Да не возвратится угнетенный посрамленным; нищий и убогий да восхвалят имя Твое.
22
Восстань, Боже, защити дело Твое, вспомни вседневное поношение Твое от безумного;
23
не забудь крика врагов Твоих; шум восстающих против Тебя непрестанно поднимается.
Свернуть
Так велико потрясение, что в начале псалма звучит вопрос о том, для чего мы отринуты навсегда? Даже в голову не приходит, что происшедшее может оказаться временным испытанием. Но это немудрено, ведь нечестивыми разорены и осквернены все святыни, все места священных собраний, не к кому обратиться за словом мудрости, не слышно пророчеств. Могли ли даже самые из прозорливых пророков увидеть, что эта картина ещё не раз в течение веков не только повторится, но и умножится?
Но даже в самые горькие времена верные продолжают взывать к Господу, храня Ему верность и вспоминая завет с Ним. Они верят: Господь придёт на помощь, Он не отвернулся, именно поэтому можно обращаться к Нему.
Он и теперь даст восторжествовать Своей правде.
Другие мысли вслух
На Пс 73:1-23
Учение Асафа
1
Для чего, Боже, отринул нас навсегда? возгорелся гнев Твой на овец пажити Твоей?
2
Вспомни сонм Твой, который Ты стяжал издревле, искупил в жезл достояния Твоего, — эту гору Сион, на которой Ты вселился.
3
Подвигни стопы Твои к вековым развалинам: все разрушил враг во святилище.
4
Рыкают враги Твои среди собраний Твоих; поставили знаки свои вместо знамений наших.
5
Показывали себя подобными поднимающему вверх секиру на сплетшиеся ветви дерева.
6
И ныне все резьбы в нем в один раз разрушили секирами и бердышами.
7
Предали огню святилище Твое; совсем осквернили жилище имени Твоего.
8
Сказали в сердце своем: "разорим их совсем", — и сожгли все места собраний Божиих на земле.
9
Знамений наших мы не видим, нет уже пророка, и нет с нами, кто знал бы, доколе это будет.
10
Доколе, Боже, будет поносить враг? вечно ли будет хулить противник имя Твое?
11
Для чего отклоняешь руку Твою и десницу Твою? Из среды недра Твоего порази их.
12
Боже, Царь мой от века, устрояющий спасение посреди земли!
13
Ты расторг силою Твоею море, Ты сокрушил головы змиев в воде.
14
Ты сокрушил голову левиафана, отдал его в пищу людям пустыни, (Ефиопским).
15
Ты иссек источник и поток, Ты иссушил сильные реки.
16
Твой день и Твоя ночь; Ты уготовал светила и солнце;
17
Ты установил все пределы земли, лето и зиму Ты учредил.
18
Вспомни же: враг поносит Господа, и люди безумные хулят имя Твое.
19
Не предай зверям душу горлицы Твоей; собрания убогих Твоих не забудь навсегда.
20
Призри на завет Твой; ибо наполнились все мрачные места земли жилищами насилия.
21
Да не возвратится угнетенный посрамленным; нищий и убогий да восхвалят имя Твое.
22
Восстань, Боже, защити дело Твое, вспомни вседневное поношение Твое от безумного;
23
не забудь крика врагов Твоих; шум восстающих против Тебя непрестанно поднимается.
Свернуть
Одним из самых необъяснимых явлений для верующих во все времена было то, что Бог допускает иногда разрушение...
Читать далее
Одним из самых необъяснимых явлений для верующих во все времена было то, что Бог допускает иногда разрушение Своих святилищ и осквернение Своих святынь. Для язычника разрушение его храмов и осквернение его алтарей врагами могло означать только одно: его боги проиграли войну, они побеждены другими, более сильными богами или духами, так же, как армия его страны оказалась разгромлена вражеской армией.
Так мог думать язычник; но что оставалось думать верующим яхвистам, чей Храм после вавилонского нашествия лежал в руинах подобно множеству других, языческих храмов? Неужели Яхве проиграл войну? Неужели Он уступил Бел-Мардуку, покровителю Вавилона и его царя?
Первой реакцией на это невероятное событие была уверенность в том, что произошло какое-то недоразумение, которое вскоре разрешится. Все были вначале уверены, что власть вавилонян — это ненадолго, что очень скоро в результате победоносного восстания (поддержанного, впрочем, египтянами, которые были такими же язычниками, как и вавилоняне, с которыми они враждовали) враг будет изгнан из священного города, а осквернённый им Храм будет очищен, и в нём возобновятся богослужения и жертвоприношения.
Но после того, как восстание потерпело поражение, а Храм был уже не просто осквернён, но разрушен до основания, стало ясно, что никакого недоразумения нет. Это могло ввести верующих яхвистов в самый настоящий ступор: мог ли Яхве уступить языческим богам, мог ли Он отдать Свой народ и Свой дом врагам? Как такое могло произойти?
Автору псалма остаётся надеяться лишь на заключённый когда-то с Богом союз-завет: если бы Бог и вспомнил Свой народ, то лишь благодаря этому завету. Такой подход предполагал и то, что постигшая народ катастрофа не случайна, что она — следствие многочисленных измен и отступничества, которые ей предшествовали.
Одному из Своих пророков, Иезекиилю, Бог прямо показывает это в видении: он видит, что Храм стал фактически местом, где торжествует язычество и разврат, так, что Богу в нём уже не осталось места. Храм рухнул задолго до катастрофы, а вавилонские солдаты, его осквернившие, лишь сделали видимым то, что прежде было скрыто.
Пророку было открыто и другое: Бог не оставит Своих верных, и плен — не навсегда. Настанет день, когда народ обновится духовно, и Бог вновь откроет ему путь на землю отцов, вернувшись в Свой Храм, который будет заново отстроен на прежнем месте. Это возвращение и станет торжеством восстановленного союза-завета, на которое надеется автор псалма.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии
Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).