34 Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям — взять свои плоды; 35 виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. |
Мы привыкли относить сказанное в притче о винограднике к обличаемым религиозным вождям израильского народа. Но всё, о чём говорится в Евангелии, относится не только к событиям отдалённых от нас мест и времён, но и к поступкам всех нас, кто в любом веке предстаёт перед Господом.
Те, кто вошёл в виноградник, первоначально были призваны туда на служение, но со временем захотели сами владеть плодами. Заметим, что Хозяин виноградника вовсе не собирается оставлять работников без награды, Он охотно делится с ними Своими плодами. Но людям хочется всего, даже если всё невозможно усвоить. Что ж, не съедим, так надкусаем. Но там, где нужны одни лишь плоды, Хозяин виноградника становится лишним, и возникает желание стать хозяином самому.
Такое самозванство может длиться долго, но Тот, Кто не бывает поругаем, рано или поздно разрушит наваждение. Вот только не все это поймут, и потому снова и снова будут пытаться настоять на своём.
Значит, снова и снова надо усваивать сказанное Спасителем.
33 Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. 34 Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям — взять свои плоды; 35 виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. 36 Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. 37 Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: "постыдятся сына моего". 38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: "это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его". 39 И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. 40 Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? 41 Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. |
42 Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: "камень, который отвергли строители, 43 Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; 44 и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.тот самый сделался главою угла; это от Господа, и есть дивно в очах наших"? |
45 И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, 46 и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка. |
Прямой смысл притчи достаточно ясен. Израиль — виноградник Господа (см. Ис. 5), а его вожди — злые виноградари. Они очень быстро понимают о ком Иисус говорит эту притчу, что только убеждает их в решимости погубить Его. Но Евангелие обращено не только к первосвященникам древнего Израиля. В применении к нам она может иметь не менее страшный смысл. Каких плодов ждет от нас Господь? Плод Духа, который ожидается от Христовых учеников — любовь, радость, мир и т.д. (Гал. 5:22). Кого Он посылает за этими плодами? Не только пророков и праведников. Он посылает нас самих за плодами друг друга. Тот человек, который оказался в данный момент для меня ближним — посланник Хозяина виноградника, пришедший проверить, готовы ли мы проявить те самые любовь и мир по отношению к нему. Каждый такой посланник является «полномочным представителем» Иисуса, ведь то, что мы сделали ближнему — то мы сделали Христу (Мф. 25:31-46).
33 Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. 34 Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям — взять свои плоды; 35 виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. 36 Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. 37 Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: "постыдятся сына моего". 38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: "это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его". 39 И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. 40 Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? 41 Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. |
42 Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: "камень, который отвергли строители, 43 Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; 44 и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.тот самый сделался главою угла; это от Господа, и есть дивно в очах наших"? |
45 И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, 46 и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка. |
Сегодняшнее чтение вновь предлагает нам рассказанную Иисусом притчу о винограднике. Притча эта, как и все притчи такого рода, является мессианской, а виноградник здесь, как и в Библии вообще, становится символом мессианского Царства. Для понимания притчи важно иметь в виду, что фарисейское движение было движением мессианским, участники его считали себя тем самым остатком, о котором говорили пророки. Конечно, пророки говорили об остатке, имея в виду малую часть народа, которая, пройдя через испытания (а таким испытанием стал для еврейского народа Вавилонский плен), сохранит веру и встретит обещанного Богом Мессию. Но уже после плена и после возвращения народа на землю отцов в Синагоге сформировалось братское движение, участники которого остатком стали считать именно себя. Их и называли «фарисеями», т.е. «отделившимися», «сектантами». Возможно, вначале это было несколько презрительное прозвище, но в евангельские времена члены братства именовали себя «фарисеями» уже охотно и даже с некоторым вызовом. Они считали себя духовными наследниками пророков и хранителями традиций пророческого мессианизма.
Иисус ставит их в один ряд с теми, кто в древние времена гнал и убивал пророков (ст. 34–36). С Его точки зрения, они фактически оказались наследниками не пророков, а их гонителей. И довершили то, что начали их предтечи (ст. 37–39). И тут произошло то, что, собственно, и делает крест Христов неизбежным. Слушатели прекрасно поняли Иисуса. И решили Его убить (ст. 45–46). Ещё совсем недавно речь могла идти о богословской дискуссии (ст. 23–27); теперь дискуссия грозила обернуться кровью. И неудивительно: ведь нежелание отвечать на вопрос Иисуса (ст. 25–27) было не случайным, тут был выбор: признать очевидное и отказаться от собственных воззрений и концепций или не отказываться ни от чего, закрыв глаза на волю Божью. Собеседники Иисуса фактически выбирают второе. И если бы в этой ситуации Иисус, даже обличив Своих слушателей, не стал бы ни на чём настаивать, возможно, всё и обошлось бы, появилась бы возможность сосуществования разных точек зрения, которых в Синагоге евангельских времён было и без того множество.
Но Иисус прямо говорит, что речь идёт не о мнениях, а о Царстве и компромисса тут быть не может (ст. 43–44). И его слушатели понимают, что дело идёт уже не о богословском диспуте, а о выживании: ведь если этот странный Учитель прав, им придётся уйти, уступив место другим. А Он просто так не уступит, Он ставит вопрос ребром и будет стоять на своём до конца. И тогда у тех, кто не хочет уходить и не хочет принимать, остаётся лишь одна возможность. Ведь, если этот Человек действительно умрёт, то и проблема разрешится сама собой: тогда станет ясно, что Он никакой не Мессия и не пророк; следовательно, не принимавшие Его были правы и могут спать спокойно. Так неприятие Христа делает неизбежным Его крест.
33 Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. 34 Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям — взять свои плоды; 35 виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. 36 Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. 37 Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: "постыдятся сына моего". 38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: "это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его". 39 И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. 40 Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? 41 Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. |
42 Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: "камень, который отвергли строители, 43 Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; 44 и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.тот самый сделался главою угла; это от Господа, и есть дивно в очах наших"? |
45 И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, 46 и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка. |
Притча о злых виноградарях, кроме грусти из-за несправедливости и жестокости работников виноградника, приносит еще и луч света и надежды на Господа. Казалось бы, ну как вообще эти виноградари могут думать, что после поколачивания слуг и убийства сына-наследника, наследство достанется им? Здесь становится понятно, что со стороны гораздо лучше видно, как глупо и кощунственно человек, бывает, строит свои планы. Насколько не подходит ему то, на что он «разевает рот». И какая участь его ждет? Реакция современного слушателя на подобный рассказ мало отличается от содержимого 41 стиха. Но за всем этим мы видим свет: Господь уже здесь и сейчас говорит о Своем Воскресении народу. Да, это язык притч, но именно такое повествование Он выбирает. Несмотря на слепоту строителей, отвергнутый камень становится самым главным - краеугольным (а именно от угла начинается строение всего здания и от него зависит, каким это здание будет - надежным или хлипким). И воля Господа исполняется, принося радость и ликование Его народу. Мессия, Сын, Наследник воскресает и начинает строить Свою Церковь.
33 Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. 34 Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям — взять свои плоды; 35 виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. 36 Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. 37 Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: "постыдятся сына моего". 38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: "это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его". 39 И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. 40 Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? 41 Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. |
42 Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: "камень, который отвергли строители, 43 Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; 44 и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.тот самый сделался главою угла; это от Господа, и есть дивно в очах наших"? |
45 И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, 46 и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка. |
Иисус придает старым словам новые смыслы. Он ведь рассказывает Своим противникам древнюю притчу из пророка Исаии (гл. 5) о том, как его (Исаии) друг посадил добротный виноградник, а в нем выросли колючки и дикие ягоды. Но основной смысл этой притчи радикально меняется. Там Господь не дождался плодов из Своего виноградника, потому что Его люди не исполняли элементарные нравственных требований закона — притесняли, убивали, обманывали друг друга, и в этом проявлялось их неверие и «незнание Бога». Притча же Иисуса, наоборот, обращена к праведным, благочестивым людям, уверенным, что они-то как раз знают Бога и приносят Ему лучшие плоды. Здесь «бесплодие» виноградника обусловлено тем, что его «виноградари» не умеют верить — отвергают пророков и самого Христа. Именно Сам Иисус занимает здесь место нравственных требований Исаии — Он Тот, в Ком народ Божьего Царства должен приносить плод, Он Тот, ради Кого посажены все виноградники земли.
33 Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. 34 Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям — взять свои плоды; 35 виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. 36 Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. 37 Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: "постыдятся сына моего". 38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: "это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его". 39 И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. 40 Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? 41 Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. |
42 Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: "камень, который отвергли строители, 43 Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его;тот самый сделался главою угла; это от Господа, и есть дивно в очах наших"? |
Иисус описывает какую-то страшную цепь насилия и убийств. И первосвященники и праведники-фарисеи мгновенно узнают в убийцах себя. Увы, это говорит о том, что они были, возможно, более честными, чем мы. Ведь ситуация, которую описал Иисус, никуда не делась. Это то, что происходило и происходит, это постоянное искушение каждого верующего: решить, что всё, что дал Господь, — МОЁ. Мы забываем, что нас поставили беречь и умножать дары Божии во славу Его, и начинаем пользоваться ими по своему разумению. И виноградник Божий — Церковь — мы тоже считаем своей собственностью. Как мы не любим тех, кто не знает, как себя вести, кто задаёт глупые вопросы и мешает нам получать удовольствие от пребывания в храме. Как мы не любим тех, кто высказывает точку зрения, отличную от нашей. Ведь мы-то знаем истину, ведь Господь нам всё открыл, теперь у нас есть полная информация и мы самодостаточны... И вот тут-то и оказывается, что Бог уже не нужен. Мы сами знаем всё. Мы читали Библию, мы знаем, как нам обустроить Церковь. Он дал нам всё, что надо, — предоставил Свой виноградник. Теперь мы разберёмся с этим виноградником сами. И в нашей уверенности в собственной правоте мы, сами того не заметив, можем начать выгонять тех, кого Он послал в Свой виноградник. И окажется, что в этом винограднике нет места господину, Господу... Но сегодняшнее чтение подсказывает нам, что можно сделать. Господь даёт нам Свой виноградник, чтобы мы приносили Ему плоды. И наша единственная возможность разорвать эту страшную цепь отвержения Бога — быть открытыми Ему и каждому человеку, которого Он посылает нам навстречу.
33 Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. 34 Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям — взять свои плоды; 35 виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. 36 Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. 37 Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: "постыдятся сына моего". 38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: "это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его". 39 И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. 40 Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? 41 Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. |
42 Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: "камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла; это от Господа, и есть дивно в очах наших"? |
Мы так многое привыкли считать своим. Вплоть до самой жизни. И очень редко задумываемся о том, что на самом деле все это Кем-то нам дано и в любой момент мы можем это утратить. Что этот виноградник жизни принадлежит не нам и есть Тот, Кто в свое время вправе спросить с нас плоды наших трудов. Притча, которую сегодня напоминает нам Церковь, самая горькая правда о роде человеческом, правда о том, как Господь посылает к нам своих посланников, а мы их убиваем. Об этом вся история мучеников и праведников, за веру убиенных.
Не торопитесь говорить, что вы лично никого не убивали. Ведь посланники Господа не всегда предстают в человеческом обличии. Господь посылает нам знаки, книги, пути – и как часто мы этим пренебрегаем! И тем самым превращаемся в людей, забывших свое отечество, забывших о своем самом первом и непосредственном долге, долге Тому, Кому мы обязаны жизнью и всем, что в ней есть.
33 Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. 34 Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям — взять свои плоды; 35 виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. 36 Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. 37 Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: "постыдятся сына моего". 38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: "это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его". 39 И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. 40 Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? 41 Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. |
42 Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: "камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла; это от Господа, и есть дивно в очах наших"? |
В сегодняшнем евангельском чтении Спаситель использует прием, которым пророк Нафан некогда призвал к покаянию царя Давида. Нафан рассказал царю притчу о человеке, чьи поступки вызвали возмущение Давида, а затем сказал: «Ты — этот человек», — и царь в слезах покаялся. Господь также рассказывает первосвященникам и фарисеям притчу о них самих. Его слушатели, как некогда Давид, возмущаются преступлением, описанным в притче, и говорят Христу: «злодеев сих господин виноградника предаст злой смерти». Удивительно, неужели никто не вспомнил в этот момент начало книги Исайи, где почти такая же притча говорит об Израиле как о винограднике Божием? Быть может, кто-то и содрогнулся в страхе и горечи, но первосвященники и фарисеи никак не хотели сделать такие очевидные выводы. Ожесточение сердца, которое охватило их, оказалось непосредственным результатом столкновения их неготовности к покаянию и правды, произнесенной устами Творца.
33 Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. 34 Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям — взять свои плоды; 35 виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. 36 Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. 37 Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: "постыдятся сына моего". 38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: "это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его". 39 И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. 40 Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? 41 Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. |
42 Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: "камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла; это от Господа, и есть дивно в очах наших"? |
Только ли об убиении пророков и Самого Сына Божия эта притча? Нет ли здесь прямого укора нашей совести? Да, конечно, потому что все, что написано в Евангелии, обращено лично ко мне. Так в чем же моя вина? Вспомните какой-нибудь случай вашего причащения Святых Христовых тайн, который был особенно благодатным. Вспомните, как ваше сердце ширилось, чтобы принять Бога и каждого, каждого человека и родных и любимых и тех, кто обидел и даже нищих на паперти. Как хотелось вам каждого поцеловать и сказать теплое ласковое слово. Как вы возвращались из Церкви и смотрели на мир другими глазами, будто вы влюбились и узнали, что ваше чувство взаимно. Было ли такое? В такие моменты нам кажется, ах, какой я стал добрый, как я всех люблю… Но на самом деле, это просто Господь послал Сына Своего Господа нашего Иисуса Христа вам в сердце через причастие Святых Христовых тайн. И что же дальше? Проходит день, другой, наваливаются заботы проблемы и прочее и вот мы потихоньку стали раздражаться и те же люди, которых мы так любили уже говорят какие-то глупости несносные, вот уже и в нищих как-то особенно неприятно становится нахальство, и приходят мысли, в конце концов, почему он или она не работают?! И так далее, далее, далее. Вот мы и убили в себе Сына Божия.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||