Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Притч 14:1-35

Поделиться
Мудрая жена устроит дом свой,
  а глупая разрушит его своими руками.
Идущий прямым путем боится Господа;
  но чьи пути кривы, тот небрежет о Нем.
В устах глупого — бич гордости;
  уста же мудрых охраняют их.
Где нет волов, там ясли пусты;
  а много прибыли от силы волов.
Верный свидетель не лжет,
  а свидетель ложный наговорит много лжи.
Распутный ищет мудрости, и не находит;
  а для разумного знание легко.
Отойди от человека глупого,
  у которого ты не замечаешь разумных уст.
Мудрость разумного — знание пути своего,
  глупость же безрассудных — заблуждение.
Глупые смеются над грехом,
  а посреди праведных — благоволение.
10 
Сердце знает горе души своей,
  и в радость его не вмешается чужой.
11 
Дом беззаконных разорится,
  а жилище праведных процветет.
12 
Есть пути, которые кажутся человеку прямыми;
  но конец их — путь к смерти.
13 
И при смехе иногда болит сердце,
  и концом радости бывает печаль.
14 
Человек с развращенным сердцем насытится от путей своих,
  и добрый — от своих.
15 
Глупый верит всякому слову,
  благоразумный же внимателен к путям своим.
16 
Мудрый боится и удаляется от зла,
  а глупый раздражителен и самонадеян.
17 
Вспыльчивый может сделать глупость;
  но человек, умышленно делающий зло, ненавистен.
18 
Невежды получают в удел себе глупость,
  а благоразумные увенчаются знанием.
19 
Преклонятся злые пред добрыми
  и нечестивые — у ворот праведника.
20 
Бедный ненавидим бывает даже близким своим,
  а у богатого много друзей.
21 
Кто презирает ближнего своего, тот грешит;
  а кто милосерд к бедным, тот блажен.
22 
Не заблуждаются ли умышляющие зло?
  (не знают милости и верности делающие зло;)
  но милость и верность у благомыслящих.
23 
От всякого труда есть прибыль,
  а от пустословия только ущерб.
24 
Венец мудрых — богатство их,
  а глупость невежд глупость и есть.
25 
Верный свидетель спасает души,
  а лживый наговорит много лжи.
26 
В страхе пред Господом — надежда твердая,
  и сынам Своим Он прибежище.
27 
Страх Господень — источник жизни,
  удаляющий от сетей смерти.
28 
Во множестве народа — величие царя,
  а при малолюдстве народа беда государю.
29 
У терпеливого человека много разума,
  а раздражительный выказывает глупость.
30 
Кроткое сердце — жизнь для тела,
  а зависть — гниль для костей.
31 
Кто теснит бедного, тот хулит Творца его;
  чтущий же Его благотворит нуждающемуся.
32 
За зло свое нечестивый будет отвергнут,
  а праведный и при смерти своей имеет надежду.
33 
Мудрость почиет в сердце разумного,
  и среди глупых дает знать о себе.
34 
Праведность возвышает народ,
  а беззаконие — бесчестие народов.
35 
Благоволение царя — к рабу разумному,
  а гнев его — против того, кто позорит его.
Свернуть

Мудрые поступки противопоставлены глупым. но как быть, если глупец мнит себя мудрым и уверен в собственной непогрешимости? Да, его дела обязательно рухнут, но пока не рухнули, он будет уверять себя и окружающих, что всё идёт должным образом. (Впрочем, когда все его дела окажутся напрасными, он же начнёт ругать окружающих за то, что они не предупредили его о последствиях). Так что о том, что иные пути, кажущиеся прямыми, могут привести к смерти, необходимо помнить уже тогда, когда мы их выбираем. И выбирая, следует помнить, что мы уже предупреждены о последствиях.

Здесь же перед нами и один из примеров того, как неразумно может быть вырывание притчи из контекста, если её рассматривать, не соотнося с другими притчами, да и вообще с другими местами Библии. При желании слова о бедном, ненавидимым друзьями, и богатом, у которого много друзей, можно счесть проповедью нормативных отношений в человеческом обществе. Но следом за ней - мы читаем слова о греховности презрения к ближнему, о необходимости милосердия к бедным. Слова, констатирующие реальность, вовсе не обязательно одобряют её. Даже если зло присутствует в мире и приходится считаться с его реальностью, всё равно не стоит считать его нормой.

Другие мысли вслух

 
На Притч 14:17
17 
Вспыльчивый может сделать глупость;
  но человек, умышленно делающий зло, ненавистен.
Свернуть
В Библии немало говорится и о гневе, и о ненависти. На первый взгляд может показаться, что речь идёт о вещах если не одинаковых, то, по крайней мере, похожих настолько, что слова «гнев» и «ненависть» можно использовать, как синонимы. И всё же, как видно, это не так. В самом деле, ненависть к человеку, судя по...  Читать далее

В Библии немало говорится и о гневе, и о ненависти. На первый взгляд может показаться, что речь идёт о вещах если не одинаковых, то, по крайней мере, похожих настолько, что слова «гнев» и «ненависть» можно использовать, как синонимы. И всё же, как видно, это не так. В самом деле, ненависть к человеку, судя по слову священнописателя, возникает тогда, когда он умышленно делает зло. А вот вспыльчивый человек может во время вспышки гнева (а по смыслу соответствующего еврейского слова речь идёт именно о вспышке гнева, связанной с нетерпением) совершить неразумный поступок, о котором впоследствии ему, вполне вероятно, придётся жалеть, но ненависти он, как видно, не вызывает (во всяком случае, автор афоризма ничего об этом не говорит). И дело тут, наверное, не в том, что в случае вспышки гнева перед нами всего лишь незначительный эпизод: люди нетерпеливые к таким вспышкам склонны, и они могут у них повторяться регулярно по самым разным поводам. Дело, вероятно, в другом, а именно, в духовной глубине происходящего. Внешне, на психическом уровне проявления гнева (особенно у людей эмоциональных) и ненависти могут порой быть похожи (хотя человек, мало склонный к эмоциям, может своей ненависти прямо и не выказывать). Но человек, сознательно делающий зло, очевидно, решил для себя, что на это зло он имеет право, или ещё как-то обосновал свой поступок. Как бы то ни было, речь идёт именно о выборе, об осознанной интенции, а значит, о сфере собственно духовной. Неудивительно, что, кроме ненависти, такое поведение ничего не вызывает: ведь ненависть, прежде всего, означает неприятие человека и отталкивание от него, нежелание общаться и стремление исключить человека из своей жизни. Ничего другого в нашем мире человек, сознательно делающий зло, и не может ни у кого вызвать: желать добра такому человеку может лишь тот, кто уже приобщился к Царству и живёт его жизнью. А вот вспышку гнева, вызванную нетерпением, простить не так уж сложно, тем более, что вспыливший сам, скорее всего, будет сожалеть о своём поступке: ведь тут нет осознанной интенции, духовную жизнь такие вспышки, конечно, омрачают, но не искажают необратимо, как искажает её сознательно сделанное зло. А потому и духовных оснований для ответной ненависти такой гнев, как правило, не даёт.

Свернуть
 
На Притч 14:27
27 
Страх Господень — источник жизни,
  удаляющий от сетей смерти.
Свернуть
Мы привыкли со страхом связывать только отрицательные ощущения. Страх делает нашу жизнь невыносимой, страх вяжет по рукам и ногам, парализует всякую нашу инициативу, от страха люди кончают жизнь самоубийством, ведомые страхом люди убивают других...  Читать далее

Мы привыкли со страхом связывать только отрицательные ощущения. Страх делает нашу жизнь невыносимой, страх вяжет по рукам и ногам, парализует всякую нашу инициативу, от страха люди кончают жизнь самоубийством, ведомые страхом люди убивают других. Страх — одно из самых страшных следствий грехопадения, половина смерти. А тут вдруг говорится, что страх — это источник жизни, удаляющий от сетей смерти. Может быть, речь идет о каком-то другом страхе?

Да, здесь есть уточнение: страх Господень. Чем этот страх отличается, почему он помогает жить? Все наши страхи — это опасение, что с нами произойдет (или с нами сделают) что-то плохое. От этого и возникает паралич или еще чего похуже, ведь «у страха глаза велики». Главное же библейское Откровение состоит в том, что Бог благ, Он есть любовь. Поэтому от Него можно ожидать только хорошего. Страх Господень не в том, что если мы сделаем что-то или не сделаем чего-то, то нам будет плохо, а в том, что если мы сделаем что-то не так, то не произойдет чего-то хорошего. А это уже совсем другое дело! Это освобождает, а не порабощает, это ведет к полноценности жизни. Более того, раз Бог всемогущ, то всего остального можно не бояться. И опять — в этом жизнь и свобода.

Только не случается ли с нами, что и Бога мы боимся так же, как грозы или пожара? Верим ли мы действительно в благость Божию?

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).