Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Иер 6:1-30

Поделиться
Бегите, дети Вениаминовы,
  из среды Иерусалима,
и в Фекое трубите трубою
  и дайте знать огнем в Бефкареме,
ибо от севера появляется беда
  и великая гибель.
Разорю Я дочь Сиона,
  красивую и изнеженную.
Пастухи со своими стадами придут к ней,
  раскинут палатки вокруг нее;
  каждый будет пасти свой участок.
Приготовляйте против нее войну;
  вставайте и пойдем в полдень.
Горе нам! день уже склоняется,
  распростираются вечерние тени.
Вставайте, пойдем и ночью,
  и разорим чертоги ее!
Ибо так говорит Господь Саваоф:
рубите дерева
  и делайте насыпь против Иерусалима:
этот город должен быть наказан;
  в нем всякое угнетение.
Как источник извергает из себя воду,
  так он источает из себя зло:
в нем слышно насилие и грабительство,
  пред лицем Моим всегда обиды и раны.
Вразумись, Иерусалим,
  чтобы душа Моя не удалилась от тебя,
чтоб Я не сделал тебя пустынею,
  землею необитаемою.
Так говорит Господь Саваоф:
до конца доберут
  остаток Израиля, как виноград;
работай рукою твоею, как обиратель винограда,
  наполняя корзины.
10 
К кому мне говорить и кого увещевать,
  чтобы слушали?
Вот, ухо у них необрезанное,
  и они не могут слушать;
вот, слово Господне у них в посмеянии;
  оно неприятно им.
11 
Поэтому я преисполнен яростью Господнею,
  не могу держать ее в себе;
изолью ее на детей на улице
  и на собрание юношей;
взяты будут муж с женою,
  пожилой с отжившим лета.
12 
И домы их перейдут к другим,
  равно поля и жены;
потому что Я простру руку Мою
  на обитателей сей земли,
              говорит Господь.
13 
Ибо от малого до большого,
  каждый из них предан корысти,
и от пророка до священника —
  все действуют лживо;
14 
врачуют раны народа Моего легкомысленно,
  говоря: "мир! мир!",
  а мира нет.
15 
Стыдятся ли они, делая мерзости?
  нет, нисколько не стыдятся
  и не краснеют.
За то падут между падшими,
  и во время посещения Моего будут повержены,
              говорит Господь.
16 
Так говорит Господь:
остановитесь на путях ваших и рассмотрите,
  и расспросите о путях древних,
где путь добрый, и идите по нему,
  и найдете покой душам вашим.
Но они сказали: "не пойдем".
17 
И поставил Я стражей над вами, сказав:
  "слушайте звука трубы".
Но они сказали: "не будем слушать".
18 
Итак слушайте, народы,
  и знай, собрание, что с ними будет.
19 
Слушай, земля: вот, Я приведу на народ сей пагубу,
  плод помыслов их;
ибо они слов Моих не слушали
  и закон Мой отвергли.
20 
Для чего Мне ладан, который идет из Савы,
  и благовонный тростник из дальней страны?
Всесожжения ваши неугодны,
  и жертвы ваши неприятны Мне.
21 
Посему так говорит Господь:
вот, Я полагаю пред народом сим преткновения,
  и преткнутся о них
отцы и дети вместе,
  сосед и друг его, и погибнут.
22 
Так говорит Господь:
вот, идет народ от страны северной,
  и народ великий поднимается от краев земли;
23 
держат в руках лук и копье;
  они жестоки и немилосерды,
  голос их шумит, как море,
и несутся на конях,
  выстроены, как один человек,
  чтобы сразиться с тобою, дочь Сиона.
24 
Мы услышали весть о них,
  и руки у нас опустились,
скорбь объяла нас,
  муки, как женщину в родах.
25 
Не выходите в поле
  и не ходите по дороге,
ибо меч неприятелей,
  ужас со всех сторон.
26 
Дочь народа моего! опояшь себя вретищем
  и посыпь себя пеплом;
сокрушайся, как бы о смерти единственного сына,
  горько плачь;
ибо внезапно придет на нас
  губитель.
27 
Башнею поставил Я тебя среди народа Моего, столпом,
  чтобы ты знал и следил путь их.
28 
Все они — упорные отступники,
  живут клеветою;
это медь и железо —
  все они развратители.
29 
Раздувальный мех обгорел,
  свинец истлел от огня:
плавильщик плавил напрасно,
  ибо злые не отделились;
30 
отверженным серебром назовут их,
  ибо Господь отверг их.
Свернуть

Сегодняшнее чтение проливает некоторый свет на то, что такое гнев Божий. Надо заметить, что о гневе Божием многие говорят как о чём-то совершенно невозможном для Бога любви, о Котором рассказывает Библия. На первый взгляд, такая позиция выглядит безупречной: ведь гнев и любовь действительно несовместимы. Но при этом важно иметь в виду, что Библия говорит о любви не как о чувстве, а как об отношении, притом отношении взаимном. Любовь же без взаимности, даже если речь идёт об отношениях между людьми, как известно, нередко превращается в свою противоположность.

Конечно, Бог не человек, и желать зла ни отдельному человеку, ни целому народу Он не станет. Но что будет, если те, к кому Бог обращается, упорно не хотят Его слышать? Ведь в сегодняшнем отрывке описана именно такая ситуация (ст. 10), и ярость, переполняющая Бога, оказывается её следствием (ст. 11). На первый взгляд может показаться, что катастрофа, уже нависшая над народом и страной (ст. 18–23), является её результатом. Но ведь все катастрофы, происходящие в мире, связаны прежде всего с тем, что Бог устраняется, предоставляя событиям развиваться своим чередом и оставляя отдельных людей или даже целые народы один на один с последствиями их собственных грехов.

Именно в таком смысле говорят пророки о наказании Божием: оно неизбежно, если отношения с Богом разорваны, и, с другой стороны, оно же нередко оказывается единственной возможностью для человека (а иногда и для целого народа) духовно опомниться и снова обратиться к Богу. Но тогда встаёт вопрос: можно ли считать такое наказание следствием Божия гнева? Конечно, в принципе нетрудно представить себе оставление человека в одиночестве как своего рода наказание, особенно, если человека оставляет в одиночестве Сам Бог.

Но в сегодняшнем отрывке говорится о проявлении гнева Божия именно через катастрофу, которая постигает Израиль. Здесь речь идёт уже не просто о разрыве отношений или о том, что Бог отвернулся. Катастрофа видится пророку как проявление силы Божией. И, возможно, именно здесь кроется ответ на вопрос о том, что же такое гнев Божий. Быть может, это и есть проявление силы Божией, не сопровождаемое проявлением Его любви. Ведь сила представляет собой нечто вполне объективное и от отношений не зависящее, так что сила Божия себя проявит в любом случае. А вот с любовью не так, здесь от отношений как раз зависит всё, и, если отношений с Богом нет, Его любви можно и не заметить, просто не обратив на неё внимания. Но силы Его не заметить нельзя, она действует в мире всегда, и скрыться от её воздействия невозможно. Можно лишь выбрать, станет ли встреча с этой силой также и встречей с любовью Божией. А здесь выбор зависит уже только от самого человека.

Другие мысли вслух

 
На Иер 6:1-30
Бегите, дети Вениаминовы,
  из среды Иерусалима,
и в Фекое трубите трубою
  и дайте знать огнем в Бефкареме,
ибо от севера появляется беда
  и великая гибель.
Разорю Я дочь Сиона,
  красивую и изнеженную.
Пастухи со своими стадами придут к ней,
  раскинут палатки вокруг нее;
  каждый будет пасти свой участок.
Приготовляйте против нее войну;
  вставайте и пойдем в полдень.
Горе нам! день уже склоняется,
  распростираются вечерние тени.
Вставайте, пойдем и ночью,
  и разорим чертоги ее!
Ибо так говорит Господь Саваоф:
рубите дерева
  и делайте насыпь против Иерусалима:
этот город должен быть наказан;
  в нем всякое угнетение.
Как источник извергает из себя воду,
  так он источает из себя зло:
в нем слышно насилие и грабительство,
  пред лицем Моим всегда обиды и раны.
Вразумись, Иерусалим,
  чтобы душа Моя не удалилась от тебя,
чтоб Я не сделал тебя пустынею,
  землею необитаемою.
Так говорит Господь Саваоф:
до конца доберут
  остаток Израиля, как виноград;
работай рукою твоею, как обиратель винограда,
  наполняя корзины.
10 
К кому мне говорить и кого увещевать,
  чтобы слушали?
Вот, ухо у них необрезанное,
  и они не могут слушать;
вот, слово Господне у них в посмеянии;
  оно неприятно им.
11 
Поэтому я преисполнен яростью Господнею,
  не могу держать ее в себе;
изолью ее на детей на улице
  и на собрание юношей;
взяты будут муж с женою,
  пожилой с отжившим лета.
12 
И домы их перейдут к другим,
  равно поля и жены;
потому что Я простру руку Мою
  на обитателей сей земли,
              говорит Господь.
13 
Ибо от малого до большого,
  каждый из них предан корысти,
и от пророка до священника —
  все действуют лживо;
14 
врачуют раны народа Моего легкомысленно,
  говоря: "мир! мир!",
  а мира нет.
15 
Стыдятся ли они, делая мерзости?
  нет, нисколько не стыдятся
  и не краснеют.
За то падут между падшими,
  и во время посещения Моего будут повержены,
              говорит Господь.
16 
Так говорит Господь:
остановитесь на путях ваших и рассмотрите,
  и расспросите о путях древних,
где путь добрый, и идите по нему,
  и найдете покой душам вашим.
Но они сказали: "не пойдем".
17 
И поставил Я стражей над вами, сказав:
  "слушайте звука трубы".
Но они сказали: "не будем слушать".
18 
Итак слушайте, народы,
  и знай, собрание, что с ними будет.
19 
Слушай, земля: вот, Я приведу на народ сей пагубу,
  плод помыслов их;
ибо они слов Моих не слушали
  и закон Мой отвергли.
20 
Для чего Мне ладан, который идет из Савы,
  и благовонный тростник из дальней страны?
Всесожжения ваши неугодны,
  и жертвы ваши неприятны Мне.
21 
Посему так говорит Господь:
вот, Я полагаю пред народом сим преткновения,
  и преткнутся о них
отцы и дети вместе,
  сосед и друг его, и погибнут.
22 
Так говорит Господь:
вот, идет народ от страны северной,
  и народ великий поднимается от краев земли;
23 
держат в руках лук и копье;
  они жестоки и немилосерды,
  голос их шумит, как море,
и несутся на конях,
  выстроены, как один человек,
  чтобы сразиться с тобою, дочь Сиона.
24 
Мы услышали весть о них,
  и руки у нас опустились,
скорбь объяла нас,
  муки, как женщину в родах.
25 
Не выходите в поле
  и не ходите по дороге,
ибо меч неприятелей,
  ужас со всех сторон.
26 
Дочь народа моего! опояшь себя вретищем
  и посыпь себя пеплом;
сокрушайся, как бы о смерти единственного сына,
  горько плачь;
ибо внезапно придет на нас
  губитель.
27 
Башнею поставил Я тебя среди народа Моего, столпом,
  чтобы ты знал и следил путь их.
28 
Все они — упорные отступники,
  живут клеветою;
это медь и железо —
  все они развратители.
29 
Раздувальный мех обгорел,
  свинец истлел от огня:
плавильщик плавил напрасно,
  ибо злые не отделились;
30 
отверженным серебром назовут их,
  ибо Господь отверг их.
Свернуть
Враг уже совсем близко, так что оставаться в Иерусалиме, на Сионе уже небезопасно. Но даже это обстоятельство не может...  Читать далее

Враг уже совсем близко, так что оставаться в Иерусалиме, на Сионе уже небезопасно. Но даже это обстоятельство не может отрезвить жителей столицы. Зло продолжает изливаться: кругом насилие, грабеж, обиды и раны. Кажется, что Божие долготерпение исчерпано, и времени на покаяние уже тоже нет — Его гнев вот-вот выплеснется на иудеев. Но Господь все еще оставляет попыток вразумить свой народ, Он еще пытается наставить его на «пути древнем», на «пути добром», где можно обрести мир.

Но все тщетно: никто не хочет слушать голос пророка, никто не хочет стать на путь истины. И вот уже Иеремия подводит итог, который звучит как приговор: «плавильщик плавил напрасно, ибо злые не отделились; отверженным серебром назовут их, ибо Господь отверг их». А это означает, что тех праведников, ради которых Бог мог бы спасти Иерусалим, не нашлось, и он будет разрушен.

Свернуть
 
На Иер 6:1-30
Бегите, дети Вениаминовы,
  из среды Иерусалима,
и в Фекое трубите трубою
  и дайте знать огнем в Бефкареме,
ибо от севера появляется беда
  и великая гибель.
Разорю Я дочь Сиона,
  красивую и изнеженную.
Пастухи со своими стадами придут к ней,
  раскинут палатки вокруг нее;
  каждый будет пасти свой участок.
Приготовляйте против нее войну;
  вставайте и пойдем в полдень.
Горе нам! день уже склоняется,
  распростираются вечерние тени.
Вставайте, пойдем и ночью,
  и разорим чертоги ее!
Ибо так говорит Господь Саваоф:
рубите дерева
  и делайте насыпь против Иерусалима:
этот город должен быть наказан;
  в нем всякое угнетение.
Как источник извергает из себя воду,
  так он источает из себя зло:
в нем слышно насилие и грабительство,
  пред лицем Моим всегда обиды и раны.
Вразумись, Иерусалим,
  чтобы душа Моя не удалилась от тебя,
чтоб Я не сделал тебя пустынею,
  землею необитаемою.
Так говорит Господь Саваоф:
до конца доберут
  остаток Израиля, как виноград;
работай рукою твоею, как обиратель винограда,
  наполняя корзины.
10 
К кому мне говорить и кого увещевать,
  чтобы слушали?
Вот, ухо у них необрезанное,
  и они не могут слушать;
вот, слово Господне у них в посмеянии;
  оно неприятно им.
11 
Поэтому я преисполнен яростью Господнею,
  не могу держать ее в себе;
изолью ее на детей на улице
  и на собрание юношей;
взяты будут муж с женою,
  пожилой с отжившим лета.
12 
И домы их перейдут к другим,
  равно поля и жены;
потому что Я простру руку Мою
  на обитателей сей земли,
              говорит Господь.
13 
Ибо от малого до большого,
  каждый из них предан корысти,
и от пророка до священника —
  все действуют лживо;
14 
врачуют раны народа Моего легкомысленно,
  говоря: "мир! мир!",
  а мира нет.
15 
Стыдятся ли они, делая мерзости?
  нет, нисколько не стыдятся
  и не краснеют.
За то падут между падшими,
  и во время посещения Моего будут повержены,
              говорит Господь.
16 
Так говорит Господь:
остановитесь на путях ваших и рассмотрите,
  и расспросите о путях древних,
где путь добрый, и идите по нему,
  и найдете покой душам вашим.
Но они сказали: "не пойдем".
17 
И поставил Я стражей над вами, сказав:
  "слушайте звука трубы".
Но они сказали: "не будем слушать".
18 
Итак слушайте, народы,
  и знай, собрание, что с ними будет.
19 
Слушай, земля: вот, Я приведу на народ сей пагубу,
  плод помыслов их;
ибо они слов Моих не слушали
  и закон Мой отвергли.
20 
Для чего Мне ладан, который идет из Савы,
  и благовонный тростник из дальней страны?
Всесожжения ваши неугодны,
  и жертвы ваши неприятны Мне.
21 
Посему так говорит Господь:
вот, Я полагаю пред народом сим преткновения,
  и преткнутся о них
отцы и дети вместе,
  сосед и друг его, и погибнут.
22 
Так говорит Господь:
вот, идет народ от страны северной,
  и народ великий поднимается от краев земли;
23 
держат в руках лук и копье;
  они жестоки и немилосерды,
  голос их шумит, как море,
и несутся на конях,
  выстроены, как один человек,
  чтобы сразиться с тобою, дочь Сиона.
24 
Мы услышали весть о них,
  и руки у нас опустились,
скорбь объяла нас,
  муки, как женщину в родах.
25 
Не выходите в поле
  и не ходите по дороге,
ибо меч неприятелей,
  ужас со всех сторон.
26 
Дочь народа моего! опояшь себя вретищем
  и посыпь себя пеплом;
сокрушайся, как бы о смерти единственного сына,
  горько плачь;
ибо внезапно придет на нас
  губитель.
27 
Башнею поставил Я тебя среди народа Моего, столпом,
  чтобы ты знал и следил путь их.
28 
Все они — упорные отступники,
  живут клеветою;
это медь и железо —
  все они развратители.
29 
Раздувальный мех обгорел,
  свинец истлел от огня:
плавильщик плавил напрасно,
  ибо злые не отделились;
30 
отверженным серебром назовут их,
  ибо Господь отверг их.
Свернуть
В пророчествах Иеремии отношения Бога с Иерусалимом представляются постоянной борьбой...  Читать далее

В пророчествах Иеремии отношения Бога с Иерусалимом представляются постоянной борьбой. Бог пытается докричаться до Своего народа, но люди затыкают уши и закрывают глаза. Он посылает им испытания и наказания, но они закрываются и не чувствуют боли. Он плавит их, как плавильщик плавит серебро, чтобы очистить его от примеси свинца, но из этого ничего не получается, и серебро приходится выкидывать вместе со шлаком. Эта борьбы проходит и через жизнь самого пророка — он от имени Бога грозит Иерусалиму осадой и разрушением, но его считают предателем и сажают за пораженческие настроения. Так реализуется Божья и человеческая свобода — стремление Бога спасти людей, найти путь к их сердцу, явить им Свою любовь, и свобода человека в любой момент отвернуться, закрыть лицо, не узнать и не услышать. Наверное, эта свобода — самый страшный из Божьих даров, но, раз он так важен, что Бог терпит его последствия, значит, возможно, это и есть путь того ответа, которого ждет от нас Бог — свободный выбор Его воли, свобода чистоты и любви...

Свернуть
 
На Иер 6:1-30
Бегите, дети Вениаминовы,
  из среды Иерусалима,
и в Фекое трубите трубою
  и дайте знать огнем в Бефкареме,
ибо от севера появляется беда
  и великая гибель.
Разорю Я дочь Сиона,
  красивую и изнеженную.
Пастухи со своими стадами придут к ней,
  раскинут палатки вокруг нее;
  каждый будет пасти свой участок.
Приготовляйте против нее войну;
  вставайте и пойдем в полдень.
Горе нам! день уже склоняется,
  распростираются вечерние тени.
Вставайте, пойдем и ночью,
  и разорим чертоги ее!
Ибо так говорит Господь Саваоф:
рубите дерева
  и делайте насыпь против Иерусалима:
этот город должен быть наказан;
  в нем всякое угнетение.
Как источник извергает из себя воду,
  так он источает из себя зло:
в нем слышно насилие и грабительство,
  пред лицем Моим всегда обиды и раны.
Вразумись, Иерусалим,
  чтобы душа Моя не удалилась от тебя,
чтоб Я не сделал тебя пустынею,
  землею необитаемою.
Так говорит Господь Саваоф:
до конца доберут
  остаток Израиля, как виноград;
работай рукою твоею, как обиратель винограда,
  наполняя корзины.
10 
К кому мне говорить и кого увещевать,
  чтобы слушали?
Вот, ухо у них необрезанное,
  и они не могут слушать;
вот, слово Господне у них в посмеянии;
  оно неприятно им.
11 
Поэтому я преисполнен яростью Господнею,
  не могу держать ее в себе;
изолью ее на детей на улице
  и на собрание юношей;
взяты будут муж с женою,
  пожилой с отжившим лета.
12 
И домы их перейдут к другим,
  равно поля и жены;
потому что Я простру руку Мою
  на обитателей сей земли,
              говорит Господь.
13 
Ибо от малого до большого,
  каждый из них предан корысти,
и от пророка до священника —
  все действуют лживо;
14 
врачуют раны народа Моего легкомысленно,
  говоря: "мир! мир!",
  а мира нет.
15 
Стыдятся ли они, делая мерзости?
  нет, нисколько не стыдятся
  и не краснеют.
За то падут между падшими,
  и во время посещения Моего будут повержены,
              говорит Господь.
16 
Так говорит Господь:
остановитесь на путях ваших и рассмотрите,
  и расспросите о путях древних,
где путь добрый, и идите по нему,
  и найдете покой душам вашим.
Но они сказали: "не пойдем".
17 
И поставил Я стражей над вами, сказав:
  "слушайте звука трубы".
Но они сказали: "не будем слушать".
18 
Итак слушайте, народы,
  и знай, собрание, что с ними будет.
19 
Слушай, земля: вот, Я приведу на народ сей пагубу,
  плод помыслов их;
ибо они слов Моих не слушали
  и закон Мой отвергли.
20 
Для чего Мне ладан, который идет из Савы,
  и благовонный тростник из дальней страны?
Всесожжения ваши неугодны,
  и жертвы ваши неприятны Мне.
21 
Посему так говорит Господь:
вот, Я полагаю пред народом сим преткновения,
  и преткнутся о них
отцы и дети вместе,
  сосед и друг его, и погибнут.
22 
Так говорит Господь:
вот, идет народ от страны северной,
  и народ великий поднимается от краев земли;
23 
держат в руках лук и копье;
  они жестоки и немилосерды,
  голос их шумит, как море,
и несутся на конях,
  выстроены, как один человек,
  чтобы сразиться с тобою, дочь Сиона.
24 
Мы услышали весть о них,
  и руки у нас опустились,
скорбь объяла нас,
  муки, как женщину в родах.
25 
Не выходите в поле
  и не ходите по дороге,
ибо меч неприятелей,
  ужас со всех сторон.
26 
Дочь народа моего! опояшь себя вретищем
  и посыпь себя пеплом;
сокрушайся, как бы о смерти единственного сына,
  горько плачь;
ибо внезапно придет на нас
  губитель.
27 
Башнею поставил Я тебя среди народа Моего, столпом,
  чтобы ты знал и следил путь их.
28 
Все они — упорные отступники,
  живут клеветою;
это медь и железо —
  все они развратители.
29 
Раздувальный мех обгорел,
  свинец истлел от огня:
плавильщик плавил напрасно,
  ибо злые не отделились;
30 
отверженным серебром назовут их,
  ибо Господь отверг их.
Свернуть
Вражеское нашествие должно стать возмездием за неверность. Совсем недавно Господь был со Своим народом, воевавшим с...  Читать далее

Вражеское нашествие должно стать возмездием за неверность. Совсем недавно Господь был со Своим народом, воевавшим с врагами, благодаря Ему народ одерживал победы. Но вот, теперь Он на стороне тех, кто идёт завоёвывать Иерусалим. Да только не Господь изменил народу, это народ отступил от Него. Трудно это укладывается в головах, привыкших к логике простых решений, но тем не менее это так: даже воюя против народа, Господь продолжает хранить его и заботиться о нём, старается способствовать исправлению путей народа.

А пока что среди этого народа слышны слова о мире, но мира нет ни на земле, ни в сердцах. Это тоже нам знакомо, слишком часто и в наше время слова о мире становятся лицемерным ритуалом, прикрывающим ненависть и постоянную готовность к вражде. И вот мы видим, что многие люди, отбросив утратившие доверие слова, не только не ищут подлинного мира, но и открыто сеют раздор. Отвращение к лицемерию, испытываемое такими людьми, понятно. Но лицемерие отменяется не злом, рождающим новое лицемерие, а подлинным воплощением добра. Если этого не происходит, то Господь не только отвергает лицемерные ритуалы, но и не препятствует обрушиться на народ тому самому злу, которое народ избрал для себя. Тому, кто отверг милосердие, придётся вкусить его противоположность.

Но снова и снова скорбящие сравниваются с роженицей, и это сравнение даёт надежду. Женщина во время родов страдает, но её муки не бессмысленны, через них появляется новая жизнь. И если народ через мучительное покаяние возродится заново, его страдания не будут бессмысленными.

Свернуть
 
На Иер 6:1-30
Бегите, дети Вениаминовы,
  из среды Иерусалима,
и в Фекое трубите трубою
  и дайте знать огнем в Бефкареме,
ибо от севера появляется беда
  и великая гибель.
Разорю Я дочь Сиона,
  красивую и изнеженную.
Пастухи со своими стадами придут к ней,
  раскинут палатки вокруг нее;
  каждый будет пасти свой участок.
Приготовляйте против нее войну;
  вставайте и пойдем в полдень.
Горе нам! день уже склоняется,
  распростираются вечерние тени.
Вставайте, пойдем и ночью,
  и разорим чертоги ее!
Ибо так говорит Господь Саваоф:
рубите дерева
  и делайте насыпь против Иерусалима:
этот город должен быть наказан;
  в нем всякое угнетение.
Как источник извергает из себя воду,
  так он источает из себя зло:
в нем слышно насилие и грабительство,
  пред лицем Моим всегда обиды и раны.
Вразумись, Иерусалим,
  чтобы душа Моя не удалилась от тебя,
чтоб Я не сделал тебя пустынею,
  землею необитаемою.
Так говорит Господь Саваоф:
до конца доберут
  остаток Израиля, как виноград;
работай рукою твоею, как обиратель винограда,
  наполняя корзины.
10 
К кому мне говорить и кого увещевать,
  чтобы слушали?
Вот, ухо у них необрезанное,
  и они не могут слушать;
вот, слово Господне у них в посмеянии;
  оно неприятно им.
11 
Поэтому я преисполнен яростью Господнею,
  не могу держать ее в себе;
изолью ее на детей на улице
  и на собрание юношей;
взяты будут муж с женою,
  пожилой с отжившим лета.
12 
И домы их перейдут к другим,
  равно поля и жены;
потому что Я простру руку Мою
  на обитателей сей земли,
              говорит Господь.
13 
Ибо от малого до большого,
  каждый из них предан корысти,
и от пророка до священника —
  все действуют лживо;
14 
врачуют раны народа Моего легкомысленно,
  говоря: "мир! мир!",
  а мира нет.
15 
Стыдятся ли они, делая мерзости?
  нет, нисколько не стыдятся
  и не краснеют.
За то падут между падшими,
  и во время посещения Моего будут повержены,
              говорит Господь.
16 
Так говорит Господь:
остановитесь на путях ваших и рассмотрите,
  и расспросите о путях древних,
где путь добрый, и идите по нему,
  и найдете покой душам вашим.
Но они сказали: "не пойдем".
17 
И поставил Я стражей над вами, сказав:
  "слушайте звука трубы".
Но они сказали: "не будем слушать".
18 
Итак слушайте, народы,
  и знай, собрание, что с ними будет.
19 
Слушай, земля: вот, Я приведу на народ сей пагубу,
  плод помыслов их;
ибо они слов Моих не слушали
  и закон Мой отвергли.
20 
Для чего Мне ладан, который идет из Савы,
  и благовонный тростник из дальней страны?
Всесожжения ваши неугодны,
  и жертвы ваши неприятны Мне.
21 
Посему так говорит Господь:
вот, Я полагаю пред народом сим преткновения,
  и преткнутся о них
отцы и дети вместе,
  сосед и друг его, и погибнут.
22 
Так говорит Господь:
вот, идет народ от страны северной,
  и народ великий поднимается от краев земли;
23 
держат в руках лук и копье;
  они жестоки и немилосерды,
  голос их шумит, как море,
и несутся на конях,
  выстроены, как один человек,
  чтобы сразиться с тобою, дочь Сиона.
24 
Мы услышали весть о них,
  и руки у нас опустились,
скорбь объяла нас,
  муки, как женщину в родах.
25 
Не выходите в поле
  и не ходите по дороге,
ибо меч неприятелей,
  ужас со всех сторон.
26 
Дочь народа моего! опояшь себя вретищем
  и посыпь себя пеплом;
сокрушайся, как бы о смерти единственного сына,
  горько плачь;
ибо внезапно придет на нас
  губитель.
27 
Башнею поставил Я тебя среди народа Моего, столпом,
  чтобы ты знал и следил путь их.
28 
Все они — упорные отступники,
  живут клеветою;
это медь и железо —
  все они развратители.
29 
Раздувальный мех обгорел,
  свинец истлел от огня:
плавильщик плавил напрасно,
  ибо злые не отделились;
30 
отверженным серебром назовут их,
  ибо Господь отверг их.
Свернуть
Все испытания, постигшие Израиль, все труды пророков оказались напрасны...  Читать далее

Все испытания, постигшие Израиль, все труды пророков оказались напрасны — «злые не отделились», Иерусалим остается средоточием беззаконий, за что его должна постигнуть беда. Нам важно помнить, что и наше сердце остается свободным, способным не откликнуться на Божий призыв к покаянию. А поэтому нам необходимо быть очень внимательными к себе, чтобы не относиться легкомысленно к вере в Сына Бога Живого и, подобно древним Израильтянам, не возвещать мир там, где его нет.

Свернуть
 
На Иер 6:1-30
Бегите, дети Вениаминовы,
  из среды Иерусалима,
и в Фекое трубите трубою
  и дайте знать огнем в Бефкареме,
ибо от севера появляется беда
  и великая гибель.
Разорю Я дочь Сиона,
  красивую и изнеженную.
Пастухи со своими стадами придут к ней,
  раскинут палатки вокруг нее;
  каждый будет пасти свой участок.
Приготовляйте против нее войну;
  вставайте и пойдем в полдень.
Горе нам! день уже склоняется,
  распростираются вечерние тени.
Вставайте, пойдем и ночью,
  и разорим чертоги ее!
Ибо так говорит Господь Саваоф:
рубите дерева
  и делайте насыпь против Иерусалима:
этот город должен быть наказан;
  в нем всякое угнетение.
Как источник извергает из себя воду,
  так он источает из себя зло:
в нем слышно насилие и грабительство,
  пред лицем Моим всегда обиды и раны.
Вразумись, Иерусалим,
  чтобы душа Моя не удалилась от тебя,
чтоб Я не сделал тебя пустынею,
  землею необитаемою.
Так говорит Господь Саваоф:
до конца доберут
  остаток Израиля, как виноград;
работай рукою твоею, как обиратель винограда,
  наполняя корзины.
10 
К кому мне говорить и кого увещевать,
  чтобы слушали?
Вот, ухо у них необрезанное,
  и они не могут слушать;
вот, слово Господне у них в посмеянии;
  оно неприятно им.
11 
Поэтому я преисполнен яростью Господнею,
  не могу держать ее в себе;
изолью ее на детей на улице
  и на собрание юношей;
взяты будут муж с женою,
  пожилой с отжившим лета.
12 
И домы их перейдут к другим,
  равно поля и жены;
потому что Я простру руку Мою
  на обитателей сей земли,
              говорит Господь.
13 
Ибо от малого до большого,
  каждый из них предан корысти,
и от пророка до священника —
  все действуют лживо;
14 
врачуют раны народа Моего легкомысленно,
  говоря: "мир! мир!",
  а мира нет.
15 
Стыдятся ли они, делая мерзости?
  нет, нисколько не стыдятся
  и не краснеют.
За то падут между падшими,
  и во время посещения Моего будут повержены,
              говорит Господь.
16 
Так говорит Господь:
остановитесь на путях ваших и рассмотрите,
  и расспросите о путях древних,
где путь добрый, и идите по нему,
  и найдете покой душам вашим.
Но они сказали: "не пойдем".
17 
И поставил Я стражей над вами, сказав:
  "слушайте звука трубы".
Но они сказали: "не будем слушать".
18 
Итак слушайте, народы,
  и знай, собрание, что с ними будет.
19 
Слушай, земля: вот, Я приведу на народ сей пагубу,
  плод помыслов их;
ибо они слов Моих не слушали
  и закон Мой отвергли.
20 
Для чего Мне ладан, который идет из Савы,
  и благовонный тростник из дальней страны?
Всесожжения ваши неугодны,
  и жертвы ваши неприятны Мне.
21 
Посему так говорит Господь:
вот, Я полагаю пред народом сим преткновения,
  и преткнутся о них
отцы и дети вместе,
  сосед и друг его, и погибнут.
22 
Так говорит Господь:
вот, идет народ от страны северной,
  и народ великий поднимается от краев земли;
23 
держат в руках лук и копье;
  они жестоки и немилосерды,
  голос их шумит, как море,
и несутся на конях,
  выстроены, как один человек,
  чтобы сразиться с тобою, дочь Сиона.
24 
Мы услышали весть о них,
  и руки у нас опустились,
скорбь объяла нас,
  муки, как женщину в родах.
25 
Не выходите в поле
  и не ходите по дороге,
ибо меч неприятелей,
  ужас со всех сторон.
26 
Дочь народа моего! опояшь себя вретищем
  и посыпь себя пеплом;
сокрушайся, как бы о смерти единственного сына,
  горько плачь;
ибо внезапно придет на нас
  губитель.
27 
Башнею поставил Я тебя среди народа Моего, столпом,
  чтобы ты знал и следил путь их.
28 
Все они — упорные отступники,
  живут клеветою;
это медь и железо —
  все они развратители.
29 
Раздувальный мех обгорел,
  свинец истлел от огня:
плавильщик плавил напрасно,
  ибо злые не отделились;
30 
отверженным серебром назовут их,
  ибо Господь отверг их.
Свернуть
Сегодняшнее чтение проливает некоторый свет на то, что такое гнев Божий. Надо заметить, что о гневе Божием...  Читать далее

Сегодняшнее чтение проливает некоторый свет на то, что такое гнев Божий. Надо заметить, что о гневе Божием многие говорят как о чём-то совершенно невозможном для Бога любви, о Котором рассказывает Библия. На первый взгляд, такая позиция выглядит безупречной: ведь гнев и любовь действительно несовместимы. Но при этом важно иметь в виду, что Библия говорит о любви не как о чувстве, а как об отношении, притом отношении взаимном. Любовь же без взаимности, даже если речь идёт об отношениях между людьми, как известно, нередко превращается в свою противоположность.

Конечно, Бог не человек, и желать зла ни отдельному человеку, ни целому народу Он не станет. Но что будет, если те, к кому Бог обращается, упорно не хотят Его слышать? Ведь в сегодняшнем отрывке описана именно такая ситуация (ст. 10), и ярость, переполняющая Бога, оказывается её следствием (ст. 11). На первый взгляд может показаться, что катастрофа, уже нависшая над народом и страной (ст. 18–23), является её результатом. Но ведь все катастрофы, происходящие в мире, связаны прежде всего с тем, что Бог устраняется, предоставляя событиям развиваться своим чередом и оставляя отдельных людей или даже целые народы один на один с последствиями их собственных грехов.

Именно в таком смысле говорят пророки о наказании Божием: оно неизбежно, если отношения с Богом разорваны, и, с другой стороны, оно же нередко оказывается единственной возможностью для человека (а иногда и для целого народа) духовно опомниться и снова обратиться к Богу. Но тогда встаёт вопрос: можно ли считать такое наказание следствием Божия гнева? Конечно, в принципе нетрудно представить себе оставление человека в одиночестве как своего рода наказание, особенно, если человека оставляет в одиночестве Сам Бог.

Но в сегодняшнем отрывке говорится о проявлении гнева Божия именно через катастрофу, которая постигает Израиль. Здесь речь идёт уже не просто о разрыве отношений или о том, что Бог отвернулся. Катастрофа видится пророку как проявление силы Божией. И, возможно, именно здесь кроется ответ на вопрос о том, что же такое гнев Божий. Быть может, это и есть проявление силы Божией, не сопровождаемое проявлением Его любви. Ведь сила представляет собой нечто вполне объективное и от отношений не зависящее, так что сила Божия себя проявит в любом случае. А вот с любовью не так, здесь от отношений как раз зависит всё, и, если отношений с Богом нет, Его любви можно и не заметить, просто не обратив на неё внимания. Но силы Его не заметить нельзя, она действует в мире всегда, и скрыться от её воздействия невозможно. Можно лишь выбрать, станет ли встреча с этой силой также и встречей с любовью Божией. А здесь выбор зависит уже только от самого человека.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).