Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу?
8
Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты.
9
Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря:
10
и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя.
Свернуть
Да, конечно, Бог вездесущ. Но об этом говорится не только в библейском откровении — пантеистические религии очень древние. Но у Бога, к Которому обращается псалмопевец, есть удивительные отличия от бога пантеистических религий: Он — Дух, но у Него есть лицо, обращенное ко мне, и рука, которой Он меня ведет и держит. У Бога есть личные отношения со мной, которые не нарушаются с Его стороны даже тогда, когда я их избегаю! И еще одно: сойти в преисподнюю — значит умереть, уйти от Бога насовсем, в небытие. Но и туда приходит Бог, чтобы привести к бытию и небытие!
Другие мысли вслух
На Пс 138:1-24
Начальнику хора. Псалом Давида
1
Господи! Ты испытал меня и знаешь.
2
Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали.
3
Иду ли я, отдыхаю ли, Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе.
4
Еще нет слова на языке моем, — Ты, Господи, уже знаешь его совершенно.
5
Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою.
6
Дивно для меня ведение (Твое), — высоко, не могу постигнуть его!
7
Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу?
8
Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты.
9
Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря:
10
и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя.
11
Скажу ли: "может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью".
12
Но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день; как тьма, так и свет.
13
Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей.
14
Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это.
15
Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы.
16
Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было.
17
Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их!
18
Стану ли исчислять их, но они многочисленнее песка; когда я пробуждаюсь, я все еще с Тобою.
19
О, если бы Ты, Боже, поразил нечестивого! Удалитесь от меня, кровожадные!
20
Они говорят против Тебя нечестиво; суетное замышляют враги Твои.
21
Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя?
22
Полною ненавистью ненавижу их; враги они мне.
23
Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои.
24
И зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный.
Свернуть
Глубина восприятия Бога, выраженная здесь, поражает. Один этот псалом, сложенный из простых слов, стоит множества богословских и философских трактатов...
Читать далее
Глубина восприятия Бога, выраженная здесь, поражает. Один этот псалом, сложенный из простых слов, стоит множества богословских и философских трактатов, в которых люди пытаются выразить глубочайшие понятия на языке сложной терминологии.
То, что Господь рядом и всё видит, что Он вездесущ, к моменту сложения псалма не было новостью. Но перед нами глубочайшее, до сих пор не укладывающееся в сознании многих людей прозрение того, что Господь рядом с нами даже в преисподней, и никакая тьма не может быть препятствием для Его взора. Если мы живём во тьме, то потому, что сами согласились в неё погрузиться с помощью собственных грехов, а Его свет и во тьме светит. Значит, верна догадка Клайва Льюиса о том, что "двери ада заперты изнутри". Даже тогда, когда мы погружаемся в предельное отчаяние, когда всё-всё окончательно кажется рухнувшим и обречённым, нам есть к Кому тянуться. Получается, что доверие к Нему очень просто, оно следует из одного лишь Его присутствия рядом.
Здесь, как и в других псалмах, Давид просит у Господа помощи перед лицом врагов. Ненависть ко врагам - естественная человеческая реакция, Давид говорит то, что привык чувствовать, будучи вынужден постоянно сражаться с врагами. Но здесь же мы видим и другое: Давид не самонадеян, он не настаивает на своём мнении как на единственно правильном и просит Господа показать ему, не на опасном ли он пути. Здесь перед нами один из примеров смирения Давида, не подменяющего диалог с Богом монологом самоправедности.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии
Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).