1 При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. 2 В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду. 3 Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим. 4 А если прилично будет и мне отправиться, то они со мной пойдут. |
5 Я приду к вам, когда пройду Македонию; ибо я иду через Македонию. 6 У вас же, может быть, поживу, или и перезимую, чтобы вы меня проводили, куда пойду. 7 Ибо я не хочу видеться с вами теперь мимоходом, а надеюсь пробыть у вас несколько времени, если Господь позволит. 8 В Ефесе же я пробуду до Пятидесятницы, 9 ибо для меня отверста великая и широкая дверь, и противников много. |
10 Если же придет к вам Тимофей, смотрите, чтобы он был у вас безопасен; ибо он делает дело Господне, как и я. 11 Посему никто не пренебрегай его, но проводите его с миром, чтобы он пришел ко мне, ибо я жду его с братиями. |
12 А что до брата Аполлоса, я очень просил его, чтобы он с братиями пошел к вам; но он никак не хотел идти ныне, а придет, когда ему будет удобно. |
13 Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. 14 Все у вас да будет с любовью. |
15 Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым), 16 будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся. 17 Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше, 18 ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых. |
19 Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью. 20 Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием. |
21 Мое, Павлово, приветствие собственноручно. 22 Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, марáн-афá. 23 Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами, 24 и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь. |
В заключение своего послания коринфской церкви Павел, как всегда, упоминает людей, разделявших с ним его труды и его служение. Об одних мы знаем кое-что из других новозаветных книг, о других можем лишь догадываться, потому что нам известны только их имена. Вероятно, некоторые из этих людей и коринфской церкви были мало знакомы, а то и вовсе незнакомы. И всё же апостол просит коринфских братьев принять их как своих.
Между тем церковных гостиниц, подобных тем, которые существуют сегодня при некоторых церквях, в те времена не существовало, так что принимать людей, о которых пишет Павел, пришлось бы кому-то из братьев у себя дома. Но апостола, как видно, это не смущает, он не просит принять своих спутников при наличии возможности или желания, он абсолютно уверен, что и возможность, и желание у коринфских христиан найдутся. Если бы речь шла о законах и нормах нашего, ещё не преображённого мира, такое отношение можно было бы расценить, в лучшем случае, как бесцеремонность. Но Павел в данном случае действует по другим законам, по законам Царства, где нет чужих, а потому и не может случиться так, что кому-то из пришедших издалека братьев придётся ночевать на улице.
И эта уверенность апостола в том, что такое возможно, что он может положиться на коринфских христиан относительно гостеприимства, свидетельствует, что и в Церкви вообще, и в коринфской церкви в частности духовная ситуация была нормальной несмотря на всё то, о чём сам Павел писал своим коринфским братьям. Ведь принять человека, которого видишь впервые, у себя в доме можно лишь тогда, когда отношения с ним либо устанавливаются сразу, с первого взгляда, либо существуют уже давно. И то, и другое возможно лишь по благодати и только в Царстве; природа же нашего, ещё не преображённого мира действует разрушающе на любые отношения, которые вследствие такого воздействия или охладевают, или формализуются, если только людей не связывает ничто естественное. И сам факт того, что Павел ни на минуту не сомневается в своих коринфских братьях, является лучшим свидетельством реальности Церкви как общины людей, живущих в Царстве и по законам Царства. Церкви, какой она должна быть, какой она была задумана и создана своим Основателем.
1 При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. 2 В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду. 3 Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим. 4 А если прилично будет и мне отправиться, то они со мной пойдут. |
5 Я приду к вам, когда пройду Македонию; ибо я иду через Македонию. 6 У вас же, может быть, поживу, или и перезимую, чтобы вы меня проводили, куда пойду. 7 Ибо я не хочу видеться с вами теперь мимоходом, а надеюсь пробыть у вас несколько времени, если Господь позволит. 8 В Ефесе же я пробуду до Пятидесятницы, 9 ибо для меня отверста великая и широкая дверь, и противников много. |
10 Если же придет к вам Тимофей, смотрите, чтобы он был у вас безопасен; ибо он делает дело Господне, как и я. 11 Посему никто не пренебрегай его, но проводите его с миром, чтобы он пришел ко мне, ибо я жду его с братиями. |
12 А что до брата Аполлоса, я очень просил его, чтобы он с братиями пошел к вам; но он никак не хотел идти ныне, а придет, когда ему будет удобно. |
13 Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. 14 Все у вас да будет с любовью. |
15 Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым), 16 будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся. 17 Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше, 18 ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых. |
19 Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью. 20 Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием. |
21 Мое, Павлово, приветствие собственноручно. 22 Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, марáн-афá. 23 Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами, 24 и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь. |
Евангелию открываются всё новые и новые двери. Павел, используя каждую возможность, свидетельствует людям о Христе. Павел — прекрасный пример самоотверженного миссионера. Как современный миссионер может подражать Павлу? Конечно, мы должны, забыв себя, посвятить все время миссии или работе, служению людям. Иногда мы так и делаем. Мотивы у нас не всегда однозначные — абсолютно чистых мотивов у человека в этом мире, наверное, и не бывает. Может быть, мы берем на себя много служений или работы, чтобы получить определенный статус в Церкви или обществе? А может быть, мы просто стремимся заполнить свое время, чтобы быть постоянно в суете, потому что боимся остаться в тишине лицом к лицу с самими собой и Богом? Не испытывали ли мы подобных неприятных ощущений в нашей работе? Не получается ли, что из-за этого и с Богом, и с близкими людьми мы начинаем видеться «мимоходом», теряем возможность и навыки личного общения? Но к этому ли призывает нас Павел? Напротив, он очень хочет провести с братьями и сестрами из Коринфа побольше времени — разумеется, «если Господь позволит». Для Павла, имеющего опыт проповеди перед очень большой аудиторией, чрезвычайно важно общение с конкретными людьми, с конкретными братьями и сестрами, он очень дорожит взаимным обогащением и взаимной поддержкой.
Давайте еще раз прочитаем стихи 13-14. Опять Павел дает удивительный и трудновыполнимый совет. Как сложно быть твердыми с любовью! Как, напротив, легко расписать, кто прав, кто неправ, кто отлучен от благодати, а кто находится в истинной вере. Не приходилось ли Вам сталкиваться с тем, что нелюбовь, неприятие другого человека мы прячем за мужественностью и твердостью? Прячем и доказываем себе, что живем согласно увещаниям Апостола. Между тем, даже тех, «кто не любит Господа», Павел призывает отлучать не навсегда, а до пришествия Христа (именно так переводятся слова «анафема, маран-афа»), не дерзая на роль Самого Бога вершить судьбы людей.
1 При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. 2 В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду. |
Апостол заканчивает свое послание не духовными наставлениями, а как кажется на первый взгляд, куда более приземлёнными вопросами, связанным с его собственными планами и с вопросами благотворительности и взаимопомощи между церковными общинами. Переход представляется достаточно резким, но сам Павел, кажется, этого не ощущает. Он, впрочем, надеется остаться в Коринфе надолго с тем, чтобы продолжить начатый им в послании разговор лично, так, что его вряд ли можно считать законченным.
Послание стало в этом отношении лишь прелюдией к тому главному, что Павел собирался сказать при личной встрече. И всё же нам сегодняшним переход к темам, как мы бы их определили сегодня, приземлённым может показаться достаточно резким. Для Павла же всё могло быть (и, скорее всего, было) иначе. Он ведь не разделяет своё служение на части, не выделяет в нём что-то «высокое» и «духовное», в отличие от иного, «материального» и «приземлённого».
Для апостола передать собранную одной общиной для другой материальную помощь так же абсолютно важно, как и рассказать церковному собранию о Христе, о Царстве и о христианской жизни то, о чём он написал в своём послании Коринфской церкви. Если служение совершается во имя Божье и ради Христа, то оно важно. Просто важно — без градаций. В тот момент, в который человек занят вот этим конкретным служением, именно оно для него важно абсолютно — а иначе лучше за него не браться.
Павел всякое своё служение нёс именно так. И тут уже неважно, шла ли речь о свидетельстве или о простом сборе пожертвований на нужды бедствующих общин — внимания апостол уделял каждому служению ровно столько, сколько требовалось. А требовалось — всё целиком. Ведь иначе выполнить работу, может быть, и получится, а вот сделать её перед лицом Божьим — нет. И тогда служение станет просто работой, внешней активностью, пусть и религиозно мотивированной. Но для Царства такая активность окажется бесполезной. А значит, и для спасения тоже.
13 Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. 14 Все у вас да будет с любовью. |
Павел во многих своих посланиях описывает жителей Царства, каким им надлежит быть. И в послании к коринфянам он тоже обращается к этой теме. На что же обращает внимание апостол как на отличительные черты жителя Царства? Он, как видно, выделяет духовную собранность (именно о ней говорит апостол, призывая своих адресатов «бодрствовать»: бодрствовать и означает, собственно, не спать, не расслабляться, и прежде всего, конечно, не расслабляться духовно), стойкость в верности («вере»), под которой, конечно, подразумевается верность Христу, мужество, силу (которая в Синодальном переводе названа «стойкостью»).
Нетрудно заметить, что все эти качества связаны между собой и определяются духовным состоянием человека. Духовная собранность невозможна без той духовной цельности, которая является результатом и целью всякой аскезы, включая, разумеется, и христианскую. Но такая цельность — лишь средство, она важна не сама по себе, а как инструмент, нужный для того, чтобы сохранить верность Христу. В самом деле, верность невозможна без духовной цельности, в её отсутствие человек оказывается слишком неустойчив духовно для того, чтобы хранить верность кому бы то ни было и чему бы то ни было.
А не сохранив верности Христу, разумеется, невозможно говорить ни о какой жизни в Царстве: ведь измена означает разрыв всяких отношений, а Царство и образуют именно отношения — его обитателей со Христом и друг с другом, их с Богом, наконец, Самого Христа с Отцом. И всякий, кто разрывает эти отношения, теряет Царство. Если же отношения сохраняются, у человека появляются мужество и сила.
Речь идёт, конечно, не о физической силе, а о той силе Царства, которая так хорошо видна в каждом подлинном его свидетеле. А во время испытаний сила эта становится духовной основой того мужества, которое даёт верным силы сохранять стойкость даже в самые тяжёлые минуты. Но главная особенность обитателей Царства — та любовь, которая является органичной для них духовной средой, в которой строятся все их отношения между собой. Не случайно Спаситель во время Тайной Вечери указывает на любовь как на отличительный признак христиан.
В самом деле, именно любовь составляет ту духовную субстанцию Царства, которую можно было бы назвать его природой. И каждый житель Царства причастен этой любви. Потому-то и призывает апостол, действуя в нашем преображающемся, но ещё не преображённом мире, делать это так, чтобы всё, происходящее в Церкви, делалось в любви, чтобы каждое действие христиан давало возможность проявиться этой новой природе, природе Царства, преображающей мир.
13 Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. 14 Все у вас да будет с любовью. |
Для многих христианство с его проповедью прощения, милосердия, кротости и смирения представляется мировоззрением слабаков. Но так ли это на самом деле? Вот призыв апостола Павла — он говорит о силе, внутренней силе, которая должна присутствовать в христианах. И многие поколения верующих во время многочисленных гонений доказали мужественность христианства. Но эта стойкость и твердость сочетается с отказом от насилия, потому что все должно быть с любовью. Собственно, это и есть кротость, такая, как у Христа. Он ведь не слаб, Он очень силен, но отказывается применять эту силу. И христиане призваны идти этим же путем: стяжать внутри себя силу Божию, силу Святого Духа, но применять ее только в делах любви.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||