это лучше всего сформулировать, как это объяснить. В-третьих, ответ наш должен быть с кротостью – то есть нельзя ставить себя в позицию поучающего всезнайки. В-четвёртых, с благоговением — нельзя и принижать достоинство веры, «скромно» говоря, что это, конечно, неважно и непринципиально… Важно, что каждый, кто знает, что я верующий, так или иначе по моим словам судит о Церкви. Это большая ответственность, и забывать о ней мы не вправе.
15 Господа Бога святите в сердцах ваших;
будьте
всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. |
Что значит «святить Бога в сердце»? Наверное, всеми своими силами держать в себе веру в святость Божию, в Его предельную, абсолютную благость. Из этой веры тогда вытекает и стремление славить Бога, благодарить Его и поклоняться Ему.
Благость Бога — это и источник всякой нашей надежды, нашего упования. Отчет о нашем уповании тогда — это наше свидетельство о Его благости, Его любви, а значит, и о Христе, Его смерти и воскресении.
Такое свидетельство нам заповедано Господом в Его «Великом поручении»: идти по всему миру и проповедовать Евангелие всей твари, идти и научить все народы. Мы умеем загораживаться от этого поручения, например, словами Иисуса: «Не мечите бисера перед свиньями» (ср. Мф. 7:6), — молчаливо подразумевая, что все, с кем нам не хочется разговаривать, свиньи. Апостол Петр призывает нас вылезти из убежища и дать отчет «всякому».
Замечательны слова «с кротостью и благоговением». Благоговение понятно, раз мы должны говорить о святости Божией. Здесь очевидно неуместны глупые шутки и сравнения, хотя слово наше должно быть убедительным, «с солью», по выражению апостола Павла. А кротость означает, что мы не должны заставлять наших слушателей принять наше свидетельство, поучать их сверху вниз. Мы можем делиться с ними нашим опытом, опытом Церкви, но не имеем права покушаться на их свободу принятия решения.
21 Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа, |
Крещение, согласно этим словами апостола Петра, — событие, в котором мы становимся участниками воскресения Христова. К нам, лишенным жизни, не имеющим спасения, этот спасительный дар приходит именно благодаря вере, выраженной в крещении. И потому важно услышать слова апостола о том, что такое наше крещение. Стереотипы нашего сознания заставляют нас относиться к крещению, как бы это сказать... по-разному. Порой это для нас обряд инициации, или нечто вроде прививки от болезней и несчастий.
Поэтому так важно услышать то, что говорит апостол Петр: крещение, по его словам, это не плотской нечистоты омытие, то есть оно не имеет отношения к ритуальной чистоте. Апостол утверждает, что главное в крещении — обещание Богу доброй совести. Греческое слово здесь означает не просто обещание, но обещание, приносимое торжественно, обет. По разным причинам для большинства из нас само это событие — принесение крещальных обетов — проходит незамеченным. Отчасти поэтому мы и не держим в памяти этих обетов — «обещания Богу доброй совести». А апостол Петр говорит, что именно такое крещение, обещание или присяга Христу, и спасает нас воскресением Иисуса Христа.
Не менее важно, что все остальное, кроме доброй совести, остается за кадром. Спасение дается воскресением Иисуса Христа, и более ничем. Чтобы обрести его, необходимо обещать Богу иметь добрую совесть и исполнить это обещание. Во-первых, такая христоцентричность важна сама по себе, потому что все, что претендует на центральное место в нашей жизни, кроме Самого Сына Божьего, есть идолы. Во-вторых, такой взгляд апостола вмещает в себя все неисчислимое разнообразие форм христианского призвания.
В связи с этим также немаловажно, что апостол говорит о нашей судьбе. О гонениях, выпадающих на долю христиан, апостол говорит с удивительным спокойствием, как о вещи вполне ему понятной. Он обосновывает это тем, что добрая совесть пред Богом влечет любого христианина на тот Крестный путь, которым прошел и Глава Церкви. Но, вслед за Учителем и Господом, апостол Петр говорит нам: не бойтесь, это путь жизни.
1 Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, 2 когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. 3 Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, 4 но сокровенный сердца человек в нетленной
красоте
кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. 5 Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. 6 Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы — дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха. |
7 Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах. |
8 Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; 9 не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. 10 Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей; 11 уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему, 12 потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло (чтобы истребить их с земли). |
Наставления жёнам даны более развёрнуто, нежели мужьям. Вряд ли причиной тому однобокая требовательность по отношению к женщинам, ведь мужчин апостол призывает быть не менее ответственными. Но трудно отделаться от впечатления, что Петр пророчески прозревает те времена, когда в Церкви сёстры будут количественно преобладать над братьями и понесут основное свидетельство о Христе. Да и нельзя сказать, чтобы апостольские советы касались только женщин, ведь Петр продолжает развивать мысль о необходимости мирно и дружелюбно строить отношения христиан с окружающими людьми, не обязательно родственниками, и видимым образом, без лишних слов, являть плоды преображающего действия веры.
Призыв не воздавать злом за зло совершенно естественно звучит в устах Петра и никогда не является лишним напоминанием. Но показательно, что Петр, так же как Иаков, призывает удерживать язык свой ото зла и не допускать в адрес недоброжелателей ответных ругательств. Нам, не привыкшим обуздывать свою речь, может показаться чрезмерной апостольская требовательность к речи. Но она обоснована, ведь словом можно и убить, так что не следует увеличивать зло и разрушение тем, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни.
1 Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, 2 когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. 3 Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, 4 но сокровенный сердца человек в нетленной
красоте
кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. 5 Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. 6 Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы — дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха. |
7 Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах. |
8 Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; 9 не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. 10 Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей; 11 уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему, 12 потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло (чтобы истребить их с земли). |
Читая те части посланий, которые выглядят как точные и недвусмысленные инструкции поведения, очень легко заметить массу ошибок в подведении других людей. Но основная задача при чтении сегодняшнего отрывка, внимательно и точно исполнить то, что относится к тебе и, возможно, совсем пропустить в тексте то, что относится к другому. Рассказывая о том, как строятся взаимоотношения в семье, наверное, Апостол Петр в самую последнюю очередь ждет от нас фраз типа: "Ну вот, теперь все ясно, ничего не получится до тех пор, пока она не начнет мне повиноваться" или " Конечно, мы не можем быть вместе, пока он не начнет обращаться со мной, как с немощным сосудом". И наши отношения с людьми не будут подражанием Христу до тех пор, пока мы будем ждать, что по отношению к нам все должны быть милосердны и дружелюбны, что никто не будут воздавать нам злом за наше зло. Читая послания и действуя сообразно прочитанному, придется начать с себя, чтобы увидеть действительно добрые дни.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||