8 Господи! у нас на лицах стыд, у царей наших, у князей наших и у отцов наших, потому что мы согрешили пред Тобою. |
Покаяние — это начало исцеления, это обращение к Богу за прощением и спасением. Поэтому, если нас волнует участь нашего народа, то нам следует проверять себя именно по этому стиху. Есть ли стыд на наших лицах, не разучились ли мы испытывать стыд? А цари наши, а князи, а отцы наши? Не кажется ли вам, что в нашей стране многие проблемы связаны именно с этим?
Мы умеем даже свое бедственное положение сделать предметом гордыни. Россия находится на втором месте в мире по количеству убийств после ЮАР. Наша реакция? Как, разве не на первом?! Где же стыд на лицах наших, где наш вопль: «Согрешили мы пред Тобою»? Господь сказал: «Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез. 33:11). А мы не только не обращаемся, но, кажется, уже забыли, что мы — грешники.
4 И молился я Господу Богу моему, и исповедовался и сказал: "Молю Тебя, Господи Боже великий и дивный, хранящий завет и милость любящим Тебя и соблюдающим повеления Твои! 5 Согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво, упорствовали и отступили от заповедей Твоих и от постановлений Твоих; 6 и не слушали рабов Твоих, пророков, которые Твоим именем говорили царям нашим, и вельможам нашим, и отцам нашим, и всему народу страны. 7 У Тебя, Господи, правда, а у нас на лицах стыд, как день сей, у каждого Иудея, у жителей Иерусалима и у всего Израиля, у ближних и дальних, во всех странах, куда Ты изгнал их за отступление их, с каким они отступили от Тебя. 8 Господи! у нас на лицах стыд, у царей наших, у князей наших и у отцов наших, потому что мы согрешили пред Тобою. 9 А у Господа Бога нашего милосердие и прощение, ибо мы возмутились против Него 10 и не слушали гласа Господа Бога нашего, чтобы поступать по законам Его, которые Он дал нам через рабов Своих, пророков. |
Говоря о покаянии, мы порой подразумеваем под ним то, что с библейской точки зрения покаянием не является. Само слово «покаяние» мы понимаем чаще всего, как признание своей греховности и своего ничтожества с последующим непременным самобичеванием и робкими обещаниями впредь (если получится) исправиться и начать (если удастся) новую жизнь.
Между тем, и еврейское, и соответствующее ему греческое слово, переводимое на русский язык как «покаяние», означает «обращение». Стало быть, в покаянии главное не самобичевание и не обещания, и даже не осознание своего греха (которое, конечно, тоже необходимо), а решимость обратиться к Богу. Обратиться таким, какой есть, без желания как-то приукрасить ситуацию или «стать лучше» своими силами.
Конечно, желание выглядеть попрезентабельнее в глазах Божьих очень понятно, тут вовсе не обязательно речь должна идти о страхе наказания: в конце концов, в глазах того, кого любишь, всегда хочется выглядеть наилучшим образом, иногда даже лучшим, чем на самом деле. Только вот попытки эти бесполезны: Бог всё равно знает каждого из нас, как облупленного, Он видит нас насквозь, и скрыть от Него всё равно не удастся ничего.
Даниил и не пытается ничего от Него скрыть и как-то приукрасить ситуацию; обращаясь к Богу, он прямо говорит Ему: вся правда и вся праведность у Тебя, а у нас ничего, кроме наших грехов. Тут не самоуничижение, а простой, трезвый взгляд на себя, на свой народ и на свою историю. И — в то же время — надежда на то, что новая жизнь всё-таки возможна, возможна потому, что желание этой новой жизни есть не только лично у Даниила, но и у всего народа.
Так что же: одного желания новой жизни достаточно? Обо всех грехах прошлого можно забыть и не вспоминать о них? И да, и нет. Свои грехи и ошибки осознавать совершенно необходимо, прежде всего, для того, чтобы их не повторять. Но какой смысл казнить себя за них?
Богу не нужно наше самобичевание ни в каком виде и ни в какой форме, Он не садист, желающий как можно строже наказать грешника. Нам самим оно тоже не поможет: чтобы уйти от греха, нужно лишь понимание того, что произошло, и решимость больше так не поступать, — а остальное дело Божие, Он знает, как поддержать нашу готовность противостоять своим грехам. Главное — чтобы готовность эта была. Даниил понимает, что она есть. И обращается к Богу с просьбой о поддержке тех, кто готов отказаться от греховной жизни и следовать за Ним, избрав Его путь, путь, ведущий в жизнь.
4 И молился я Господу Богу моему, и исповедовался и сказал: "Молю Тебя, Господи Боже великий и дивный, хранящий завет и милость любящим Тебя и соблюдающим повеления Твои! 5 Согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво, упорствовали и отступили от заповедей Твоих и от постановлений Твоих; 6 и не слушали рабов Твоих, пророков, которые Твоим именем говорили царям нашим, и вельможам нашим, и отцам нашим, и всему народу страны. 7 У Тебя, Господи, правда, а у нас на лицах стыд, как день сей, у каждого Иудея, у жителей Иерусалима и у всего Израиля, у ближних и дальних, во всех странах, куда Ты изгнал их за отступление их, с каким они отступили от Тебя. 8 Господи! у нас на лицах стыд, у царей наших, у князей наших и у отцов наших, потому что мы согрешили пред Тобою. 9 А у Господа Бога нашего милосердие и прощение, ибо мы возмутились против Него 10 и не слушали гласа Господа Бога нашего, чтобы поступать по законам Его, которые Он дал нам через рабов Своих, пророков. |
Приведённая в книге молитва Даниила — типичный пример покаянной молитвы. Прежде всего в ней звучит то главное, без чего не бывает покаяния: страх Божий. Не страх наказания, которое можно получить от Бога за нарушение данных Им заповедей, а осознание того, что сделано нечто могущее разрушить отношения с Ним, разрушить раз и навсегда. С этого, собственно, и начинается всякое покаяние.
До тех пор, пока человек уверен, что ничего катастрофического не произошло, что налицо лишь небольшое недоразумение, которое легко и просто исправить своими силами, настоящего покаяния ещё нет. Есть лишь осознание некоторых сделанных ошибок, которые, однако, человек легко может исправить, не обращаясь к Богу. Между тем, без обращения к Богу исправить в духовной жизни нельзя ничего. И не потому, что человек после падения стал совсем уж бессильным.
Конечно, после падения человек уже не тот, что раньше, но кое-что он всё-таки может. Дело в другом: в отношениях с Богом. Грех ведь не тем страшен, что он аморален и не нравится Богу. Ему многое в нас не нравится, но Он не бросает нас из-за этого. Грех страшен тем, что он ставит стену между человеком и Богом, отделяя нас от Него.
А сломать эту стену может лишь совместное встречное движение-усилие Бога и человека. Именно совместное — иначе ничего не получится. Ведь человек свободен, и отсутствие усилия с его стороны может означать лишь одно: человеку Бог безразличен, его вполне устраивает существующее положение вещей, он не собирается разрушать отделяющую его от Бога стену. В таком случае и Бог не будет её разрушать. Он не станет навязывать человеку ни Своего присутствия, ни Своего общения.
И второй очень важный момент: надежда на милосердие Божье. На то милосердие, которое неотделимо от любви и которое проявляется в готовности Бога сделать гораздо больше того, что грешник заслужил и на что он имеет право. Только при таком условии человек может на что-то рассчитывать. Надеяться на свои заслуги и качать права перед Богом — духовный тупик. И даже не потому, что у Бога заслуг в любом случае больше, а потому, что такая позиция ограничивает Его возможности.
Человек свободен, и если он согласен получить от Бога лишь заслуженное им или то, на что имеет право, он и получит ровно столько, сколько просит. И тогда уже пенять будет не на что — разве что на свою самонадеянность. Поэтому покаяние — это ещё и полнота доверия к Богу. Вопреки собственной греховности. И готовность получить от Него ничем не заслуженный подарок — освобождение от власти греха, которой подпал по собственной глупости и легкомыслию, а то и вполне сознательно. И не только этот подарок, но и ещё больший — полноту жизни Царства, без которой спасения нет.
4 И молился я Господу Богу моему, и исповедовался и сказал: "Молю Тебя, Господи Боже великий и дивный, хранящий завет и милость любящим Тебя и соблюдающим повеления Твои! 5 Согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво, упорствовали и отступили от заповедей Твоих и от постановлений Твоих; 6 и не слушали рабов Твоих, пророков, которые Твоим именем говорили царям нашим, и вельможам нашим, и отцам нашим, и всему народу страны. 7 У Тебя, Господи, правда, а у нас на лицах стыд, как день сей, у каждого Иудея, у жителей Иерусалима и у всего Израиля, у ближних и дальних, во всех странах, куда Ты изгнал их за отступление их, с каким они отступили от Тебя. 8 Господи! у нас на лицах стыд, у царей наших, у князей наших и у отцов наших, потому что мы согрешили пред Тобою. 9 А у Господа Бога нашего милосердие и прощение, ибо мы возмутились против Него 10 и не слушали гласа Господа Бога нашего, чтобы поступать по законам Его, которые Он дал нам через рабов Своих, пророков. |
У каждого человека бывают моменты, когда он сознает, что грешен. Даниил говорит об общей вине (Дан 9:5), не отнекиваясь и не оправдываясь тем, что он не один согрешил. И противопоставляет эти грехи не «чужому дяде», а святости, красоте Самого Бога. Даниил смотрит на Господа, очищаясь под Его милосердным взглядом. Который будет явлен миру в Иисусе.
Иисус тоже говорит о милосердии Бога, напоминая иудеям о ветхозаветных истинах. Но Он идет дальше: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд», - призывая к действию и подражанию. Стих 38 кажется противоречивым, но так и выглядит милосердие Божие, Его закон. Во второй части стиха мы читаем о вечном неравенстве наших отношений с Богом, Он просто не может дать меньше – меньше, чем Его Воплощение, Любовь и Крест. Именно этими Его дарами мы и поверяем все, что делаем в мире.
1 В первый год Дария, сына Ассуирова, из рода Мидийского, который поставлен был царем над царством Халдейским, 2 в первый год царствования его я, Даниил, сообразил по книгам число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку, что семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима. |
3 И обратил я лице мое к Господу Богу с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле. 4 И молился я Господу Богу моему, и исповедовался и сказал: "Молю Тебя, Господи Боже великий и дивный, хранящий завет и милость любящим Тебя и соблюдающим повеления Твои! 5 Согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво, упорствовали и отступили от заповедей Твоих и от постановлений Твоих; 6 и не слушали рабов Твоих, пророков, которые Твоим именем говорили царям нашим, и вельможам нашим, и отцам нашим, и всему народу страны. 7 У Тебя, Господи, правда, а у нас на лицах стыд, как день сей, у каждого Иудея, у жителей Иерусалима и у всего Израиля, у ближних и дальних, во всех странах, куда Ты изгнал их за отступление их, с каким они отступили от Тебя. 8 Господи! у нас на лицах стыд, у царей наших, у князей наших и у отцов наших, потому что мы согрешили пред Тобою. 9 А у Господа Бога нашего милосердие и прощение, ибо мы возмутились против Него 10 и не слушали гласа Господа Бога нашего, чтобы поступать по законам Его, которые Он дал нам через рабов Своих, пророков. 11 И весь Израиль преступил закон Твой и отвратился, чтобы не слушать гласа Твоего; и за то излились на нас проклятие и клятва, которые написаны в законе Моисея, раба Божия: ибо мы согрешили пред Ним. 12 И Он исполнил слова Свои, которые изрек на нас и на судей наших, судивших нас, наведя на нас великое бедствие, какого не бывало под небесами и какое совершилось над Иерусалимом. 13 Как написано в законе Моисея, так все это бедствие постигло нас; но мы не умоляли Господа Бога нашего, чтобы нам обратиться от беззаконий наших и уразуметь истину Твою. 14 Наблюдал Господь это бедствие и навел его на нас: ибо праведен Господь Бог наш во всех делах Своих, которые совершает, но мы не слушали гласа Его. 15 И ныне, Господи Боже наш, изведший народ Твой из земли Египетской рукою сильною и явивший славу Твою, как день сей! согрешили мы, поступали нечестиво. 16 Господи! по всей правде Твоей да отвратится гнев Твой и негодование Твое от града Твоего, Иерусалима, от святой горы Твоей; ибо за грехи наши и беззакония отцов наших Иерусалим и народ Твой в поругании у всех, окружающих нас. 17 И ныне услыши, Боже наш, молитву раба Твоего и моление его и воззри светлым лицем Твоим на опустошенное святилище Твое, ради Тебя, Господи. 18 Приклони, Боже мой, ухо Твое и услыши, открой очи Твои и воззри на опустошения наши и на город, на котором наречено имя Твое; ибо мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие. 19 Господи! услыши; Господи! прости; Господи! внемли и соверши, не умедли ради Тебя Самого, Боже мой, ибо Твое имя наречено на городе Твоем и на народе Твоем". |
Сегодня мы читаем покаянную молитву пророка Даниила. Даниил — человек, оставшийся верным Богу в тяжелейших испытаниях. В сущности, он имеет полное право говорить: «Господи, вот, Ты видишь, сколько я претерпел во имя Твоё — и остался верен Тебе». Но Даниил смотрит на ситуацию иначе. Он не отделяет себя от своего народа. «Мы, народ Твой, согрешили пред Тобою, отступили от заповедей Твоих». Даниил обращается ко Господу от лица всего народа, который, возможно, занят своими делами и не помышляет ни о каком покаянии. От лица всех он говорит: «У Тебя правда, а у нас на лицах стыд». Он не проверяет, какое выражение лица у окружающих — он приносит Господу своё покаяние, свой стыд за всех. И Богу угодна эта молитва Даниила.
В сегодняшнем чтении Господь призывает нас не вспоминать о том, сколько раз лично мы поступили правильно, а принять сегодняшнее положение вещей как свою боль и свой стыд — и принести Ему своё покаяние за всё, что происходило и происходит в наших семьях, в Церкви, в стране, в мире. И если мы не будем искать виноватых и отделять себя от других, у Него появится возможность действовать.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||