18 Приклони, Боже мой, ухо Твое и услыши, открой очи Твои и воззри на опустошения наши и на город, на котором наречено имя Твое; ибо мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие.
Свернуть
Сейчас уже невозможно узнать, откуда взял автор Книги Даниила ту молитву об избавлении, которую он вложил в уста своего героя. Вероятнее всего, она действительно восходит к концу пленной эпохи, ко времени проповеди Исайи Вавилонского, которая началась с провозвестия скорого крушения Вавилонской империи и освобождения народа Божия. Настрой молитвы очевидно покаянный: здесь звучит трезвая и самокритичная духовная оценка всей допленной эпохи, как эпохи всеобщего отступничества и нарушения данных Богом заповедей. Но есть и надежда на прощение, надежда, порождённая словами допленных пророков, обещавших, что плен — не навсегда, что настанет время, когда народ Божий раскается в своих грехах и обратится к Богу, став народом Божиим не только по названию, но и по сути, превратившись в общину верных, которой уже не страшно будет доверить землю, обещанную Богом ещё Аврааму.
Однако надежда эта связывается уже не с какими-то особыми правами или заслугами перед Богом, как бывало нередко в допленные времена, и даже не с тем, что Бога удастся как-то уговорить закрыть глаза на совершённые народом грехи. Речь идёт лишь о планах Божиих, о свидетельстве и антисвидетельстве, о том, что дом Божий, лежащий в руинах, заставляет окружающие народы думать, будто план Божий провалился, а история Его народа окончилась навсегда. На праведность больше рассчитывать не приходилось, оставалось надеяться лишь на снисхождение («милосердие») Божие, на то, что Бог, исполняя Свой замысел о мире, о Своём народе и о спасении, всё же не пренебрежёт теми, с кем возился столько времени, пытаясь сделать из них совершенный инструмент для реализации Своих планов.
Теперь народу оставался только один путь, путь полного предания себя в волю Божию, путь общины верных, для которой любая попытка свернуть с пути равнозначна исторической гибели, исчезновению, ассимиляции: ведь для исторических экспериментов, подобных тем, которые делались в допленную эпоху, попыткам устроить свою историческую судьбу без Бога, жить как все, уже не было ни душевных и физических сил, ни исторического времени. История уже выходила на финишную прямую: следующим великим событием в истории народа, по свидетельству пророков, должен был стать приход Мессии и наступление мессианского Царства.
Другие мысли вслух
На Дан 9:1-19
1 В первый год Дария, сына Ассуирова, из рода Мидийского, который поставлен был царем над царством Халдейским,2 в первый год царствования его я, Даниил, сообразил по книгам число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку, что семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима.
3 И обратил я лице мое к Господу Богу с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле.4 И молился я Господу Богу моему, и исповедовался и сказал: "Молю Тебя, Господи Боже великий и дивный, хранящий завет и милость любящим Тебя и соблюдающим повеления Твои!5 Согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво, упорствовали и отступили от заповедей Твоих и от постановлений Твоих;6 и не слушали рабов Твоих, пророков, которые Твоим именем говорили царям нашим, и вельможам нашим, и отцам нашим, и всему народу страны.7 У Тебя, Господи, правда, а у нас на лицах стыд, как день сей, у каждого Иудея, у жителей Иерусалима и у всего Израиля, у ближних и дальних, во всех странах, куда Ты изгнал их за отступление их, с каким они отступили от Тебя.8 Господи! у нас на лицах стыд, у царей наших, у князей наших и у отцов наших, потому что мы согрешили пред Тобою.9 А у Господа Бога нашего милосердие и прощение, ибо мы возмутились против Него10 и не слушали гласа Господа Бога нашего, чтобы поступать по законам Его, которые Он дал нам через рабов Своих, пророков.11 И весь Израиль преступил закон Твой и отвратился, чтобы не слушать гласа Твоего; и за то излились на нас проклятие и клятва, которые написаны в законе Моисея, раба Божия: ибо мы согрешили пред Ним.12 И Он исполнил слова Свои, которые изрек на нас и на судей наших, судивших нас, наведя на нас великое бедствие, какого не бывало под небесами и какое совершилось над Иерусалимом.13 Как написано в законе Моисея, так все это бедствие постигло нас; но мы не умоляли Господа Бога нашего, чтобы нам обратиться от беззаконий наших и уразуметь истину Твою.14 Наблюдал Господь это бедствие и навел его на нас: ибо праведен Господь Бог наш во всех делах Своих, которые совершает, но мы не слушали гласа Его.15 И ныне, Господи Боже наш, изведший народ Твой из земли Египетской рукою сильною и явивший славу Твою, как день сей! согрешили мы, поступали нечестиво.16 Господи! по всей правде Твоей да отвратится гнев Твой и негодование Твое от града Твоего, Иерусалима, от святой горы Твоей; ибо за грехи наши и беззакония отцов наших Иерусалим и народ Твой в поругании у всех, окружающих нас.17 И ныне услыши, Боже наш, молитву раба Твоего и моление его и воззри светлым лицем Твоим на опустошенное святилище Твое, ради Тебя, Господи.18 Приклони, Боже мой, ухо Твое и услыши, открой очи Твои и воззри на опустошения наши и на город, на котором наречено имя Твое; ибо мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие.19 Господи! услыши; Господи! прости; Господи! внемли и соверши, не умедли ради Тебя Самого, Боже мой, ибо Твое имя наречено на городе Твоем и на народе Твоем".
Свернуть
Сегодня мы читаем покаянную молитву пророка Даниила. Даниил — человек, оставшийся верным Богу...
Читать далее
Сегодня мы читаем покаянную молитву пророка Даниила. Даниил — человек, оставшийся верным Богу в тяжелейших испытаниях. В сущности, он имеет полное право говорить: «Господи, вот, Ты видишь, сколько я претерпел во имя Твоё — и остался верен Тебе». Но Даниил смотрит на ситуацию иначе. Он не отделяет себя от своего народа. «Мы, народ Твой, согрешили пред Тобою, отступили от заповедей Твоих». Даниил обращается ко Господу от лица всего народа, который, возможно, занят своими делами и не помышляет ни о каком покаянии. От лица всех он говорит: «У Тебя правда, а у нас на лицах стыд». Он не проверяет, какое выражение лица у окружающих — он приносит Господу своё покаяние, свой стыд за всех. И Богу угодна эта молитва Даниила.
В сегодняшнем чтении Господь призывает нас не вспоминать о том, сколько раз лично мы поступили правильно, а принять сегодняшнее положение вещей как свою боль и свой стыд — и принести Ему своё покаяние за всё, что происходило и происходит в наших семьях, в Церкви, в стране, в мире. И если мы не будем искать виноватых и отделять себя от других, у Него появится возможность действовать.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии
Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).