1 Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы. 2 И Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды. |
3 И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим. 4 Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды? |
5 Итак Я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим: отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем. 6 И оставлю его в запустении; не будут ни обрезывать, ни вскапывать его — и зарастет он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя. |
7 Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды — любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот — кровопролитие; ждал правды, и вот — вопль. |
8 Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле. 9 В уши мои сказал Господь Саваоф: многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые — без жителей; 10 десять участков в винограднике дадут один бат, и хомер посеянного зерна едва принесет ефу. |
11 Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином. 12 И цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют. |
13 За то народ мой пойдет в плен непредвиденно, и вельможи его будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою. 14 За то преисподняя расширилась, и без меры раскрыла пасть свою: и сойдет туда слава их и богатство их, и шум их и всё, что веселит их. 15 И преклонится человек, и смирится муж, и глаза гордых поникнут; 16 а Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог Святый явит святость Свою в правде. 17 И будут пастись овцы по своей воле, и чужие будут питаться оставленными жирными пажитями богатых. |
18 Горе тем, которые влекут на себя беззаконие вервями суетности, и грех — как бы ремнями колесничными; 19 которые говорят: "пусть Он поспешит и ускорит дело Свое, чтобы мы видели, и пусть приблизится и придет в исполнение совет Святаго Израилева, чтобы мы узнали!" |
20 Горе тем, которые зло называют добром, и добро — злом, тьму почитают светом, и свет — тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое — горьким! |
21 Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою! |
22 Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток, 23 которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного! |
24 За то, как огонь съедает солому, и пламя истребляет сено, так истлеет корень их, и цвет их разнесется, как прах; потому что они отвергли закон Господа Саваофа и презрели слово Святаго Израилева. 25 За то возгорится гнев Господа на народ Его, и прострет Он руку Свою на него и поразит его, так что содрогнутся горы, и трупы их будут как помет на улицах. И при всем этом гнев Его не отвратится, и рука Его еще будет простерта. |
26 И поднимет знамя народам дальним, и даст знак живущему на краю земли — и вот, он легко и скоро придет. 27 Не будет у него ни усталого, ни изнемогающего; ни один не задремлет и не заснет, и не снимется пояс с чресл его, и не разорвется ремень у обуви его. 28 Стрелы его заострены, и все луки его натянуты; копыта коней его подобны кремню, и колеса его — как вихрь. 29 Рев его — как рев львицы; он рыкает подобно скимнам, и заревет, и схватит добычу и унесет, и никто не отнимет. 30 И заревет на него в тот день как бы рев разъяренного моря; и взглянет он на землю, и вот тьма, горе, и свет померк в облаках. |
Слова о садовнике, переставшем ухаживать за виноградником после того, как тот произрастил дикие ягоды, могут показаться странными, ведь обычно садовник усиливает уход за слабыми растениями, чтобы те принесли хороший урожай. Но в этой притче Господь приоткрывает перед нами тайну человеческой свободы, с которой Он не просто считается, но и относится к ней уважительно. Хотите приносить дикие плоды и отстраниться от воли Виноградаря — ваше право, но тогда и пеняйте сами на себя и сами расхлёбывайте то, что заварили.
Должно быть, кому-то такие рассуждения покажутся недопустимо жестокими. Но именно такой подход, при всей его строгости, свидетельствует о серьёзном отношении к людям, способным быть взрослыми и ответственными. Вас же много раз предупреждали, неужели вы не думали, что всё это на самом деле серьёзно? А раз так, то не удивляйтесь, что за всё вами совершённое приходится терпеть бедствия.
Всё это так. Но Его логика всё равно превосходит человеческую. Относясь к нам как к взрослым, Он в то же самое время продолжает относиться к нам и как к Своим неразумным, но любимым детям. Дав возможность испытать последствия наших собственных дел, Он по-прежнему рядом с нами и не оставляет нас Своей любовью.
1 Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы. 2 И Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды. |
3 И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим. 4 Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды? |
5 Итак Я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим: отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем. 6 И оставлю его в запустении; не будут ни обрезывать, ни вскапывать его — и зарастет он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя. |
7 Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды — любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот — кровопролитие; ждал правды, и вот — вопль. |
8 Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле. 9 В уши мои сказал Господь Саваоф: многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые — без жителей; 10 десять участков в винограднике дадут один бат, и хомер посеянного зерна едва принесет ефу. |
11 Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином. 12 И цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют. |
13 За то народ мой пойдет в плен непредвиденно, и вельможи его будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою. 14 За то преисподняя расширилась, и без меры раскрыла пасть свою: и сойдет туда слава их и богатство их, и шум их и всё, что веселит их. 15 И преклонится человек, и смирится муж, и глаза гордых поникнут; 16 а Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог Святый явит святость Свою в правде. 17 И будут пастись овцы по своей воле, и чужие будут питаться оставленными жирными пажитями богатых. |
18 Горе тем, которые влекут на себя беззаконие вервями суетности, и грех — как бы ремнями колесничными; 19 которые говорят: "пусть Он поспешит и ускорит дело Свое, чтобы мы видели, и пусть приблизится и придет в исполнение совет Святаго Израилева, чтобы мы узнали!" |
20 Горе тем, которые зло называют добром, и добро — злом, тьму почитают светом, и свет — тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое — горьким! |
21 Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою! |
22 Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток, 23 которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного! |
24 За то, как огонь съедает солому, и пламя истребляет сено, так истлеет корень их, и цвет их разнесется, как прах; потому что они отвергли закон Господа Саваофа и презрели слово Святаго Израилева. 25 За то возгорится гнев Господа на народ Его, и прострет Он руку Свою на него и поразит его, так что содрогнутся горы, и трупы их будут как помет на улицах. И при всем этом гнев Его не отвратится, и рука Его еще будет простерта. |
26 И поднимет знамя народам дальним, и даст знак живущему на краю земли — и вот, он легко и скоро придет. 27 Не будет у него ни усталого, ни изнемогающего; ни один не задремлет и не заснет, и не снимется пояс с чресл его, и не разорвется ремень у обуви его. 28 Стрелы его заострены, и все луки его натянуты; копыта коней его подобны кремню, и колеса его — как вихрь. 29 Рев его — как рев львицы; он рыкает подобно скимнам, и заревет, и схватит добычу и унесет, и никто не отнимет. 30 И заревет на него в тот день как бы рев разъяренного моря; и взглянет он на землю, и вот тьма, горе, и свет померк в облаках. |
Дар пророчества не обязательно сопровождается даром поэтическим, но когда это происходит, результат оказывается потрясающим. Вот и в этой главе мы видим, как Божии истины, открывающиеся Исаие, выливаются в два замечательных с литературной точки зрения произведения: притчу о винограднике и обличение с шестикратным повторением рефрена «горе тем». Не случайно Сын Божий, вообще много цитирующий пророка Исаию, взял эти два отрывка за основу двух своих проповедей.
7 Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды — любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот — кровопролитие; ждал правды, и вот — вопль. |
8 Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле. 9 В уши мои сказал Господь Саваоф: многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые — без жителей; 10 десять участков в винограднике дадут один бат, и хомер посеянного зерна едва принесет ефу. |
11 Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином. 12 И цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют. |
13 За то народ мой пойдет в плен непредвиденно, и вельможи его будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою. 14 За то преисподняя расширилась, и без меры раскрыла пасть свою: и сойдет туда слава их и богатство их, и шум их и всё, что веселит их. 15 И преклонится человек, и смирится муж, и глаза гордых поникнут; 16 а Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог Святый явит святость Свою в правде. |
Слова Господа, которые мы читаем сегодня в пророчестве Исайи, могут быть напрямую обращены почти к каждому из нас. Независимо от обилия имущества, мы во многом живем так, «как будто вы одни поселены на этой земле». Это проявляется не только в том, что мы не оставляем жизненного пространства для других людей, забирая себе все, что только можно. Всякое наше неуважение к другим, унижение окружающих, являются, судя по сегодняшнему слову пророка, тяжким грехом. Важно понимать, что «как будто вы одни поселены на этой земле» относится не только к какому-нибудь большому начальнику, для которого перекрывают движение на пол-Москвы, как будто ему одному надо куда-то ехать. Не в меньшей степени это относится и к нам, когда мы толкаемся в метро, стараясь пропихнуть свои телеса и усесться поудобнее. Совсем страшно, что точно так же мы ведем себя и в доме Божьем.
Господь говорит, что добытое в неуважении к нуждам других людей не идет нам на пользу. Все, построенное на таком неуважении, разрушится. Напротив, примером для нас может быть Сам Господь, Который заботится о благе и спасении всех нас, даже несмотря на то, что мы так пренебрегаем Его милостью и предаем ее.
7 Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды — любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот — кровопролитие; ждал правды, и вот — вопль. |
Заключительные слова знаменитой притчи пророка Исайи о винограднике Господь повторит незадолго до Страстей. Для нас важно, в первую очередь, услышать прямой смысл этой притчи. Ведь то, что относится к ветхозаветному Израилю, не менее актуально для нового Израиля — Церкви, христианского народа. Более того, весь мир в самом начале Библии предстает перед нами как сад Божий. Поэтому притча о винограднике, как и рассказ о падении Адама, является обобщением, относящимся ко всему человеческому роду.
Господь говорит о том, что Его народ — виноградник, насажденный Им для того, чтобы он приносил плод. Не как музей неземной красоты, не как пьедестал почета, не как постоялый двор для усталых путников — как сад, который должен приносить плод. Пророк Исайя говорит о духовном плоде, который все мы можем приносить в реальной, практической жизни. Речь не идет о мистических озарениях или подвигах в культовой области. Главное, чего ждет от нас Господь — правосудия, правды по отношению к ближним. Апостол Павел в Послании к Галатам предлагает более широкое объяснение того, что такое плод, ожидаемый Богом: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». В этом правда, которой ждет от нас Господь. И если мы не будем приносить этого плода, то этот наш выбор приведет к тому, о чем Христос сказал иудеям: «се, оставляется вам дом ваш пуст».
Но пророк, как и Господь, говорят не для того, чтобы предсказать нам беды. Бог всегда хочет нашего покаяния и обращения. Поэтому и важно для нас не бояться услышать это обличение и уповать на Божие обетование о том, что врата ада не одолеют Церковь.
16 а Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог Святый явит святость Свою в правде. 17 И будут пастись овцы по своей воле, и чужие будут питаться оставленными жирными пажитями богатых. |
18 Горе тем, которые влекут на себя беззаконие вервями суетности, и грех — как бы ремнями колесничными; 19 которые говорят: "пусть Он поспешит и ускорит дело Свое, чтобы мы видели, и пусть приблизится и придет в исполнение совет Святаго Израилева, чтобы мы узнали!" |
20 Горе тем, которые зло называют добром, и добро — злом, тьму почитают светом, и свет — тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое — горьким! |
21 Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою! |
22 Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток, 23 которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного! |
24 За то, как огонь съедает солому, и пламя истребляет сено, так истлеет корень их, и цвет их разнесется, как прах; потому что они отвергли закон Господа Саваофа и презрели слово Святаго Израилева. 25 За то возгорится гнев Господа на народ Его, и прострет Он руку Свою на него и поразит его, так что содрогнутся горы, и трупы их будут как помет на улицах. И при всем этом гнев Его не отвратится, и рука Его еще будет простерта. |
«Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!» Очень сложно воспринять эти слова, потому что чувствовать себя не мудрым и не разумным неприятно, а порой просто катастрофично. В Москве есть одна очень хорошая физико-математическая школа, в которую собирают самых талантливых детей. Эта школа дала удивительное соцветие разнообразных деятелей науки и образования, среди ее выпускников масса профессоров и не только физики и математики. Но вот однажды мальчик, учившийся в этой школе, покончил с собой и оставил записку, в которой было написано: «Я не хочу быть дураком». А одна девочка, которая тоже училась в этой школе, вынуждена была потом много лет лечить свои депрессии. И эти двое были, увы, совсем не единственными подобным образом травмированными, травмированными даже до смерти. Разве это хорошо? Так зачем же Библия призывает нас к чему-то такому, чувствовать себя не мудрыми, не разумными, то есть попросту дураками, если это так страшно?! Но на самом деле, как раз наоборот, именно от этой страшной черноты Господь и предостерегает нас этими словами. Ведь в чем было падение первочеловека? Он захотел быть как Бог («и вы будете, как боги» Быт 3:5), а Бог в первую очередь мудр. Но далее: «...вы будете, как боги, знающие добро и зло». А сегодня пророк говорит еще: «Горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом». То есть горе тем, кто, зная добро, его называет злом. Здесь уже не в том беда, что знаем, а в том, что, зная, делаем вид, что не знаем, такое вот своего рода второе грехопадение «в обратную сторону». Так зачем же нам в ту или в обратную сторону отпадать от Бога? Если как-то очень глубоко внутренне понять, что Бог во много раз мудрее самого мудрого из нас, человеков, если всегда помнить это, держать в уме эту высоту недостижимую и непререкаемую, то вся наша разница друг между другом нивелируется. Она станет мало заметной, как мало заметна разница между домами, даже небоскребами, и лачугами, когда смотришь на них из иллюминатора самолета. Просто сам вопрос потеряет смысл. Когда думаешь о собственном ничтожестве, о собственной глупости, греховности, никчемности, то неизбежно приходишь к мысли: «Так зачем я живу?» И только одно спасет нас: Бог такой мудрый, мудрее всякого самого мудрого человека, любит меня, хочет, чтобы я жил, «восхотел мне быти». И тогда вопрос: «Тварь я дрожащая или право имею?» - просто перестает быть. Он любит меня, Он привел меня сюда и благословил на жизнь, ибо «с каждым Бог говорит прежде, чем сотворит…» (Р.М. Рильке)
16 а Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог Святый явит святость Свою в правде. 17 И будут пастись овцы по своей воле, и чужие будут питаться оставленными жирными пажитями богатых. |
18 Горе тем, которые влекут на себя беззаконие вервями суетности, и грех — как бы ремнями колесничными; 19 которые говорят: "пусть Он поспешит и ускорит дело Свое, чтобы мы видели, и пусть приблизится и придет в исполнение совет Святаго Израилева, чтобы мы узнали!" |
20 Горе тем, которые зло называют добром, и добро — злом, тьму почитают светом, и свет — тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое — горьким! |
21 Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою! |
22 Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток, 23 которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного! |
24 За то, как огонь съедает солому, и пламя истребляет сено, так истлеет корень их, и цвет их разнесется, как прах; потому что они отвергли закон Господа Саваофа и презрели слово Святаго Израилева. 25 За то возгорится гнев Господа на народ Его, и прострет Он руку Свою на него и поразит его, так что содрогнутся горы, и трупы их будут как помет на улицах. И при всем этом гнев Его не отвратится, и рука Его еще будет простерта. |
В сегодняшнем отрывке из пророка Исайи Господь говорит о вещах, которые 20 веку по Р.Х. были свойственны едва ли не больше, чем 8 веку до Р.Х., когда Исайя записывал слова Господни. «Пусть Он поспешит и ускорит дело Свое, чтобы мы увидели», говорили тогда иудеи. «Космонавты летали в космос и никакого Бога там не видели», говорили мы в прошлом веке. «Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою», говорит на это Господь. Гибель и разрушение ожидают человечество, отвергающее слово Господа.
Важно услышать эти слова в их собственном смысле. Это не угроза, какой мы грозим расшалившимся детям. Это констатация суровой правды: грех есть порок, несовместимый с жизнью. Господь говорит нам о плодах нашего собственного нравственного выбора, которых мы сами не хотим видеть.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||