Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Иер 30:1-24

Поделиться
1 Слово, которое было к Иеремии от Господа: 2 так говорит Господь, Бог Израилев: напиши себе все слова, которые Я говорил тебе, в книгу. 3 Ибо вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я возвращу из плена народ Мой, Израиля и Иуду, говорит Господь; и приведу их опять в ту землю, которую дал отцам их, и они будут владеть ею.
4 И вот те слова, которые сказал Господь об Израиле и Иуде. 
5 Так сказал Господь:
голос смятения и ужаса слышим мы,
  а не мира.
 
6 Спросите и рассудите:
  рождает ли мужчина?
Почему же Я вижу у каждого мужчины
  руки на чреслах его, как у женщины в родах,
  и лица у всех бледные?
 
7 О, горе! велик тот день,
  не было подобного ему;
это — бедственное время для Иакова,
  но он будет спасен от него.
8 И будет в тот день, говорит Господь Саваоф: сокрушу ярмо его, которое на вые твоей, и узы твои разорву; и не будут уже служить чужеземцам, 9 но будут служить Господу Богу своему и Давиду, царю своему, которого Я восстановлю им.
10 
И ты, раб Мой Иаков, не бойся, говорит Господь,
  и не страшись, Израиль;
ибо вот, Я спасу тебя из далекой страны
  и племя твое из земли пленения их;
и возвратится Иаков и будет жить спокойно и мирно,
  и никто не будет устрашать его,
11 
ибо Я с тобою, говорит Господь,
  чтобы спасать тебя:
Я совершенно истреблю все народы,
  среди которых рассеял тебя,
  а тебя не истреблю;
Я буду наказывать тебя в мере,
  но ненаказанным не оставлю тебя.
12 
Ибо так говорит Господь:
рана твоя неисцельна,
  язва твоя жестока;
13 
никто не заботится о деле твоем,
  чтобы заживить рану твою;
  целебного врачевства нет для тебя;
14 
все друзья твои забыли тебя,
  не ищут тебя;
ибо Я поразил тебя ударами неприятельскими,
  жестоким наказанием
за множество беззаконий твоих,
  потому что грехи твои умножились.
15 
Что вопиешь ты о ранах твоих,
  о жестокости болезни твоей?
по множеству беззаконий твоих
  Я сделал тебе это,
  потому что грехи твои умножились.
16 
Но все пожирающие тебя будут пожраны;
  и все враги твои, все сами пойдут в плен,
и опустошители твои будут опустошены,
  и всех грабителей твоих предам грабежу.
17 
Я обложу тебя пластырем
  и исцелю тебя от ран твоих,
              говорит Господь.
Тебя называли отверженным, говоря:
  "вот Сион, о котором никто не спрашивает";
18 
так говорит Господь:
вот, возвращу плен шатров Иакова
  и селения его помилую;
и город опять будет построен на холме своем,
  и храм устроится по-прежнему.
19 
И вознесутся из них благодарение
  и голос веселящихся;
и Я умножу их, и не будут умаляться,
  и прославлю их, и не будут унижены.
20 
И сыновья его будут, как прежде,
  и сонм его будет предстоять предо Мною,
  и накажу всех притеснителей его.
21 
И будет вождь его из него самого,
  и владыка его произойдет из среды его;
и Я приближу его, и он приступит ко Мне;
  ибо кто отважится сам собою приблизиться ко Мне?
              говорит Господь.
22 
И вы будете Моим народом,
  и Я буду вам Богом.
23 
Вот, яростный вихрь идет
  от Господа,
вихрь грозный;
  он падет на голову нечестивых.
24 
Пламенный гнев Господа не отвратится,
  доколе Он не совершит и не выполнит
  намерений сердца Своего.
В последние дни уразумеете это.
Свернуть

Сегодняшнее чтение позволяет нам лучше понять, в чём заключается наказание Божие, когда речь идёт уже не о судьбе отдельного человека, а о судьбе целого народа. Примечательно, что особенно отчётливо это видно как раз на примере исторической судьбы народа Божия. С одной стороны, Бог устами пророка говорит Своему народу, что разгром Иудеи и Иерусалима, который для евреев был, несомненно, исторической катастрофой, прямо связан с теми грехами, которыми была пронизана вся история допленного еврейства (ст. 12–15). С другой стороны, Бог ограничивает время бедствия, сообщая через Иеремию, что настанет день, когда Он простит Свой народ, и тогда время плена окончится (ст. 7–11, 15–22). При этом момент избавления от бедствия народа Божия становится моментом наказания для тех, кто прежде, во время наказания народа за грехи, выступал в качестве гонителей (ст. 16).

Ситуация напоминает качание маятника, при котором те, кто прежде были преследуемыми и гонимыми, становятся преследователями и гонителями. Но в чём же тогда смысл такого наказания? Если наказанием считать сам факт преследований или гонений, смысла действительно обнаружить не удастся. Но ситуация, как видно, оказывается не столь простой. Дело ведь не в одних войнах, захватах территорий и прочих подобного рода событиях как таковых.

К сожалению, в падшем мире такие события приходится считать не наказанием за грех, а нормой жизни, так что воевать вынуждены все народы, если только они хотят выжить и сохранить независимость. Наказанием, по-видимому, можно было бы считать поражение в войне, как это всегда и считалось у большинства народов древности (да и не только древности). Но в таком случае становится очевидным, что еврейский народ, учитывая его относительную малочисленность и положение еврейского государства в древнем мире, был просто обречён: выжить своими силами он не мог никак. И наказанием могло стать (и действительно становилось) само оставление его Богом на произвол судьбы. Собственно, во время разгрома вавилонянами Иудеи и Иерусалима происходит именно это: Бог не вмешивается в события, они идут своим чередом и заканчиваются закономерной в такой ситуации катастрофой. А вот когда время наказания заканчивается, происходит, как видно, нечто прямо противоположное: Бог вмешивается в ситуацию, и у Его народа снова появляется надежда на историческое будущее.

Многим кажется, что им жилось бы проще, если бы Бог оставил их в покое. Но вся история еврейского народа говорит об ином: если Бог оставляет кого-то в покое, будь то один человек или целый народ, для оставленных такое положение оказывается самым страшным наказанием, какое только можно придумать. К счастью для многих, так бывает реже, чем они о том просят. И это тоже одно из проявлений милосердия Божия и Его любви.

Другие мысли вслух

 
На Иер 30:1-24
1 Слово, которое было к Иеремии от Господа: 2 так говорит Господь, Бог Израилев: напиши себе все слова, которые Я говорил тебе, в книгу. 3 Ибо вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я возвращу из плена народ Мой, Израиля и Иуду, говорит Господь; и приведу их опять в ту землю, которую дал отцам их, и они будут владеть ею.
4 И вот те слова, которые сказал Господь об Израиле и Иуде. 
5 Так сказал Господь:
голос смятения и ужаса слышим мы,
  а не мира.
 
6 Спросите и рассудите:
  рождает ли мужчина?
Почему же Я вижу у каждого мужчины
  руки на чреслах его, как у женщины в родах,
  и лица у всех бледные?
 
7 О, горе! велик тот день,
  не было подобного ему;
это — бедственное время для Иакова,
  но он будет спасен от него.
8 И будет в тот день, говорит Господь Саваоф: сокрушу ярмо его, которое на вые твоей, и узы твои разорву; и не будут уже служить чужеземцам, 9 но будут служить Господу Богу своему и Давиду, царю своему, которого Я восстановлю им.
10 
И ты, раб Мой Иаков, не бойся, говорит Господь,
  и не страшись, Израиль;
ибо вот, Я спасу тебя из далекой страны
  и племя твое из земли пленения их;
и возвратится Иаков и будет жить спокойно и мирно,
  и никто не будет устрашать его,
11 
ибо Я с тобою, говорит Господь,
  чтобы спасать тебя:
Я совершенно истреблю все народы,
  среди которых рассеял тебя,
  а тебя не истреблю;
Я буду наказывать тебя в мере,
  но ненаказанным не оставлю тебя.
12 
Ибо так говорит Господь:
рана твоя неисцельна,
  язва твоя жестока;
13 
никто не заботится о деле твоем,
  чтобы заживить рану твою;
  целебного врачевства нет для тебя;
14 
все друзья твои забыли тебя,
  не ищут тебя;
ибо Я поразил тебя ударами неприятельскими,
  жестоким наказанием
за множество беззаконий твоих,
  потому что грехи твои умножились.
15 
Что вопиешь ты о ранах твоих,
  о жестокости болезни твоей?
по множеству беззаконий твоих
  Я сделал тебе это,
  потому что грехи твои умножились.
16 
Но все пожирающие тебя будут пожраны;
  и все враги твои, все сами пойдут в плен,
и опустошители твои будут опустошены,
  и всех грабителей твоих предам грабежу.
17 
Я обложу тебя пластырем
  и исцелю тебя от ран твоих,
              говорит Господь.
Тебя называли отверженным, говоря:
  "вот Сион, о котором никто не спрашивает";
18 
так говорит Господь:
вот, возвращу плен шатров Иакова
  и селения его помилую;
и город опять будет построен на холме своем,
  и храм устроится по-прежнему.
19 
И вознесутся из них благодарение
  и голос веселящихся;
и Я умножу их, и не будут умаляться,
  и прославлю их, и не будут унижены.
20 
И сыновья его будут, как прежде,
  и сонм его будет предстоять предо Мною,
  и накажу всех притеснителей его.
21 
И будет вождь его из него самого,
  и владыка его произойдет из среды его;
и Я приближу его, и он приступит ко Мне;
  ибо кто отважится сам собою приблизиться ко Мне?
              говорит Господь.
22 
И вы будете Моим народом,
  и Я буду вам Богом.
23 
Вот, яростный вихрь идет
  от Господа,
вихрь грозный;
  он падет на голову нечестивых.
24 
Пламенный гнев Господа не отвратится,
  доколе Он не совершит и не выполнит
  намерений сердца Своего.
В последние дни уразумеете это.
Свернуть
Теперь, когда народ Божий уведен в Плен, Иеремия больше не обличает их грехов, их отступничества от Бога. Теперь он...  Читать далее

Теперь, когда народ Божий уведен в Плен, Иеремия больше не обличает их грехов, их отступничества от Бога. Теперь он утешает свой народ, обещая ему обновление и возвращение на родину. Земля обетованная всегда была предметом завета (союза, договора) Бога с Израилем. Он обещал дать ее Аврааму и его потомкам, затем Моисею и следовавшим за ним евреям. Святая земля в Библии — прообраз вечного единства человека с Богом, вечной жизни, неперестающей любви (Евр. 4). Теперь пророк подчеркивает, что земля будет возвращена народу не просто для обитания на ней, но для служения Богу, для углубления веры, для новой жизни с Богом.

В применении к нашей жизни, это может означать, что все, что дает Бог (в том числе — в результате скорбей и переломных моментов в жизни), должно служить нашей большей преданности Богу, укреплению веры, обновлению любви.

Свернуть
 
На Иер 30:1-24
1 Слово, которое было к Иеремии от Господа: 2 так говорит Господь, Бог Израилев: напиши себе все слова, которые Я говорил тебе, в книгу. 3 Ибо вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я возвращу из плена народ Мой, Израиля и Иуду, говорит Господь; и приведу их опять в ту землю, которую дал отцам их, и они будут владеть ею.
4 И вот те слова, которые сказал Господь об Израиле и Иуде. 
5 Так сказал Господь:
голос смятения и ужаса слышим мы,
  а не мира.
 
6 Спросите и рассудите:
  рождает ли мужчина?
Почему же Я вижу у каждого мужчины
  руки на чреслах его, как у женщины в родах,
  и лица у всех бледные?
 
7 О, горе! велик тот день,
  не было подобного ему;
это — бедственное время для Иакова,
  но он будет спасен от него.
8 И будет в тот день, говорит Господь Саваоф: сокрушу ярмо его, которое на вые твоей, и узы твои разорву; и не будут уже служить чужеземцам, 9 но будут служить Господу Богу своему и Давиду, царю своему, которого Я восстановлю им.
10 
И ты, раб Мой Иаков, не бойся, говорит Господь,
  и не страшись, Израиль;
ибо вот, Я спасу тебя из далекой страны
  и племя твое из земли пленения их;
и возвратится Иаков и будет жить спокойно и мирно,
  и никто не будет устрашать его,
11 
ибо Я с тобою, говорит Господь,
  чтобы спасать тебя:
Я совершенно истреблю все народы,
  среди которых рассеял тебя,
  а тебя не истреблю;
Я буду наказывать тебя в мере,
  но ненаказанным не оставлю тебя.
12 
Ибо так говорит Господь:
рана твоя неисцельна,
  язва твоя жестока;
13 
никто не заботится о деле твоем,
  чтобы заживить рану твою;
  целебного врачевства нет для тебя;
14 
все друзья твои забыли тебя,
  не ищут тебя;
ибо Я поразил тебя ударами неприятельскими,
  жестоким наказанием
за множество беззаконий твоих,
  потому что грехи твои умножились.
15 
Что вопиешь ты о ранах твоих,
  о жестокости болезни твоей?
по множеству беззаконий твоих
  Я сделал тебе это,
  потому что грехи твои умножились.
16 
Но все пожирающие тебя будут пожраны;
  и все враги твои, все сами пойдут в плен,
и опустошители твои будут опустошены,
  и всех грабителей твоих предам грабежу.
17 
Я обложу тебя пластырем
  и исцелю тебя от ран твоих,
              говорит Господь.
Тебя называли отверженным, говоря:
  "вот Сион, о котором никто не спрашивает";
18 
так говорит Господь:
вот, возвращу плен шатров Иакова
  и селения его помилую;
и город опять будет построен на холме своем,
  и храм устроится по-прежнему.
19 
И вознесутся из них благодарение
  и голос веселящихся;
и Я умножу их, и не будут умаляться,
  и прославлю их, и не будут унижены.
20 
И сыновья его будут, как прежде,
  и сонм его будет предстоять предо Мною,
  и накажу всех притеснителей его.
21 
И будет вождь его из него самого,
  и владыка его произойдет из среды его;
и Я приближу его, и он приступит ко Мне;
  ибо кто отважится сам собою приблизиться ко Мне?
              говорит Господь.
22 
И вы будете Моим народом,
  и Я буду вам Богом.
23 
Вот, яростный вихрь идет
  от Господа,
вихрь грозный;
  он падет на голову нечестивых.
24 
Пламенный гнев Господа не отвратится,
  доколе Он не совершит и не выполнит
  намерений сердца Своего.
В последние дни уразумеете это.
Свернуть
Пророчество Иеремии о будущем народа как бы дополняет то письмо, которое он написал депортированным в Вавилон жителям Иерусалима. В том письме он разрушает все надежды этих людей на скорое возвращение домой, предупреждая их о том, что плен будет долгим...  Читать далее

Пророчество Иеремии о будущем народа как бы дополняет то письмо, которое он написал депортированным в Вавилон жителям Иерусалима. В том письме он разрушает все надежды этих людей на скорое возвращение домой, предупреждая их о том, что плен будет долгим. И вот теперь звучит пророчество, дающее надежду. Пророчество о новой исторической и духовной эпохе, которая ожидает народ. Конечно, само собой ничего не произойдёт. Без покаяния, без переосмысления сделанного и раскаяния в грехах, без нового обращения к Богу ничего не получится. Но есть в пророчестве Иеремии о будущем народа и ещё один аспект, провиденциальный. Речь идёт о планах Божьих.

И тут становится особенно ясно, что, если и есть у народа какое-то будущее, какой-то шанс на новую историческую жизнь, то только потому, что Божий народ остаётся частью Его плана. Будь оно иначе, история еврейского народа завершилась бы там же, в Вавилонии, после разгрома Иудеи, как завершилась в Ассирийской империи после разгрома Северного Царства история десяти еврейских племён из двенадцати за два с небольшим столетия до Вавилонского плена. Такова особенность падшего мира: грех там абсолютен, а праведность относительна.

Будучи однажды совершённым, грех, будь то одного человека или целого народа, влечёт за собой такую цепочку следствий, которую невозможно прервать в рамках этого падшего мира. С приходом Христа ситуация меняется кардинально, но во времена Иеремии до Его прихода оставалось ещё почти шесть столетий. В такой ситуации шанс на новую историческую жизнь для народа даже после покаяния и обращения был возможен лишь как Божье чудо, как Его непосредственное вмешательство в ход событий. Но чудо возможно лишь в ответ на обращение, о чём и напоминает Иеремия своим современникам.

Свернуть
 
На Иер 30:1-24
1 Слово, которое было к Иеремии от Господа: 2 так говорит Господь, Бог Израилев: напиши себе все слова, которые Я говорил тебе, в книгу. 3 Ибо вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я возвращу из плена народ Мой, Израиля и Иуду, говорит Господь; и приведу их опять в ту землю, которую дал отцам их, и они будут владеть ею.
4 И вот те слова, которые сказал Господь об Израиле и Иуде. 
5 Так сказал Господь:
голос смятения и ужаса слышим мы,
  а не мира.
 
6 Спросите и рассудите:
  рождает ли мужчина?
Почему же Я вижу у каждого мужчины
  руки на чреслах его, как у женщины в родах,
  и лица у всех бледные?
 
7 О, горе! велик тот день,
  не было подобного ему;
это — бедственное время для Иакова,
  но он будет спасен от него.
8 И будет в тот день, говорит Господь Саваоф: сокрушу ярмо его, которое на вые твоей, и узы твои разорву; и не будут уже служить чужеземцам, 9 но будут служить Господу Богу своему и Давиду, царю своему, которого Я восстановлю им.
10 
И ты, раб Мой Иаков, не бойся, говорит Господь,
  и не страшись, Израиль;
ибо вот, Я спасу тебя из далекой страны
  и племя твое из земли пленения их;
и возвратится Иаков и будет жить спокойно и мирно,
  и никто не будет устрашать его,
11 
ибо Я с тобою, говорит Господь,
  чтобы спасать тебя:
Я совершенно истреблю все народы,
  среди которых рассеял тебя,
  а тебя не истреблю;
Я буду наказывать тебя в мере,
  но ненаказанным не оставлю тебя.
12 
Ибо так говорит Господь:
рана твоя неисцельна,
  язва твоя жестока;
13 
никто не заботится о деле твоем,
  чтобы заживить рану твою;
  целебного врачевства нет для тебя;
14 
все друзья твои забыли тебя,
  не ищут тебя;
ибо Я поразил тебя ударами неприятельскими,
  жестоким наказанием
за множество беззаконий твоих,
  потому что грехи твои умножились.
15 
Что вопиешь ты о ранах твоих,
  о жестокости болезни твоей?
по множеству беззаконий твоих
  Я сделал тебе это,
  потому что грехи твои умножились.
16 
Но все пожирающие тебя будут пожраны;
  и все враги твои, все сами пойдут в плен,
и опустошители твои будут опустошены,
  и всех грабителей твоих предам грабежу.
17 
Я обложу тебя пластырем
  и исцелю тебя от ран твоих,
              говорит Господь.
Тебя называли отверженным, говоря:
  "вот Сион, о котором никто не спрашивает";
18 
так говорит Господь:
вот, возвращу плен шатров Иакова
  и селения его помилую;
и город опять будет построен на холме своем,
  и храм устроится по-прежнему.
19 
И вознесутся из них благодарение
  и голос веселящихся;
и Я умножу их, и не будут умаляться,
  и прославлю их, и не будут унижены.
20 
И сыновья его будут, как прежде,
  и сонм его будет предстоять предо Мною,
  и накажу всех притеснителей его.
21 
И будет вождь его из него самого,
  и владыка его произойдет из среды его;
и Я приближу его, и он приступит ко Мне;
  ибо кто отважится сам собою приблизиться ко Мне?
              говорит Господь.
22 
И вы будете Моим народом,
  и Я буду вам Богом.
23 
Вот, яростный вихрь идет
  от Господа,
вихрь грозный;
  он падет на голову нечестивых.
24 
Пламенный гнев Господа не отвратится,
  доколе Он не совершит и не выполнит
  намерений сердца Своего.
В последние дни уразумеете это.
Свернуть
Сегодняшнее чтение позволяет нам лучше понять, в чём заключается наказание Божие, когда речь идёт уже не о судьбе отдельного...  Читать далее

Сегодняшнее чтение позволяет нам лучше понять, в чём заключается наказание Божие, когда речь идёт уже не о судьбе отдельного человека, а о судьбе целого народа. Примечательно, что особенно отчётливо это видно как раз на примере исторической судьбы народа Божия. С одной стороны, Бог устами пророка говорит Своему народу, что разгром Иудеи и Иерусалима, который для евреев был, несомненно, исторической катастрофой, прямо связан с теми грехами, которыми была пронизана вся история допленного еврейства (ст. 12–15). С другой стороны, Бог ограничивает время бедствия, сообщая через Иеремию, что настанет день, когда Он простит Свой народ, и тогда время плена окончится (ст. 7–11, 15–22). При этом момент избавления от бедствия народа Божия становится моментом наказания для тех, кто прежде, во время наказания народа за грехи, выступал в качестве гонителей (ст. 16).

Ситуация напоминает качание маятника, при котором те, кто прежде были преследуемыми и гонимыми, становятся преследователями и гонителями. Но в чём же тогда смысл такого наказания? Если наказанием считать сам факт преследований или гонений, смысла действительно обнаружить не удастся. Но ситуация, как видно, оказывается не столь простой. Дело ведь не в одних войнах, захватах территорий и прочих подобного рода событиях как таковых.

К сожалению, в падшем мире такие события приходится считать не наказанием за грех, а нормой жизни, так что воевать вынуждены все народы, если только они хотят выжить и сохранить независимость. Наказанием, по-видимому, можно было бы считать поражение в войне, как это всегда и считалось у большинства народов древности (да и не только древности). Но в таком случае становится очевидным, что еврейский народ, учитывая его относительную малочисленность и положение еврейского государства в древнем мире, был просто обречён: выжить своими силами он не мог никак. И наказанием могло стать (и действительно становилось) само оставление его Богом на произвол судьбы. Собственно, во время разгрома вавилонянами Иудеи и Иерусалима происходит именно это: Бог не вмешивается в события, они идут своим чередом и заканчиваются закономерной в такой ситуации катастрофой. А вот когда время наказания заканчивается, происходит, как видно, нечто прямо противоположное: Бог вмешивается в ситуацию, и у Его народа снова появляется надежда на историческое будущее.

Многим кажется, что им жилось бы проще, если бы Бог оставил их в покое. Но вся история еврейского народа говорит об ином: если Бог оставляет кого-то в покое, будь то один человек или целый народ, для оставленных такое положение оказывается самым страшным наказанием, какое только можно придумать. К счастью для многих, так бывает реже, чем они о том просят. И это тоже одно из проявлений милосердия Божия и Его любви.

Свернуть
 
На Иер 30:1-31:26
1 Слово, которое было к Иеремии от Господа: 2 так говорит Господь, Бог Израилев: напиши себе все слова, которые Я говорил тебе, в книгу. 3 Ибо вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я возвращу из плена народ Мой, Израиля и Иуду, говорит Господь; и приведу их опять в ту землю, которую дал отцам их, и они будут владеть ею.
4 И вот те слова, которые сказал Господь об Израиле и Иуде. 
5 Так сказал Господь:
голос смятения и ужаса слышим мы,
  а не мира.
 
6 Спросите и рассудите:
  рождает ли мужчина?
Почему же Я вижу у каждого мужчины
  руки на чреслах его, как у женщины в родах,
  и лица у всех бледные?
 
7 О, горе! велик тот день,
  не было подобного ему;
это — бедственное время для Иакова,
  но он будет спасен от него.
8 И будет в тот день, говорит Господь Саваоф: сокрушу ярмо его, которое на вые твоей, и узы твои разорву; и не будут уже служить чужеземцам, 9 но будут служить Господу Богу своему и Давиду, царю своему, которого Я восстановлю им.
10 
И ты, раб Мой Иаков, не бойся, говорит Господь,
  и не страшись, Израиль;
ибо вот, Я спасу тебя из далекой страны
  и племя твое из земли пленения их;
и возвратится Иаков и будет жить спокойно и мирно,
  и никто не будет устрашать его,
11 
ибо Я с тобою, говорит Господь,
  чтобы спасать тебя:
Я совершенно истреблю все народы,
  среди которых рассеял тебя,
  а тебя не истреблю;
Я буду наказывать тебя в мере,
  но ненаказанным не оставлю тебя.
12 
Ибо так говорит Господь:
рана твоя неисцельна,
  язва твоя жестока;
13 
никто не заботится о деле твоем,
  чтобы заживить рану твою;
  целебного врачевства нет для тебя;
14 
все друзья твои забыли тебя,
  не ищут тебя;
ибо Я поразил тебя ударами неприятельскими,
  жестоким наказанием
за множество беззаконий твоих,
  потому что грехи твои умножились.
15 
Что вопиешь ты о ранах твоих,
  о жестокости болезни твоей?
по множеству беззаконий твоих
  Я сделал тебе это,
  потому что грехи твои умножились.
16 
Но все пожирающие тебя будут пожраны;
  и все враги твои, все сами пойдут в плен,
и опустошители твои будут опустошены,
  и всех грабителей твоих предам грабежу.
17 
Я обложу тебя пластырем
  и исцелю тебя от ран твоих,
              говорит Господь.
Тебя называли отверженным, говоря:
  "вот Сион, о котором никто не спрашивает";
18 
так говорит Господь:
вот, возвращу плен шатров Иакова
  и селения его помилую;
и город опять будет построен на холме своем,
  и храм устроится по-прежнему.
19 
И вознесутся из них благодарение
  и голос веселящихся;
и Я умножу их, и не будут умаляться,
  и прославлю их, и не будут унижены.
20 
И сыновья его будут, как прежде,
  и сонм его будет предстоять предо Мною,
  и накажу всех притеснителей его.
21 
И будет вождь его из него самого,
  и владыка его произойдет из среды его;
и Я приближу его, и он приступит ко Мне;
  ибо кто отважится сам собою приблизиться ко Мне?
              говорит Господь.
22 
И вы будете Моим народом,
  и Я буду вам Богом.
23 
Вот, яростный вихрь идет
  от Господа,
вихрь грозный;
  он падет на голову нечестивых.
24 
Пламенный гнев Господа не отвратится,
  доколе Он не совершит и не выполнит
  намерений сердца Своего.
В последние дни уразумеете это.
1 В то время, говорит Господь, Я буду Богом всем племенам Израилевым, а они будут Моим народом. 
2 Так говорит Господь:
народ, уцелевший от меча,
  нашел милость в пустыне;
иду успокоить Израиля.
 
3    Издали явился мне Господь и сказал:
любовью вечною Я возлюбил тебя
  и потому простер к тебе благоволение.
 
4 Я снова устрою тебя, и ты будешь устроена,
  дева Израилева,
снова будешь украшаться тимпанами твоими
  и выходить в хороводе веселящихся;
 
5 снова разведешь виноградники
  на горах Самарии;
виноградари, которые будут разводить их,
  сами будут и пользоваться ими.
 
6 Ибо будет день, когда стражи
  на горе Ефремовой провозгласят:
"вставайте, и взойдем на Сион
  к Господу Богу нашему".
Ибо так говорит Господь:
радостно пойте об Иакове
  и восклицайте пред главою народов:
провозглашайте, славьте и говорите:
  "спаси, Господи, народ твой,
  остаток Израиля!"
Вот, Я приведу их из страны северной
  и соберу их с краев земли;
слепой и хромой,
  беременная и родильница вместе с ними —
  великий сонм возвратится сюда.
Они пошли со слезами,
  а Я поведу их с утешением;
поведу их близ потоков вод
  дорогою ровною, на которой не споткнутся;
ибо Я — отец Израилю,
  и Ефрем — первенец Мой.
10 
Слушайте слово Господне, народы,
  и возвестите островам отдаленным
и скажите: "Кто рассеял Израиля, Тот и соберет его,
  и будет охранять его, как пастырь стадо свое";
11 
ибо искупит Господь Иакова
  и избавит его от руки того, кто был сильнее его.
12 
И придут они, и будут торжествовать на высотах Сиона;
  и стекутся к благостыне Господа,
к пшенице и вину и елею,
  к агнцам и волам;
и душа их будет как напоенный водою сад,
  и они не будут уже более томиться.
13 
Тогда девица будет веселиться в хороводе,
  и юноши и старцы вместе;
и изменю печаль их на радость
  и утешу их, и обрадую их после скорби их.
14 
И напитаю душу священников туком,
  и народ Мой насытится благами Моими,
              говорит Господь.
15 
Так говорит Господь:
голос слышен в Раме,
  вопль и горькое рыдание;
Рахиль плачет о детях своих
  и не хочет утешиться о детях своих,
  ибо их нет.
16 
Так говорит Господь:
удержи голос твой от рыдания
  и глаза твои от слез,
ибо есть награда за труд твой,
              говорит Господь,
  и возвратятся они из земли неприятельской.
17 
И есть надежда для будущности твоей,
              говорит Господь,
  и возвратятся сыновья твои в пределы свои.
18 
Слышу Ефрема плачущего:
"Ты наказал меня, и я наказан,
  как телец неукротимый;
обрати меня, и обращусь,
  ибо Ты Господь Бог мой.
19 
Когда я был обращен, я каялся,
  и когда был вразумлен, бил себя по бедрам;
я был постыжен, я был смущен,
  потому что нес бесславие юности моей".
20 
Не дорогой ли у Меня сын Ефрем?
  не любимое ли дитя?
ибо, как только заговорю о нем,
  всегда с любовью воспоминаю о нем;
внутренность Моя возмущается за него;
  умилосержусь над ним, говорит Господь.
21 
Поставь себе путевые знаки,
  поставь себе столбы,
обрати сердце твое на дорогу,
  на путь, по которому ты шла;
возвращайся, дева Израилева,
  возвращайся в сии города твои.
22 
Долго ли тебе скитаться,
  отпадшая дочь?
Ибо Господь сотворит на земле нечто новое:
  жена спасет мужа.
23 Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: впредь, когда Я возвращу плен их, будут говорить на земле Иуды и в городах его сие слово:
"да благословит тебя Господь, жилище правды, гора святая!"
 24 И поселится на ней Иуда и все города его вместе, земледельцы и ходящие со стадами. 25 Ибо Я напою душу утомленную и насыщу всякую душу скорбящую.
26 При этом я пробудился и посмотрел, и сон мой был приятен мне.
Свернуть
Для человека, живущего через много столетий после катастрофы Плена и возвращения из него, в совершенно иной культуре, не...  Читать далее

Для человека, живущего через много столетий после катастрофы Плена и возвращения из него, в совершенно иной культуре, не всегда просто понять эту ликующую радостную весть о том, что «Бог помилует Свой народ». Не всегда можно понять такие представления о Боге, Который то уничтожает в гневе города и селения, то прощает их и возвращает их из плена. Но, так или иначе, все мы живем в этом мире, где тайна страдания сменяется тайной спасения. А это значит, что это ликование, этот веселых хоровод, в котором «вместе старцы и юноши», в котором «печаль превращается в радость», может стать выражением и нашей веры, нашего знания, что Бог любит, несмотря ни на что.

Свернуть
 
На Иер 30:1-31:26
1 Слово, которое было к Иеремии от Господа: 2 так говорит Господь, Бог Израилев: напиши себе все слова, которые Я говорил тебе, в книгу. 3 Ибо вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я возвращу из плена народ Мой, Израиля и Иуду, говорит Господь; и приведу их опять в ту землю, которую дал отцам их, и они будут владеть ею.
4 И вот те слова, которые сказал Господь об Израиле и Иуде. 
5 Так сказал Господь:
голос смятения и ужаса слышим мы,
  а не мира.
 
6 Спросите и рассудите:
  рождает ли мужчина?
Почему же Я вижу у каждого мужчины
  руки на чреслах его, как у женщины в родах,
  и лица у всех бледные?
 
7 О, горе! велик тот день,
  не было подобного ему;
это — бедственное время для Иакова,
  но он будет спасен от него.
8 И будет в тот день, говорит Господь Саваоф: сокрушу ярмо его, которое на вые твоей, и узы твои разорву; и не будут уже служить чужеземцам, 9 но будут служить Господу Богу своему и Давиду, царю своему, которого Я восстановлю им.
10 
И ты, раб Мой Иаков, не бойся, говорит Господь,
  и не страшись, Израиль;
ибо вот, Я спасу тебя из далекой страны
  и племя твое из земли пленения их;
и возвратится Иаков и будет жить спокойно и мирно,
  и никто не будет устрашать его,
11 
ибо Я с тобою, говорит Господь,
  чтобы спасать тебя:
Я совершенно истреблю все народы,
  среди которых рассеял тебя,
  а тебя не истреблю;
Я буду наказывать тебя в мере,
  но ненаказанным не оставлю тебя.
12 
Ибо так говорит Господь:
рана твоя неисцельна,
  язва твоя жестока;
13 
никто не заботится о деле твоем,
  чтобы заживить рану твою;
  целебного врачевства нет для тебя;
14 
все друзья твои забыли тебя,
  не ищут тебя;
ибо Я поразил тебя ударами неприятельскими,
  жестоким наказанием
за множество беззаконий твоих,
  потому что грехи твои умножились.
15 
Что вопиешь ты о ранах твоих,
  о жестокости болезни твоей?
по множеству беззаконий твоих
  Я сделал тебе это,
  потому что грехи твои умножились.
16 
Но все пожирающие тебя будут пожраны;
  и все враги твои, все сами пойдут в плен,
и опустошители твои будут опустошены,
  и всех грабителей твоих предам грабежу.
17 
Я обложу тебя пластырем
  и исцелю тебя от ран твоих,
              говорит Господь.
Тебя называли отверженным, говоря:
  "вот Сион, о котором никто не спрашивает";
18 
так говорит Господь:
вот, возвращу плен шатров Иакова
  и селения его помилую;
и город опять будет построен на холме своем,
  и храм устроится по-прежнему.
19 
И вознесутся из них благодарение
  и голос веселящихся;
и Я умножу их, и не будут умаляться,
  и прославлю их, и не будут унижены.
20 
И сыновья его будут, как прежде,
  и сонм его будет предстоять предо Мною,
  и накажу всех притеснителей его.
21 
И будет вождь его из него самого,
  и владыка его произойдет из среды его;
и Я приближу его, и он приступит ко Мне;
  ибо кто отважится сам собою приблизиться ко Мне?
              говорит Господь.
22 
И вы будете Моим народом,
  и Я буду вам Богом.
23 
Вот, яростный вихрь идет
  от Господа,
вихрь грозный;
  он падет на голову нечестивых.
24 
Пламенный гнев Господа не отвратится,
  доколе Он не совершит и не выполнит
  намерений сердца Своего.
В последние дни уразумеете это.
1 В то время, говорит Господь, Я буду Богом всем племенам Израилевым, а они будут Моим народом. 
2 Так говорит Господь:
народ, уцелевший от меча,
  нашел милость в пустыне;
иду успокоить Израиля.
 
3    Издали явился мне Господь и сказал:
любовью вечною Я возлюбил тебя
  и потому простер к тебе благоволение.
 
4 Я снова устрою тебя, и ты будешь устроена,
  дева Израилева,
снова будешь украшаться тимпанами твоими
  и выходить в хороводе веселящихся;
 
5 снова разведешь виноградники
  на горах Самарии;
виноградари, которые будут разводить их,
  сами будут и пользоваться ими.
 
6 Ибо будет день, когда стражи
  на горе Ефремовой провозгласят:
"вставайте, и взойдем на Сион
  к Господу Богу нашему".
Ибо так говорит Господь:
радостно пойте об Иакове
  и восклицайте пред главою народов:
провозглашайте, славьте и говорите:
  "спаси, Господи, народ твой,
  остаток Израиля!"
Вот, Я приведу их из страны северной
  и соберу их с краев земли;
слепой и хромой,
  беременная и родильница вместе с ними —
  великий сонм возвратится сюда.
Они пошли со слезами,
  а Я поведу их с утешением;
поведу их близ потоков вод
  дорогою ровною, на которой не споткнутся;
ибо Я — отец Израилю,
  и Ефрем — первенец Мой.
10 
Слушайте слово Господне, народы,
  и возвестите островам отдаленным
и скажите: "Кто рассеял Израиля, Тот и соберет его,
  и будет охранять его, как пастырь стадо свое";
11 
ибо искупит Господь Иакова
  и избавит его от руки того, кто был сильнее его.
12 
И придут они, и будут торжествовать на высотах Сиона;
  и стекутся к благостыне Господа,
к пшенице и вину и елею,
  к агнцам и волам;
и душа их будет как напоенный водою сад,
  и они не будут уже более томиться.
13 
Тогда девица будет веселиться в хороводе,
  и юноши и старцы вместе;
и изменю печаль их на радость
  и утешу их, и обрадую их после скорби их.
14 
И напитаю душу священников туком,
  и народ Мой насытится благами Моими,
              говорит Господь.
15 
Так говорит Господь:
голос слышен в Раме,
  вопль и горькое рыдание;
Рахиль плачет о детях своих
  и не хочет утешиться о детях своих,
  ибо их нет.
16 
Так говорит Господь:
удержи голос твой от рыдания
  и глаза твои от слез,
ибо есть награда за труд твой,
              говорит Господь,
  и возвратятся они из земли неприятельской.
17 
И есть надежда для будущности твоей,
              говорит Господь,
  и возвратятся сыновья твои в пределы свои.
18 
Слышу Ефрема плачущего:
"Ты наказал меня, и я наказан,
  как телец неукротимый;
обрати меня, и обращусь,
  ибо Ты Господь Бог мой.
19 
Когда я был обращен, я каялся,
  и когда был вразумлен, бил себя по бедрам;
я был постыжен, я был смущен,
  потому что нес бесславие юности моей".
20 
Не дорогой ли у Меня сын Ефрем?
  не любимое ли дитя?
ибо, как только заговорю о нем,
  всегда с любовью воспоминаю о нем;
внутренность Моя возмущается за него;
  умилосержусь над ним, говорит Господь.
21 
Поставь себе путевые знаки,
  поставь себе столбы,
обрати сердце твое на дорогу,
  на путь, по которому ты шла;
возвращайся, дева Израилева,
  возвращайся в сии города твои.
22 
Долго ли тебе скитаться,
  отпадшая дочь?
Ибо Господь сотворит на земле нечто новое:
  жена спасет мужа.
23 Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: впредь, когда Я возвращу плен их, будут говорить на земле Иуды и в городах его сие слово:
"да благословит тебя Господь, жилище правды, гора святая!"
 24 И поселится на ней Иуда и все города его вместе, земледельцы и ходящие со стадами. 25 Ибо Я напою душу утомленную и насыщу всякую душу скорбящую.
26 При этом я пробудился и посмотрел, и сон мой был приятен мне.
Свернуть
Совсем недавно Иеремия опровергал оптимистические прогнозы лжепророков, но вот теперь он сообщает нам слова радостного откровения о предстоящем торжестве Правды. Наверно, не случайно...  Читать далее

Совсем недавно Иеремия опровергал оптимистические прогнозы лжепророков, но вот теперь он сообщает нам слова радостного откровения о предстоящем торжестве Правды. Наверно, не случайно Господь передал людям такое откровение через того же самого пророка, которому Он поручил произносить суровые обличения. Конечно, без таких обличений и теперь юбойтись невозможно, пророчество ещё раз напоминает нам, что раны, нанесённые грешникам, были ими в полной мере заслужены. Но настанет время, когда Господь исцелит все раны и простит своих непослушных детей, и жизнь грешников, прощённых по окончании срока возмездия, будет полна радости.

Поразительно, что радостное пророчество дано в те дни, когда основные испытания были ещё впереди. Но не в меньшей, пожалуй, степени поразительно то, что Господь повелевает Иеремии записать Свои слова. Теперь слова пророчества будут лежать не только в памяти непосредственных слушателей, но и сохранятся на века. Видимо, в дни испытаний пророчество укрепляло тех, кто перечитыва его запись. Но это значит, что не только к ближайшим временам относятся слова пророчества, оно записано и для более поздних времён.

Мы знаем, что пророки, внутренним взором проникавшие в отдалённые времена, нередко совмещали события разных эпох, и картины сравнительно близкого времени становились прообразом более дальних событий. Должно быть, не будет неправдоподобным допущение, что Иеремия, как и Исаия, сквозь образы возвращения из плена прозревал грядущее всемирное торжество Правды.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).