1 Когда все цари Аморрейские, которые жили по эту сторону Иордана к морю, и все цари Ханаанские, которые при море, услышали, что Господь (Бог) иссушил воды Иордана пред сынами Израилевыми, доколе переходили они, тогда ослабело сердце их, (они ужаснулись) и не стало уже в них духа против сынов Израилевых. |
2 В то время сказал Господь Иисусу: сделай себе острые (каменные) ножи и обрежь сынов Израилевых во второй раз. 3 И сделал себе Иисус острые (каменные) ножи и обрезал сынов Израилевых на (месте, названном): "Холм обрезания". 4 Вот причина, почему обрезал Иисус (сынов Израилевых, которые тогда родились на пути, и которые из вышедших из Египта не были тогда обрезаны, всех их обрезал Иисус): весь народ, вышедший из Египта, мужеского пола, все способные к войне умерли в пустыне на пути, по исшествии из Египта; 5 весь же вышедший народ был обрезан, но весь народ, родившийся в пустыне на пути, после того как вышел из Египта, не был обрезан; 6 ибо сыны Израилевы сорок (два) года ходили в пустыне (потому многие и не были обрезаны), доколе не перемер весь народ, способный к войне, вышедший из Египта, которые не слушали гласа Господня, и которым Господь клялся, что они не увидят земли, которую Господь с клятвою обещал отцам их, дать нам землю, где течет молоко и мед, 7 а вместо их воздвиг сынов их. Сих обрезал Иисус, ибо они были необрезаны; потому что их, (как родившихся) на пути, не обрезывали. |
8 Когда весь народ был обрезан, оставался он на своем месте в стане, доколе не выздоровел. 9 И сказал Господь Иисусу: ныне Я снял с вас посрамление Египетское. Почему и называется то место "Галгал", даже до сего дня. |
10 И стояли сыны Израилевы станом в Галгале и совершили Пасху в четырнадцатый день месяца вечером на равнинах Иерихонских; 11 и на другой день Пасхи стали есть из произведений земли сей, опресноки и сушеные зерна в самый тот день; 12 а манна перестала падать на другой день после того, как они стали есть произведения земли, и не было более манны у сынов Израилевых, но они ели в тот год произведения земли Ханаанской. |
13 Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших? 14 Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел (сюда). Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? 15 Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал. |
16 Иерихон заперся и был заперт от страха сынов Израилевых: никто не выходил (из него) и никто не входил. |
Новые поколения, рождённые в пустыне, свободны от страха перед вражескими воинами. Но они рискуют упустить из вида, что эта война не должна быть обычным захватом добычи или чужих земель. Да, они жестоки, и пока что трудно увидеть, чем же они отличаются от языческих завоевателей. И всё же действие Бога, изнутри преображающего души, уже таинственно происходит.
Обрезание родившихся в пустыне необходимо именно как напоминание о завете с Господом, ведущим народ. Теперь воины готовы сражаться не только оружием, прикоснувшись к высшему смыслу происходящего, они обретают особую стойкость. И как важно, что после обрезания народ совершает первую на отвоёванной земле Пасху, Пасху свободных людей. Манны небесной больше не будет: народу предстоит питаться хлебом своей земли.
А в довершение — встреча Навина с вождём воинства Господня. Слова «Сними обувь твою... ибо место... свято», прежде сказанные Моисею, теперь относятся к кусочку отвоёванной земли, которая станет Святой Землёй.
9 И сказал Господь Иисусу: ныне Я снял с вас посрамление Египетское. Почему и называется то место "Галгал", даже до сего дня. |
10 И стояли сыны Израилевы станом в Галгале и совершили Пасху в четырнадцатый день месяца вечером на равнинах Иерихонских; 11 и на другой день Пасхи стали есть из произведений земли сей, опресноки и сушеные зерна в самый тот день; 12 а манна перестала падать на другой день после того, как они стали есть произведения земли, и не было более манны у сынов Израилевых, но они ели в тот год произведения земли Ханаанской. |
Вхождение в землю обетованную — процесс многогранный. Туда, само собой понятно, нужно было войти физически — иначе всё остальное было бы не более чем символом, а Богу символов недостаточно. С другой стороны, если бы этим физическим вхождением всё ограничилось, оно потеряло бы всякий смысл. Отсюда обрезание — «снял я с вас срам Египта». Почему срам? Потому, что быть необрезанным для еврея означало не признавать открыто свою принадлежность к народу Божию. Обрезание — знак союза-завета, само по себе оно не заменяет ни отношений с Богом, ни духовного пути.
В принципе за Богом можно идти без всякого обрезания. С другой стороны, обрезание оказывается напоминанием самому человеку о той ответственности, которая лежит на нём, если он принадлежит к народу Божию. Отказ от обрезания в этом смысле похож на отказ от юридической фиксации некоторых отношений, например, супружеских. С одной стороны, брак есть брак, перед Богом он не становится чем-то иным без бумажки из Загса. С другой, если он или она упорно этой бумажки не хочет, есть повод задуматься. Может быть, человек просто не желает себя связывать лишними обязательствами? Примерно так же было и с обрезанием, только избавиться от него уже было невозможно.
Человек свидетельствовал свою готовность строить отношения с Богом Авраама и идти за Ним, свидетельствовал так, чтобы это свидетельство осталось навсегда. Или не свидетельствовал, и тогда вставал закономерный вопрос: почему? Не хотел брать на себя лишней ответственности? Может быть. Как может быть и другое: обычная расслабленность, погружённость в повседневную «текучку». Не случайно упоминает священнописатель, что вышедшие из Египта обрезаны были, а вот родившиеся в пустыне — нет.
Вышедшие из Египта были на Синае, они заключили с Богом завет, а родившиеся в пустыне жили в этом завете, но как бы по инерции, не особо задумываясь о том, что он для них означает, а значит, не думая и о знаках завета. Знаки ведь становятся важны тогда, когда осознаёшь то, что они обозначают, осознаёшь по-настоящему. Теперь, в земле обетованной, надо было осознать завет заново и по-настоящему. Иначе данная Богом земля легко превратилась бы в Египет — со всеми вытекающими последствиями.
1 Когда все цари Аморрейские, которые жили по эту сторону Иордана к морю, и все цари Ханаанские, которые при море, услышали, что Господь (Бог) иссушил воды Иордана пред сынами Израилевыми, доколе переходили они, тогда ослабело сердце их, (они ужаснулись) и не стало уже в них духа против сынов Израилевых. |
2 В то время сказал Господь Иисусу: сделай себе острые (каменные) ножи и обрежь сынов Израилевых во второй раз. 3 И сделал себе Иисус острые (каменные) ножи и обрезал сынов Израилевых на (месте, названном): "Холм обрезания". 4 Вот причина, почему обрезал Иисус (сынов Израилевых, которые тогда родились на пути, и которые из вышедших из Египта не были тогда обрезаны, всех их обрезал Иисус): весь народ, вышедший из Египта, мужеского пола, все способные к войне умерли в пустыне на пути, по исшествии из Египта; 5 весь же вышедший народ был обрезан, но весь народ, родившийся в пустыне на пути, после того как вышел из Египта, не был обрезан; 6 ибо сыны Израилевы сорок (два) года ходили в пустыне (потому многие и не были обрезаны), доколе не перемер весь народ, способный к войне, вышедший из Египта, которые не слушали гласа Господня, и которым Господь клялся, что они не увидят земли, которую Господь с клятвою обещал отцам их, дать нам землю, где течет молоко и мед, 7 а вместо их воздвиг сынов их. Сих обрезал Иисус, ибо они были необрезаны; потому что их, (как родившихся) на пути, не обрезывали. |
8 Когда весь народ был обрезан, оставался он на своем месте в стане, доколе не выздоровел. 9 И сказал Господь Иисусу: ныне Я снял с вас посрамление Египетское. Почему и называется то место "Галгал", даже до сего дня. |
10 И стояли сыны Израилевы станом в Галгале и совершили Пасху в четырнадцатый день месяца вечером на равнинах Иерихонских; 11 и на другой день Пасхи стали есть из произведений земли сей, опресноки и сушеные зерна в самый тот день; 12 а манна перестала падать на другой день после того, как они стали есть произведения земли, и не было более манны у сынов Израилевых, но они ели в тот год произведения земли Ханаанской. |
13 Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших? 14 Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел (сюда). Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? 15 Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал. |
16 Иерихон заперся и был заперт от страха сынов Израилевых: никто не выходил (из него) и никто не входил. |
1 Тогда сказал Господь Иисусу: вот, Я предаю в руки твои Иерихон и царя его, (и находящихся в нем) людей сильных; |
Книга Иисуса Навина сохраняет множество событий полулегендарных или прямо легендарных, и автора Шестикнижия это факт вовсе не смущает. Оно и неудивительно: героические эпохи наподобие той, что описана в книге, всегда порождают легенды, которые становятся если не частью самой истории, то, по крайней мере, неотъемлемым элементом её восприятия в глазах современников, а нередко и потомков.
Иногда легенда отражает лишь особенности восприятия обычных событий земной истории, иногда же за ней кроется духовный опыт, настолько необычный, что сохраниться в коллективной памяти народа он не может иначе, чем в форме легенды. Такие легенды священнописатель передаёт достаточно сдержанно, понимая, что отражение духовной реальности в легендарной форме редко бывает вполне адекватным. Как раз такого рода сдержанным упоминанием является описание явления ангельского воинства Иисусу Навину (в тексте оно называется «воинством Яхве», «воинством Господним»).
Такое явление со всей очевидностью свидетельствовало: Бог не оставил Свой народ, Он идёт со Своим ангельским войском впереди, ведя за Собой тех, кто готовится войти в обещанную ещё Аврааму землю. Упоминает священнописатель также и предание о том, что ман («манна») перестал падать с неба сразу после вхождения в землю обетованную — Исход завершён, народ на своей, данной ему Богом, земле, теперь кормить его будет она. Всё это как бы подчёркивает: Исход как определённый этап исторического и духовного пути народа завершён, теперь предстоит этап следующий, этап завоевания земли, и вождём народа на этом новом этапе будет Иисус Навин, которому и открылось присутствие воинства Яхве.
Прологом же упомянутого нового этапа стало обрезание, о котором рассказывает священнописатель. Трудно сказать, почему и в какой степени оказался забыт вполне уже к тому времени традиционный у евреев обряд, было ли такое забвение связано с теми новыми условиями жизни, в которых народ оказался, или нет. Ясно лишь одно: завоевание земли было бы невозможно без массового религиозного подъёма, а во времена такого подъёма ко всему, связанному с религией, начинают относиться особенно серьёзно.
Конечно, обрезание — лишь знак заключённого с Богом союза-завета, оно ещё не гарантирует полноценной духовной жизни само по себе, но массовое обрезание во время начала завоевательной кампании, вдохновлённой Богом и направляемой Иисусом Навином, было, совершенно очевидно, связано с желанием духовного и религиозного обновления, без которого ни о каком завоевании земли не могло быть и речи. Конечно, никакой массовый подъём, никакой религиозный энтузиазм не бывает длительным и устойчивым, но это уже другая история.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||