1 И сказал Господь Моисею, говоря: 2 освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота, (потому что) Мои они. |
3 И сказал Моисей народу: помните сей день, в который вышли вы из Египта, из дома рабства, ибо рукою крепкою вывел вас Господь оттоле, и не ешьте квасного: 4 сегодня выходите вы, в месяце Авиве. 5 И когда введет тебя Господь (Бог твой) в землю Хананеев и Хеттеев, и Аморреев, и Евеев, и Иевусеев, (Гергесеев, и Ферезеев,) о которой клялся Он отцам твоим, что даст тебе землю, где течет молоко и мед, то совершай сие служение в сем месяце; 6 семь дней ешь пресный хлеб, и в седьмой день — праздник Господу; 7 пресный хлеб должно есть семь дней, и не должно находиться у тебя квасного хлеба, и не должно находиться у тебя квасного во всех пределах твоих. 8 И объяви в день тот сыну твоему, говоря: это ради того, что Господь (Бог) сделал со мною, когда я вышел из Египта. 9 И да будет тебе это знаком на руке твоей и памятником пред глазами твоими, дабы закон Господень был в устах твоих, ибо рукою крепкою вывел тебя Господь (Бог) из Египта. 10 Исполняй же устав сей в назначенное время, из года в год. |
11 И когда введет тебя Господь (Бог твой) в землю Ханаанскую, как Он клялся тебе и отцам твоим, и даст ее тебе — 12 отделяй Господу все (мужеского пола) разверзающее ложесна; и все первородное из скота, какой у тебя будет, мужеского пола, (посвящай) Господу, 13 а всякого из ослов, разверзающего (утробу), заменяй агнцем; а если не заменишь, выкупи его; и каждого первенца человеческого из сынов твоих выкупай. 14 И когда после спросит тебя сын твой, говоря: "что это?" то скажи ему: "рукою крепкою вывел нас Господь из Египта, из дома рабства; 15 ибо когда фараон упорствовал отпустить нас, Господь умертвил всех первенцев в земле Египетской, от первенца человеческого до первенца из скота — посему я приношу в жертву Господу всё, разверзающее ложесна, мужеского пола, а всякого первенца
из
сынов моих выкупаю; 16 и да будет это знаком на руке твоей и вместо повязки над глазами твоими, ибо рукою крепкою Господь вывел нас из Египта". |
17 Когда же фараон отпустил народ, Бог не повел
его
по дороге земли Филистимской, потому что она близка; ибо сказал Бог: чтобы не раскаялся народ, увидев войну, и не возвратился в Египет. 18 И обвел Бог народ дорогою пустынною к Чермному морю. И вышли сыны Израилевы вооруженные из земли Египетской. 19 И взял Моисей с собою кости Иосифа, ибо (Иосиф) клятвою заклял сынов Израилевых, сказав: посетит вас Бог, и вы с собою вынесите кости мои отсюда. 20 И двинулись (сыны Израилевы) из Сокхофа и расположились станом в Ефаме, в конце пустыни. 21 Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью. 22 Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица (всего) народа. |
Если следовать логике текста, приведённого в Книге Исхода и вложенного её автором в уста Моисея, обычай посвящать всё первородное Богу и выкупать при этом первенца-ребёнка восходит к тому празднованию Песаха, которое имело место накануне Исхода. Трудно сказать, насколько древним является сам обычай — не исключено, что Моисей не устанавливает его, а лишь о нём напоминает как о чём-то когда-то известном, а теперь, в Египте, основательно забытом.
Во всяком случае, очевидна связь его с тем пониманием праздника, которое отражено в Книге Исхода. Сам же Песах осмысливается здесь как праздник жизни, вернее, как праздник торжества жизни над смертью. Жизни Божьей — ведь это Бог освобождает Свой народ от меча того ангела смерти, который поразил дома египтян. Жизнь принадлежит Богу, и только Ему — таков смысл устанавливаемого или восстанавливаемого Моисеем обычая.
Если так, тогда понятно: первые плоды, первый приплод скота, всё первое — Богу. Не только для того, чтобы, как принято думать, Он после этого освятил бы то, что последует — плоды, которые уродятся после первинок, или скот, родившийся после первого приплода. Просто жизнь должна вернуться к первоисточнику. К Тому, Кто её дал. Вопрос лишь в том, как тут быть с человеком. С растениями, с животными понятно: они сотворены Богом, как говорит Библия, «по роду их», согласно соответствующему себе Божьему замыслу. Один прототип для каждого рода, вида, подвида — и жизнь отдельной особи не так уж важна.
С другой стороны, тогда и освятить можно сразу весь приплод, освятив одно жертвенное животное — ведь у животных одного рода, вида, подвида, тем более у особей из одного стада жизнь одна на всех. С человеком же не так, тут каждый уникален. Людей, даже принадлежащих к одному роду или племени, не освятишь, как животных. К тому же и жизнь у людей не одна на всех, а у каждого своя. Как же быть? Выход прост: человек освящается по-человечески, а значит, осознанно, так, как положено человеку освящаться через жертвоприношение, посредством жертвенной трапезы, но младенца освящают его родители. Это они впускают Бога в свою жизнь и в жизнь своего ребёнка.
У животных одного вида одна душа на всех — одно приносится в жертву, а освящаются все. У людей души различны, но у супругов души соединяются воедино, и душа ребёнка входит в круг их общения. Когда же родители впускают в свою общую жизнь Бога, Он освящает не только их жизнь, но и жизнь их первенца — в едином пространстве отношений, связывающих его с родителями, а родителей между собой. Так освящается человек, впуская в свою жизнь Бога.
1 И сказал Господь Моисею, говоря: 2 освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота, (потому что) Мои они. |
3 И сказал Моисей народу: помните сей день, в который вышли вы из Египта, из дома рабства, ибо рукою крепкою вывел вас Господь оттоле, и не ешьте квасного: 4 сегодня выходите вы, в месяце Авиве. 5 И когда введет тебя Господь (Бог твой) в землю Хананеев и Хеттеев, и Аморреев, и Евеев, и Иевусеев, (Гергесеев, и Ферезеев,) о которой клялся Он отцам твоим, что даст тебе землю, где течет молоко и мед, то совершай сие служение в сем месяце; 6 семь дней ешь пресный хлеб, и в седьмой день — праздник Господу; 7 пресный хлеб должно есть семь дней, и не должно находиться у тебя квасного хлеба, и не должно находиться у тебя квасного во всех пределах твоих. 8 И объяви в день тот сыну твоему, говоря: это ради того, что Господь (Бог) сделал со мною, когда я вышел из Египта. 9 И да будет тебе это знаком на руке твоей и памятником пред глазами твоими, дабы закон Господень был в устах твоих, ибо рукою крепкою вывел тебя Господь (Бог) из Египта. 10 Исполняй же устав сей в назначенное время, из года в год. |
11 И когда введет тебя Господь (Бог твой) в землю Ханаанскую, как Он клялся тебе и отцам твоим, и даст ее тебе — 12 отделяй Господу все (мужеского пола) разверзающее ложесна; и все первородное из скота, какой у тебя будет, мужеского пола, (посвящай) Господу, 13 а всякого из ослов, разверзающего (утробу), заменяй агнцем; а если не заменишь, выкупи его; и каждого первенца человеческого из сынов твоих выкупай. 14 И когда после спросит тебя сын твой, говоря: "что это?" то скажи ему: "рукою крепкою вывел нас Господь из Египта, из дома рабства; 15 ибо когда фараон упорствовал отпустить нас, Господь умертвил всех первенцев в земле Египетской, от первенца человеческого до первенца из скота — посему я приношу в жертву Господу всё, разверзающее ложесна, мужеского пола, а всякого первенца
из
сынов моих выкупаю; 16 и да будет это знаком на руке твоей и вместо повязки над глазами твоими, ибо рукою крепкою Господь вывел нас из Египта". |
17 Когда же фараон отпустил народ, Бог не повел
его
по дороге земли Филистимской, потому что она близка; ибо сказал Бог: чтобы не раскаялся народ, увидев войну, и не возвратился в Египет. 18 И обвел Бог народ дорогою пустынною к Чермному морю. И вышли сыны Израилевы вооруженные из земли Египетской. 19 И взял Моисей с собою кости Иосифа, ибо (Иосиф) клятвою заклял сынов Израилевых, сказав: посетит вас Бог, и вы с собою вынесите кости мои отсюда. 20 И двинулись (сыны Израилевы) из Сокхофа и расположились станом в Ефаме, в конце пустыни. 21 Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью. 22 Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица (всего) народа. |
Собираясь в дорогу, даже перед долгожданным отпуском, человек все равно волнуется. Как что получится, как доеду, а как здесь все оставлять? Уходя из Египта, уходя со скандалом, не мирно, очевидно, что каждый из уходящих испытывает не просто волнение, а страх. Что будет завтра? Здесь плохо, но там неизвестность. Куда мы все идем, мало ли что нас ждет. И как еще фараон отреагирует на наш уход? Все бросить, пусть немногое, пусть плохое, но все свое — и идти в никуда, где ничего еще нет. Доверяясь только вере отцов и настойчивому косноязычному человеку. Что же говорит глава народа своим соплеменникам? Что брать в дорогу? Куда идем? Как будем идти? Что ждет впереди? Он говорит, что каждый год много сотен и тысяч лет будет происходить одно и тоже: все будут вспоминать уход из рабства.
17 Когда же фараон отпустил народ, Бог не повел
его
по дороге земли Филистимской, потому что она близка; ибо сказал Бог: чтобы не раскаялся народ, увидев войну, и не возвратился в Египет. 18 И обвел Бог народ дорогою пустынною к Чермному морю. И вышли сыны Израилевы вооруженные из земли Египетской. 19 И взял Моисей с собою кости Иосифа, ибо (Иосиф) клятвою заклял сынов Израилевых, сказав: посетит вас Бог, и вы с собою вынесите кости мои отсюда. 20 И двинулись (сыны Израилевы) из Сокхофа и расположились станом в Ефаме, в конце пустыни. 21 Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью. 22 Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица (всего) народа. |
1 И сказал Господь Моисею, говоря: 2 скажи сынам Израилевым, чтобы они обратились и расположились станом пред Пи-Гахирофом, между Мигдолом и между морем, пред Ваал-Цефоном; напротив его поставьте стан у моря. 3 И скажет фараон (народу своему) о сынах Израилевых: они заблудились в земле сей, заперла их пустыня. 4 А Я ожесточу сердце фараона, и он погонится за ними, и покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его; и познают (все) Египтяне, что Я Господь. И сделали так. |
5 И возвещено было царю Египетскому, что народ бежал; и обратилось сердце фараона и рабов его против народа сего, и они сказали: что это мы сделали? зачем отпустили Израильтян, чтобы они не работали нам? 6 (Фараон) запряг колесницу свою и народ свой взял с собою; 7 и взял шестьсот колесниц отборных и все колесницы Египетские, и начальников над всеми ими. 8 И ожесточил Господь сердце фараона, царя Египетского (и рабов его), и он погнался за сынами Израилевыми; сыны же Израилевы шли под рукою высокою. 9 И погнались за ними Египтяне, и все кони с колесницами фараона, и всадники, и всё войско его, и настигли их расположившихся у моря, при Пи-Гахирофе пред Ваал-Цефоном. |
10 Фараон приблизился, и сыны Израилевы оглянулись, и вот, Египтяне идут за ними: и весьма устрашились и возопили сыны Израилевы к Господу, 11 и сказали Моисею: разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне? что это ты сделал с нами, выведя нас из Египта? 12 Не это ли самое говорили мы тебе в Египте, сказав: "оставь нас, пусть мы работаем Египтянам"? Ибо лучше быть нам в рабстве у Египтян, нежели умереть в пустыне. 13 Но Моисей сказал народу: не бойтесь, стойте — и увидите спасение Господне, которое Он соделает вам ныне, ибо Египтян, которых видите вы ныне, более не увидите во веки; 14 Господь будет поборать за вас, а вы будьте спокойны. 15 И сказал Господь Моисею: что ты вопиешь ко Мне? скажи сынам Израилевым, чтоб они шли, 16 а ты подними жезл твой и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше; 17 Я же ожесточу сердце (фараона и всех) Египтян, и они пойдут вслед за ними; и покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его, на колесницах его и на всадниках его; 18 и узнают (все) Египтяне, что Я Господь, когда покажу славу Мою на фараоне, на колесницах его и на всадниках его. |
19 И двинулся Ангел Божий, шедший пред станом (сынов) Израилевых, и пошел позади их; двинулся и столп облачный от лица их и стал позади их; 20 и вошел в средину между станом Египетским и между станом (сынов) Израилевых, и был облаком и мраком
для одних
и освещал ночь
для других,
и не сблизились одни с другими во всю ночь. |
21 И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды. 22 И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону. 23 Погнались Египтяне, и вошли за ними в средину моря все кони фараона, колесницы его и всадники его. 24 И в утреннюю стражу воззрел Господь на стан Египтян из столпа огненного и облачного и привел в замешательство стан Египтян; 25 и отнял колеса у колесниц их, так что они влекли их с трудом. И сказали Египтяне: побежим от Израильтян, потому что Господь поборает за них против Египтян. |
26 И сказал Господь Моисею: простри руку твою на море, и да обратятся воды на Египтян, на колесницы их и на всадников их. 27 И простер Моисей руку свою на море, и к утру вода возвратилась в свое место; а Египтяне бежали навстречу (воде). Так потопил Господь Египтян среди моря. 28 И вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них. 29 А сыны Израилевы прошли по суше среди моря: воды (были) им стеною по правую и (стеною) по левую сторону. |
30 И избавил Господь в день тот Израильтян из рук Египтян, и увидели (сыны) Израилевы Египтян мертвыми на берегу моря. 31 И увидели Израильтяне руку великую, которую явил Господь над Египтянами, и убоялся народ Господа и поверил Господу и Моисею, рабу Его. Тогда Моисей и сыны Израилевы воспели Господу песнь сию и говорили: |
При чтении сегодняшнего отрывка внимание привлекает, прежде всего, описание расступившихся морских вод (Исх 14:19–22). Между тем, это чудо, как и все чудеса Исхода, при желании можно было бы объяснить вполне естественными причинами, как это не раз уже и делалось критически настроенными комментаторами. Бог ненавязчив, и чудеса становятся чудесами лишь для тех, кто хотел бы увидеть в исторических событиях руку Божию. Тем же, кто этого не хочет, остаётся лишь естественный ход событий. В самом деле, сильный ветер со стороны пустыни вполне мог согнать воду в море и сделать непроходимые места проходимыми, ведь речь в еврейском тексте идёт не о Красном море собственно, а о «Тростниковом море», которое находилось в районе Горьких озёр (сегодня по этой территории проходит Суэцкий канал). А Горькие озёра представляли собой систему лиманов, связанных с Красным морем, так что ветер из пустыни, отогнав воду в море, обнажил на время дно, что и позволило евреям уйти в пустыню. Но самое важное, быть может, связано даже не с чудесным переходом через Тростниковое море, а с самим присутствием Божиим, сопровождавшим народ на пути из Египта к Синаю (Исх 13:21–22; 14:19–20). Это присутствие будет отныне сопровождать народ Божий на всём протяжении его последующей истории, проявляясь в разных формах и в различных ситуациях. И именно оно делает народ Божий народом Божиим. А расступившиеся воды — лишь одно из чудес, один из примеров вмешательства Божия в ситуацию, когда Его народу потребовалась помощь. Ни один народ на земле сам по себе недостоин того, чтобы стать народом Божиим. И только непосредственное присутствие Божие, Его, так сказать, прямое воздействие может сделать достойным тот народ, который Бог изберёт, чтобы сделать его Своим народом. Но и после избрания избранный народ остаётся избранным лишь до тех пор, пока хранит верность Избравшему. И потому каждому поколению придётся снова и снова отвечать на призыв Божий: ведь избранничества нет без реальных, живых отношений с Богом, которые не передаются по наследству и не устанавливаются сами по себе, по какому-то особому «праву избранника». Это верно для Церкви Ветхозаветной; тем более это верно для Церкви Христовой.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||