1 Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой? 2 Она становится на возвышенных местах, при дороге, на распутиях; 3 она взывает у ворот при входе в город, при входе в двери: 4 "к вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой! 5 Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые — разуму. 6 Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих — правда; 7 ибо истину произнесет язык мой, и нечестие — мерзость для уст моих; 8 все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства; 9 все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание. 10 Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото; 11 потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею. 12 Я, премудрость, обитаю с разумом, и ищу рассудительного знания. 13 Страх Господень — ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу. 14 У меня совет и правда; я разум, у меня сила. 15 Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду. 16 Мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли. 17 Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня; 18 богатство и слава у меня, сокровище непогибающее и правда; 19 плоды мои лучше золота, и золота самого чистого, и пользы от меня больше, нежели от отборного серебра. 20 Я хожу по пути правды, по стезям правосудия, 21 чтобы доставить любящим меня существенное благо, и сокровищницы их я наполняю. (Когда я возвещу то, что бывает ежедневно, то не забуду исчислить то, что от века.) |
22 Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; 23 от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. 24 Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. 25 Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, 26 когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной. 27 Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, 28 когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, 29 когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: 30 тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время, 31 веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими. |
32 Итак, дети, послушайте меня; и блаженны те, которые хранят пути мои! 33 Послушайте наставления и будьте мудры, и не отступайте от него. 34 Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих! 35 Потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа; 36 а согрешающий против меня наносит вред душе своей: все ненавидящие меня любят смерть". |
1 Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, 2 заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; 3 послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: 4 "кто неразумен, обратись сюда!" И скудоумному она сказала: 5 "идите, ешьте хлеб мой, и пейте вино, мною растворенное; 6 оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума". |
7 Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого — пятно себе. 8 Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; 9 дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание. 10 Начало мудрости — страх Господень, и познание Святаго — разум; 11 потому что чрез меня умножатся дни твои, и прибавится тебе лет жизни. 12 (Сын мой!) если ты мудр, то мудр для себя (и для ближних твоих); и если буен, то один потерпишь. (Кто утверждается на лжи, тот пасет ветры, тот гоняется за птицами летающими: ибо он оставил пути своего виноградника и блуждает по тропинкам поля своего; проходит чрез безводную пустыню и землю, обреченную на жажду; собирает руками бесплодие.) |
13 Женщина безрассудная, шумливая, глупая и ничего не знающая 14 садится у дверей дома своего на стуле, на возвышенных местах города, 15 чтобы звать проходящих дорогою, идущих прямо своими путями: 16 "кто глуп, обратись сюда!" и скудоумному сказала она: 17 "воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен". 18 И он не знает, что мертвецы там, и что в глубине преисподней зазванные ею. (Но ты отскочи, не медли на месте, не останавливай взгляда твоего на ней; ибо таким образом ты пройдешь воду чужую. От воды чужой удаляйся, и из источника чужого не пей, чтобы пожить многое время, и чтобы прибавились тебе лета жизни.) |
Премудрость взывает к людям, и вспоминаются слова Христа: «стою у двери и стучу» Откр. 3:20). Принятие мудрости, как и всего, исходящего свыше — дело добровольное, никто никого не принуждает, но с мудростью всё-таки лучше. Мудрость лучше золота, и это не просто метафора: гоняющиеся за золотом вместо мудрости рискуют остаться и без золота, и без мудрости.
Слова «страх Господень — ненавидеть зло» раскрывают нам ещё одну сторону этого непростого понятия, несводимого к привычным для нас разновидностям страха. Это значит, помимо прочего, что зла надо не только избегать, ему необходимо активно противодействовать, а для этого необходимо бесстрашие, рождаемое страхом Божиим.
Слова о начальных пылинках вселенной можно понять, как упоминание о мельчайших частицах, и предъявить это место Писания тем, кто пытается доказать «антинаучность» библейской картины мира. Может быть, такое прочтение верно, но ещё важнее не выискивать в Библии подробное описание мироустройства с точки зрения физики, а увидеть на её страницах раскрытие смысла Творения. Если же мир был создан с мудростью, то это значит, что вселенная устроена не бессмысленно и не хаотично.
Мудрость советует обличать мудрого, поскольку для адекватной реакции на критику необходимо умение на неё реагировать. Рассуждая далее логически, можно заключить, что бессмысленно поучать глупого, но этого не говорится, и значит, не следует оставлять попыток вразумить того, кто чего-то не понимает. (Да и кто вправе относиться к другому человеку, как к дураку?). Но бессмысленно поучать кощунника. Из множества видов зла кощунство выделено, поскольку оно не только направлено против Бога, дающего мудрость и благо, но и вызвано не столько «непониманием», сколько страстной одержимостью. Здесь мы можем вспомнить евангельский совет: «не бросайте жемчуга вашего перед свиньями» (Мф.7:6).
И снова перед нами раскрывается смысл понятия «страх Божий»: он — начало мудрости, сама же мудрость неотделима от разума, сущность которого — познание Святого. Важность разума Писанием никогда не отрицалась, так что бессмысленно противопоставлять его вере.
12 (Сын мой!) если ты мудр, то мудр для себя (и для ближних твоих); и если буен, то один потерпишь. (Кто утверждается на лжи, тот пасет ветры, тот гоняется за птицами летающими: ибо он оставил пути своего виноградника и блуждает по тропинкам поля своего; проходит чрез безводную пустыню и землю, обреченную на жажду; собирает руками бесплодие.) |
13 Женщина безрассудная, шумливая, глупая и ничего не знающая 14 садится у дверей дома своего на стуле, на возвышенных местах города, 15 чтобы звать проходящих дорогою, идущих прямо своими путями: 16 "кто глуп, обратись сюда!" и скудоумному сказала она: 17 "воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен". 18 И он не знает, что мертвецы там, и что в глубине преисподней зазванные ею. (Но ты отскочи, не медли на месте, не останавливай взгляда твоего на ней; ибо таким образом ты пройдешь воду чужую. От воды чужой удаляйся, и из источника чужого не пей, чтобы пожить многое время, и чтобы прибавились тебе лета жизни.) |
Вода, о которой говорится в словах притчей Соломоновых, в словах Христа становится водой жизни. "Источник чужой" - это все то, что пленяет наше сердце и отвлекает разум. То, что мешает нам следовать за Христом. Вода смыла все живое с лица земли в потоп. И, как говорит Исаия: "...спасшиеся из дома Иакова, возложат упование на Господа, Святаго Израилева, чистосердечно". Неужто только через потрясения такого размаха может обратиться человек?
Мы знаем случаи, когда большое горе или радость позволяли человеку открыть Бога в этом мире. Но следование за Ним, ежедневный труд становятся нам неудобными; мы не понимаем и не видим Бога. И как слабые сердцем и волей мы следуем за приятными и не полезными нашей душе удовольствиями и развлечениями. И тем больше содействуем делам злым. Тем больше мы на стороне того, что приведет мир ко Второму Пришествию. Но нам явлена Сила и Слава Христа, за нас Он пострадал, наши грехи принял. И не понимать цену, не видеть того, как изменяется мир вокруг нас, если мы стремимся быть с Христом, насколько радостней и полнее мы сами живем, - это и есть наш опыт грехопадения. Наш опыт сопротивления Христу, недостойный и разрушительный.
12 (Сын мой!) если ты мудр, то мудр для себя (и для ближних твоих); и если буен, то один потерпишь. (Кто утверждается на лжи, тот пасет ветры, тот гоняется за птицами летающими: ибо он оставил пути своего виноградника и блуждает по тропинкам поля своего; проходит чрез безводную пустыню и землю, обреченную на жажду; собирает руками бесплодие.) |
13 Женщина безрассудная, шумливая, глупая и ничего не знающая 14 садится у дверей дома своего на стуле, на возвышенных местах города, 15 чтобы звать проходящих дорогою, идущих прямо своими путями: 16 "кто глуп, обратись сюда!" и скудоумному сказала она: 17 "воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен". 18 И он не знает, что мертвецы там, и что в глубине преисподней зазванные ею. (Но ты отскочи, не медли на месте, не останавливай взгляда твоего на ней; ибо таким образом ты пройдешь воду чужую. От воды чужой удаляйся, и из источника чужого не пей, чтобы пожить многое время, и чтобы прибавились тебе лета жизни.) |
«Воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен», — говорит в сегодняшнем чтении мисс Безрассудность. Прочтем этот текст, не так как дает синодальный перевод — «женщина безрассудная», а именно «мисс Безрассудность», как читаем в переводе New International version, где пишется «woman Folly». И именно так в духе новозаветного провозвестия нужно читать, чтобы не оскорблять достоинство женщины, которое Христос поднял на высоту соразмерную мужской.
Откуда могла появиться сама эта абсурдная идея, что воды краденые сладки. Как можно поверить этому?! Ссылка на подобное восприятие греха встречается еще раз в книге Притчей и один раз в книге Иисуса Сирахова. И казалось бы парадокс — ведь всякий согрешающий знает тягостность, болезненность греха для себя, это вновь и вновь звучит в Библии: посмотрим хотя бы книгу Псалтири. «Нет мира в костях моих от грехов моих, ибо беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне, смердят, гноятся раны мои от безумия моего» (Пс 37:4-6).
Вспомним, что Ева, когда ее искушал змий, увидела, что «дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно» (Быт 3:6). Это потом, будучи изгнанными из рая, Адам и Ева узнали всю тяжесть и болезненность греховного бремени. А поначалу грех кажется таким приятным. Особенно это касается согрешений против седьмой заповеди Декалога (как представить себе, что может быть приятно украсть или убить?! — убийство и кража ради удовольствия это уже психическая болезнь). Но вот нарушения седьмой заповеди именно манят нас своей сладостью. И мало кто понимает, что в этой сладости заложена страшная горечь изгнания из рая. Параллельное место из книги Сираховой говорит: «блуднику сладок всякий хлеб» (Сир 23:23). Наверное потому, что в грехе против седьмой заповеди содержатся и все прочие грехи: человек и крадет одного человека у другого и убивает любовь между двумя людьми и сознательно хулит Господа, ибо ослушивается Его наставлений и далее.
Но обратимся к началу той главы из книги Притчей, которую мы читаем сегодня. Да, мы вновь называемся там «скудоумными». Конечно, скудоумные мы и есть пред лицем Господа. Но все-таки говорится: «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное». То есть заповедь отнюдь не лишает нас сладости хлеба и вина, напротив, дарует нам и ее и любовь Господа.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||