12 Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение, |
Размышляя о христианской жизни, Павел обращает внимание филиппийских братьев на главную задачу христианина — идти путём спасения. Это утверждение сродни традиционному раввинистическому представлению о следовании Торе как о главной задаче каждого, кто принадлежит к народу Божию. Но там речь шла о пути праведности, здесь — о спасении и о приобщении к жизни Царства. Выбор пути праведности всегда зависел от самого выбирающего, так же, как и выбор Царства после пришествия в мир Спасителя. Но продвижение праведника по избранному им пути в немалой степени зависело от его собственных усилий, хотя, конечно же, без помощи Божией устоять на этом пути было невозможно. Путь спасения, который приобщением к Царству начинается и в Царстве оканчивается, зависит от воли и содействия Бога в гораздо большей мере, о чём и напоминает апостол адресатам своего послания (ст. 13). В Царстве без воли Божией, без Его прямого и непосредственного участия не происходит ничего, относится ли это к жизни внутренней или к жизни внешней. Потому-то здесь оказываются особенно важны решимость и смирение, исключающие любые колебания, обычно и порождающие ропот и сомнения, которых Павел призывает избегать филиппийских христиан (ст. 14).
И дело тут, конечно, не в том, что иначе Бог рассердится или обидится, а в том, что без решимости и смирения человеку почти невозможно стать жителем Царства. В самом деле, когда дело касается Царства, человек всегда оказывается лишь принимающей стороной, в наличном состоянии у него нет ничего, что он мог бы привнести в Царство или сделать для него. Единственное, что доступно падшему человеку, когда дело касается Царства, — дать возможность Богу сделать себя пригодным к той новой жизни, которая ждёт его там. А для этого ищущему Царства совершенно необходимо научиться искусству, которое падшему человеку даётся очень непросто: искусству полного отказа от жизни по своему разумению, хотя бы и с лучшими намерениями, которые, увы, часто выстилают дорогу отнюдь не в Царство. Умение так жить и отличает, по слову апостола, христиан, живущих по законам Царства, от прочих людей, живущих по законам непреображённого мира, и именно с ним связывает Павел все надежды на спасение и на торжество спасённых в день Суда (ст. 15 – 16).
12 Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение, 13 потому что Бог производит в вас и хотение и действие по
Своему
благоволению. |
14 Всё делайте без ропота и сомнения, 15 чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире, 16 содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился. 17 Но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам. 18 О сем самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне. |
У каждого из нас много дел и обязанностей. Что-то нам нравится, что-то не нравится, что-то хочется делать, что-то не хочется… Апостол Павел знал это не хуже нас с вами – ему приходилось заниматься самыми разными делами. То, что он говорит нам сегодня, применимо почти к любой ситуации: «Всё делайте без ропота и сомнения». Что – всё? Всё. Если нечто нужно сделать – нет смысла роптать, говоря простым языком – ныть и жаловаться. Если делаешь дело – делай. А если сомневаешься, нужно ли это делать? Выбирай: или ты действуешь, или нет. Идти по дороге и сомневаться, правильна ли она, – бессмысленно. Либо иди, но тогда уж не сомневайся, либо остановись и проверь правильность пути.
12 Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение, 13 потому что Бог производит в вас и хотение и действие по
Своему
благоволению. |
14 Всё делайте без ропота и сомнения, 15 чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире, 16 содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился. 17 Но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам. 18 О сем самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне. |
19 Надеюсь же в Господе Иисусе вскоре послать к вам Тимофея, дабы и я, узнав о ваших обстоятельствах, утешился духом. 20 Ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас, 21 потому что все ищут своего, а не того, что
угодно
Иисусу Христу. 22 А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании. 23 Итак я надеюсь послать его тотчас же, как скоро узнаю, что будет со мною. 24 Я уверен в Господе, что и сам скоро приду к вам. |
25 Впрочем я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего, а вашего посланника и служителя в нужде моей, 26 потому что он сильно желал видеть всех вас и тяжко скорбел о том, что до вас дошел слух о его болезни. 27 Ибо он был болен при смерти; но Бог помиловал его, и не его только, но и меня, чтобы не прибавилась мне печаль к печали. 28 Посему я скорее послал его, чтобы вы, увидев его снова, возрадовались, и я был менее печален. 29 Примите же его в Господе со всякою радостью, и таких имейте в уважении, 30 ибо он за дело Христово был близок к смерти, подвергая опасности жизнь, дабы восполнить недостаток ваших услуг мне. |
Христианам часто задают вопрос: «а зачем ходить в вашу Церковь? зачем креститься? почему нельзя быть просто хорошим человеком?» Подробная аргументация вопрошающих (совопросников в терминологии Нового завета) сводится к тому, что раз в притче о Страшном суде Господь обещает лучшую участь тем из языков, т.е. из неверующих, кто делает добро ближним, то Церковь и не нужна. В сегодняшнем апостольском чтении апостол Павел дает нам замечательное указание, чем жизнь христианина отличается от жизни «просто хорошего человека». Призывая своих читателей в Филиппах со страхом и трепетом совершать (греческое слово здесь буквально можно перевести как «вырабатывать, нарабатывать, соделывать») свое спасение, апостол, как о само собой разумеющемся факте говорит: «ведь Бог действует в вас». «Бог производит в вас и хотение и действие по (Своему) благоволению». Бог, пишет апостол, έστιν ό ένεργων, есть Тот, кто действует в вас, Тот, Чьей энергией соделывается в вас и ваша воля, и ваше действование, по благому намерению. Христианин — человек обыкновенный, нередко даже и слабый, но он открыт действию Божьей благодати, которая производит в нем и благую волю, и самое действие — совершение добра. Разница, таким образом, в том, что просто хороший человек имеет надежду на награду в будущем, а христианин уже живет и действует вместе с Богом и под Его владычеством.
12 Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение, 13 потому что Бог производит в вас и хотение и действие по
Своему
благоволению. |
14 Всё делайте без ропота и сомнения, 15 чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире, 16 содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился. 17 Но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам. 18 О сем самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне. |
19 Надеюсь же в Господе Иисусе вскоре послать к вам Тимофея, дабы и я, узнав о ваших обстоятельствах, утешился духом. 20 Ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас, 21 потому что все ищут своего, а не того, что
угодно
Иисусу Христу. 22 А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании. 23 Итак я надеюсь послать его тотчас же, как скоро узнаю, что будет со мною. 24 Я уверен в Господе, что и сам скоро приду к вам. |
25 Впрочем я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего, а вашего посланника и служителя в нужде моей, 26 потому что он сильно желал видеть всех вас и тяжко скорбел о том, что до вас дошел слух о его болезни. 27 Ибо он был болен при смерти; но Бог помиловал его, и не его только, но и меня, чтобы не прибавилась мне печаль к печали. 28 Посему я скорее послал его, чтобы вы, увидев его снова, возрадовались, и я был менее печален. 29 Примите же его в Господе со всякою радостью, и таких имейте в уважении, 30 ибо он за дело Христово был близок к смерти, подвергая опасности жизнь, дабы восполнить недостаток ваших услуг мне. |
Христианский путь для Павла, как и для каждого христианина, является в первую очередь путём спасения. Путём, которым можно идти лишь «в страхе и трепете». Речь идёт о том самом страхе Божьем, о котором так много говорится в Библии. Казалось бы, после прихода Христа Его последователям бояться нечего: ведь они больше не остаются перед Богом со своим грехом один на один. Но страх Божий — не только страх наказания за грех.
Страх Божий — в первую очередь следствие осознания своей ответственности за установившиеся с Богом отношения. А за них во всяком случае ответственность несёт сам человек. И именно от них, от осознанных отношений с Богом и со Христом, зависит спасение. Показателем же устойчивости и осознанности отношений служит внутренний мир или его отсутствие.
Потому-то и призывает апостол своих филиппийских братьев действовать без ворчания («ропота») и оговорок («сомнений»). Конечно, ворчание и постоянные оговорки — не самый страшный грех, их, в сущности, и грехом-то назвать нельзя. Но они наглядно показывают внутреннее состояние человека, в частности, и ему самому тоже. Это симптом определённой духовной проблемы — отсутствия внутренней цельности.
Казалось бы, человек делает то, что нужно, то, чего ждёт от него Бог. Но делание его остаётся не до конца внутренне воспринятым им самим. Человек как бы внутренне раздваивается: одна его часть действует и делает то, что нужно, а другая в то же самое время не принимает того, что делает первая, всё время ей сопротивляясь и стремясь к чему-то другому.
Вот это сопротивление одной части человека другой его части и порождает ворчание и оговорки. Дело делается, но на духовном уровне, на уровне воли и тех интенций, которые связаны с делом, полноты нет: человек как бы раздваивается в себе, ослабляя себя духовно. Конечно, если бы Богу от человека нужна была только внешняя активность, только те дела, которые Он ему поручает, тут не было бы большой проблемы.
Богу нужен прежде всего сам человек. Его сердце. Его воля. Его душа. Не для того, чтобы поглотить их, а для того, чтобы дать им раскрыться во всей полноте. И вот тут внутренняя раздвоенность оказывается губительной: она не даёт человеку пережить то, что он переживает, во всей полноте и глубине. А значит, и полноты жизни Царства такой человек тоже пережить не может. Так на фоне внешней (и даже религиозной) активности теряется главное: Царство и спасение.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||