1 И сказал Господь Моисею: пойди, иди отсюда ты и народ, который ты вывел из земли Египетской, в землю, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: "потомству твоему дам ее". 2 И пошлю пред тобою Ангела (Моего), и прогоню Хананеев, Аморреев, Хеттеев, Ферезеев, (Гергесеев,) Евеев и Иевусеев, 3 (и введет он вас) в землю, где течет молоко и мед; ибо Сам не пойду среди вас, чтобы не погубить Мне вас на пути, потому что вы народ жестоковыйный. |
4 Народ, услышав грозное слово сие, возрыдал, и никто не возложил на себя украшений своих. 5 Ибо Господь сказал Моисею: скажи сынам Израилевым: вы народ жестоковыйный; если Я пойду среди вас, то в одну минуту истреблю вас; итак снимите с себя украшения свои; Я посмотрю, что Мне делать с вами. 6 Сыны Израилевы сняли с себя украшения свои у горы Хорива. |
7 Моисей же взял и поставил себе шатер вне стана, вдали от стана, и назвал его скиниею собрания; и каждый, ищущий Господа, приходил в скинию собрания, находившуюся вне стана. 8 И когда Моисей выходил к скинии, весь народ вставал, и становился каждый у входа в свой шатер и смотрел вслед Моисею, доколе он не входил в скинию. 9 Когда же Моисей входил в скинию, тогда спускался столп облачный и становился у входа в скинию, и (Господь) говорил с Моисеем. 10 И видел весь народ столп облачный, стоявший у входа в скинию; и вставал весь народ, и поклонялся каждый у входа в шатер свой. 11 И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим; и он возвращался в стан; а служитель его Иисус, сын Навин, юноша, не отлучался от скинии. |
12 Моисей сказал Господу: вот, Ты говоришь мне: "веди народ сей", а не открыл мне, кого пошлешь со мною, хотя Ты сказал: "Я знаю тебя по имени, и ты приобрел благоволение в очах Моих". 13 Итак, если я приобрел благоволение в очах Твоих, то молю: открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя, чтобы приобрести благоволение в очах Твоих; и помысли, что сии люди Твой народ. 14 (Господь) сказал (ему): Сам Я пойду (пред тобою) и введу тебя в покой. 15 (Моисей) сказал Ему: если не пойдешь Ты Сам (с нами), то и не выводи нас отсюда, 16 ибо по чему узнать, что я и народ Твой обрели благоволение в очах Твоих? не по тому ли, когда Ты пойдешь с нами? тогда я и народ Твой будем славнее всякого народа на земле. |
17 И сказал Господь Моисею: и то, о чем ты говорил, Я сделаю, потому что ты приобрел благоволение в очах Моих, и Я знаю тебя по имени. 18 (Моисей) сказал: покажи мне славу Твою. 19 И сказал (Господь Моисею): Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу имя Иеговы пред тобою, и кого помиловать — помилую, кого пожалеть — пожалею. 20 И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. 21 И сказал Господь: вот место у Меня, стань на этой скале; 22 когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; 23 и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо (тебе). |
После истории с золотым тельцом происходят — одно за другим и, видимо, с очень небольшим разрывом по времени — два события: Бог отправляет народ в обещанную ещё Аврааму землю, а Моисей ставит первую Скинию. Первую — ещё прежде той, которая потом будет сооружаться столь неспешно и столь торжественно.
Оно и понятно: теперь, после истории с тельцом, Скиния была необходима абсолютно. Точнее, необходим был яхвистский культ — а Скиния просто стала его основой. Потому, что стало ясно: без культа, без чего-то видимого, ощутимого, наглядного народ Бога не воспринимает. Одного Присутствия мало, мало даже одного лишь алтаря — нужно святилище.
Иначе всё новых и новых золотых тельцов не оберёшься. Культ — он ведь всегда от духовного бессилия. От духовной несостоятельности — по крайней мере, когда речь идёт о религиях, которые называются обычно религиями Откровения. Изначально все такие религии связаны с яхвизмом и к нему восходят — история систематического, непрерывного Откровения, о котором человечество помнит, начинается всё-таки с Авраама. Всё, что раньше — моменты, эпизоды, штрих-пунктир, а с Авраама — непрерывная линия. Откровение тут в центре, а всё остальное — вокруг.
Даже жертвоприношение — оно ведь всего лишь способ богообщения, но оно по крайней мере действительно необходимо абсолютно: надо же как-то и где-то человеку встретиться с Богом. Иное дело более-менее пышный шатёр или тем более Храм: без них можно было бы и обойтись, но ведь тогда многие вообще усомнятся в том, что Бог посреди них, как усомнились в отсутствие Моисея.
Значит, культ нужен — и Бог снисходит к человеческой слабости, позволяя его и даже подсказывая, как лучше всё обустроить. Сам же между тем велит народу отправляться к цели, к земле обетованной. Готов ли народ к этому пути? Разумеется, нет: после истории с тельцом тут не могло быть никаких вопросов. Более того: Бог прямо говорит Моисею, что с народом не пойдёт, иначе в живых очень скоро никого не останется — народ ведь не готов к Божьему присутствию.
Единственный выход — всё тот же культ, отдельно стоящее святилище, куда смогут входить немногие, а прочим останется лишь двор. Не лучший вариант, но что поделать, если к большему народ не готов. Придётся идти к цели и готовиться в пути, набирая опыт по ходу дела. Так всё же лучше, чем стоять на месте и «развлекаться» золотыми тельцами.
1 И сказал Господь Моисею: пойди, иди отсюда ты и народ, который ты вывел из земли Египетской, в землю, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: "потомству твоему дам ее". 2 И пошлю пред тобою Ангела (Моего), и прогоню Хананеев, Аморреев, Хеттеев, Ферезеев, (Гергесеев,) Евеев и Иевусеев, 3 (и введет он вас) в землю, где течет молоко и мед; ибо Сам не пойду среди вас, чтобы не погубить Мне вас на пути, потому что вы народ жестоковыйный. |
4 Народ, услышав грозное слово сие, возрыдал, и никто не возложил на себя украшений своих. 5 Ибо Господь сказал Моисею: скажи сынам Израилевым: вы народ жестоковыйный; если Я пойду среди вас, то в одну минуту истреблю вас; итак снимите с себя украшения свои; Я посмотрю, что Мне делать с вами. 6 Сыны Израилевы сняли с себя украшения свои у горы Хорива. |
7 Моисей же взял и поставил себе шатер вне стана, вдали от стана, и назвал его скиниею собрания; и каждый, ищущий Господа, приходил в скинию собрания, находившуюся вне стана. 8 И когда Моисей выходил к скинии, весь народ вставал, и становился каждый у входа в свой шатер и смотрел вслед Моисею, доколе он не входил в скинию. 9 Когда же Моисей входил в скинию, тогда спускался столп облачный и становился у входа в скинию, и (Господь) говорил с Моисеем. 10 И видел весь народ столп облачный, стоявший у входа в скинию; и вставал весь народ, и поклонялся каждый у входа в шатер свой. 11 И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим; и он возвращался в стан; а служитель его Иисус, сын Навин, юноша, не отлучался от скинии. |
12 Моисей сказал Господу: вот, Ты говоришь мне: "веди народ сей", а не открыл мне, кого пошлешь со мною, хотя Ты сказал: "Я знаю тебя по имени, и ты приобрел благоволение в очах Моих". 13 Итак, если я приобрел благоволение в очах Твоих, то молю: открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя, чтобы приобрести благоволение в очах Твоих; и помысли, что сии люди Твой народ. 14 (Господь) сказал (ему): Сам Я пойду (пред тобою) и введу тебя в покой. 15 (Моисей) сказал Ему: если не пойдешь Ты Сам (с нами), то и не выводи нас отсюда, 16 ибо по чему узнать, что я и народ Твой обрели благоволение в очах Твоих? не по тому ли, когда Ты пойдешь с нами? тогда я и народ Твой будем славнее всякого народа на земле. |
17 И сказал Господь Моисею: и то, о чем ты говорил, Я сделаю, потому что ты приобрел благоволение в очах Моих, и Я знаю тебя по имени. 18 (Моисей) сказал: покажи мне славу Твою. 19 И сказал (Господь Моисею): Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу имя Иеговы пред тобою, и кого помиловать — помилую, кого пожалеть — пожалею. 20 И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. 21 И сказал Господь: вот место у Меня, стань на этой скале; 22 когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; 23 и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо (тебе). |
Верность Божия потрясает. Завет, который Бог только что заключил со Своим народом, Израилем нарушен. Но, несмотря на это, Богом не отменен, а подтвержден. Израилю дается время войти в этот завет, научиться жить в нем. Об этом же говорится и в евангельском чтении: какими бы «плевелами» мы ни были, нам дается время — до кончины века сего (или до нашей физической смерти) — измениться, обратиться к Богу, войти в завет с Ним и получить обещанное, ибо Он верен.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||