Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Ис 40:18-31

Поделиться
18 
Итак кому уподобите вы Бога?
  И какое подобие найдете Ему?
19 
Идола выливает художник,
  и золотильщик покрывает его золотом
  и приделывает серебряные цепочки.
20 
А кто беден для такого приношения, выбирает
  негниющее дерево,
приискивает себе искусного художника,
  чтобы сделать идола, который стоял бы твердо.
21 
Разве не знаете? разве вы не слышали?
  разве вам не говорено было от начала?
  разве вы не уразумели из оснований земли?
22 
Он есть Тот, Который восседает над кругом земли,
  и живущие на ней — как саранча пред Ним;
Он распростер небеса, как тонкую ткань,
  и раскинул их, как шатер для жилья.
23 
Он обращает князей в ничто,
  делает чем-то пустым судей земли.
24 
Едва они посажены, едва посеяны,
  едва укоренился в земле ствол их,
и как только Он дохнул на них, они высохли,
  и вихрь унес их, как солому.
25 
Кому же вы уподобите Меня
  и с кем сравните? говорит Святый.
26 
Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите,
  кто сотворил их?
Кто выводит воинство их счетом?
  Он всех их называет по имени:
по множеству могущества
  и великой силе у Него
  ничто не выбывает.
27 
Как же говоришь ты, Иаков,
  и высказываешь, Израиль:
"путь мой сокрыт от Господа,
  и дело мое забыто у Бога моего"?
28 
Разве ты не знаешь? разве ты не слышал,
что вечный Господь Бог,
  сотворивший концы земли,
не утомляется и не изнемогает?
  разум Его неисследим.
29 
Он дает утомленному силу,
  и изнемогшему дарует крепость.
30 
Утомляются и юноши и ослабевают,
  и молодые люди падают,
31 
а надеющиеся на Господа обновятся в силе:
  поднимут крылья, как орлы,
потекут — и не устанут,
  пойдут — и не утомятся.
Свернуть

Сегодня мы начинаем читать вторую половину книги пророка Исайи, написанную в середине 6-го века до Р.Х. Неизвестный пророк, которого обычно называют Второисайей, начал писать ее еще в вавилонском плену, а закончил уже в послепленном Иерусалиме. Начинается его пророчество в Вавилоне словом надежды и утешения. Мы читаем сегодня удивительный гимн могуществу Творца. Пророк воспевает этот гимн еще в плену, видя лишь самое начало тех сложных исторических процессов, через которые Бог дарует освобождение Своему народу. Основная мысль пророка: нет ничего, что могло бы противиться воле Творца. «Разум Его неисследим», и мы не можем видеть всех путей Его, но сила Его непреодолима. Поэтому, говорит пророк, есть великая и неистощимая надежда для всех нас: «надеющиеся на Господа обновятся в силе, поднимут крылья, как орлы, потекут — и не устанут».

Другие мысли вслух

 
На Ис 40:18-31
18 
Итак кому уподобите вы Бога?
  И какое подобие найдете Ему?
19 
Идола выливает художник,
  и золотильщик покрывает его золотом
  и приделывает серебряные цепочки.
20 
А кто беден для такого приношения, выбирает
  негниющее дерево,
приискивает себе искусного художника,
  чтобы сделать идола, который стоял бы твердо.
21 
Разве не знаете? разве вы не слышали?
  разве вам не говорено было от начала?
  разве вы не уразумели из оснований земли?
22 
Он есть Тот, Который восседает над кругом земли,
  и живущие на ней — как саранча пред Ним;
Он распростер небеса, как тонкую ткань,
  и раскинул их, как шатер для жилья.
23 
Он обращает князей в ничто,
  делает чем-то пустым судей земли.
24 
Едва они посажены, едва посеяны,
  едва укоренился в земле ствол их,
и как только Он дохнул на них, они высохли,
  и вихрь унес их, как солому.
25 
Кому же вы уподобите Меня
  и с кем сравните? говорит Святый.
26 
Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите,
  кто сотворил их?
Кто выводит воинство их счетом?
  Он всех их называет по имени:
по множеству могущества
  и великой силе у Него
  ничто не выбывает.
27 
Как же говоришь ты, Иаков,
  и высказываешь, Израиль:
"путь мой сокрыт от Господа,
  и дело мое забыто у Бога моего"?
28 
Разве ты не знаешь? разве ты не слышал,
что вечный Господь Бог,
  сотворивший концы земли,
не утомляется и не изнемогает?
  разум Его неисследим.
29 
Он дает утомленному силу,
  и изнемогшему дарует крепость.
30 
Утомляются и юноши и ослабевают,
  и молодые люди падают,
31 
а надеющиеся на Господа обновятся в силе:
  поднимут крылья, как орлы,
потекут — и не устанут,
  пойдут — и не утомятся.
Свернуть
Сегодня мы начинаем читать вторую половину книги пророка Исайи, написанную в середине 6-го века до Р.Х...  Читать далее

Сегодня мы начинаем читать вторую половину книги пророка Исайи, написанную в середине 6-го века до Р.Х. Неизвестный пророк, которого обычно называют Второисайей, начал писать ее еще в вавилонском плену, а закончил уже в послепленном Иерусалиме. Начинается его пророчество в Вавилоне словом надежды и утешения. Мы читаем сегодня удивительный гимн могуществу Творца. Пророк воспевает этот гимн еще в плену, видя лишь самое начало тех сложных исторических процессов, через которые Бог дарует освобождение Своему народу. Основная мысль пророка: нет ничего, что могло бы противиться воле Творца. «Разум Его неисследим», и мы не можем видеть всех путей Его, но сила Его непреодолима. Поэтому, говорит пророк, есть великая и неистощимая надежда для всех нас: «надеющиеся на Господа обновятся в силе, поднимут крылья, как орлы, потекут — и не устанут».

Свернуть
 
На Ис 40:18
18 
Итак кому уподобите вы Бога?
  И какое подобие найдете Ему?
Свернуть
В библейских книгах нередко встречаются выражения «образ Божий» и «подобие Божие». С другой стороны, пророки не раз...  Читать далее

В библейских книгах нередко встречаются выражения «образ Божий» и «подобие Божие». С другой стороны, пророки не раз говорили о том, что у Бога нет и не может быть никакого образа, напоминая о смысле второй заповеди Декалога. Конечно, в этой заповеди идёт речь, в частности, о священных статуях и о священных изображениях, столь широко распространённых у всех языческих народов как древности, так и нового времени. Но дело, как видно, не только в изображениях богов, не имеющих никакого отношения к Единому. Невольно вспоминается история с золотым тельцом: ведь евреи требовали от Аарона, чтобы он «сделал» им не какого-то языческого бога, а отлил в металле образ Того, Кто вывел народ из Египта. Но гнева спустившегося с горы Моисея это отнюдь не уменьшило. Почему же так? Быть может, потому, что изображение священного быка символизировало Аписа, или баала, или ещё неведомо кого, но только не Бога Авраама и Моисея? И в массовом религиозном сознании, увы, ни Апис, ни баал никогда не возвышаются до Бога Авраама. А вот Бог Авраама почти неизбежно опускается до Аписа. И тогда яхвизм превращается в язычество, прикрытое монотеистической обёрткой, — худший вид язычества из всех возможных: ведь откровенное язычество не претендует на то, чтобы быть единственной истинной верой, оно не выдаёт себя за монотеизм. А язычество, рождающееся внутри монотеистической традиции, требует к себе отношения такого же, как то, что его породило, обманом присваивая себе поклонение, положенное Богу Авраама. И под видом пути, ведущего к истине, предлагает поклоняющемуся путь в духовный тупик.

Свернуть
 
На Ис 40:25-31
25 
Кому же вы уподобите Меня
  и с кем сравните? говорит Святый.
26 
Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите,
  кто сотворил их?
Кто выводит воинство их счетом?
  Он всех их называет по имени:
по множеству могущества
  и великой силе у Него
  ничто не выбывает.
27 
Как же говоришь ты, Иаков,
  и высказываешь, Израиль:
"путь мой сокрыт от Господа,
  и дело мое забыто у Бога моего"?
28 
Разве ты не знаешь? разве ты не слышал,
что вечный Господь Бог,
  сотворивший концы земли,
не утомляется и не изнемогает?
  разум Его неисследим.
29 
Он дает утомленному силу,
  и изнемогшему дарует крепость.
30 
Утомляются и юноши и ослабевают,
  и молодые люди падают,
31 
а надеющиеся на Господа обновятся в силе:
  поднимут крылья, как орлы,
потекут — и не устанут,
  пойдут — и не утомятся.
Свернуть
То, что говорит пророк Исаия, однажды очень просто сформулировал мальчик четырех лет. Рассуждал он приблизительно так...  Читать далее

То, что говорит пророк Исаия, однажды очень просто сформулировал мальчик четырех лет. Рассуждал он приблизительно так: Бог сотворил море, небо, деревья и человека. Человек сделал машину, дом и самолет. Если Бог такое сделал, значит у Него есть разум и Он им пользуется. Но то, что Он сделал, очень сильно отличается от того, что делаю я, это значит, что Его разум сильнее моего. А насколько сильнее, этого я измерить не могу.

Простота детских объяснений  — это то, чему Господь все время призывает нас учиться. Сложен текст пророка Исаии? Конечно, и, когда ты изнемогаешь и утомлен, тебе не до величия Бога, не до осознания того, что у Него Cвои пути для тебя. Признать, что Он умнее, выше, мудрее человека, принять этот факт не только головой, но сердцем, трудно. Но простое и открытое наблюдение за миром позволяет выявить этот факт и принять его.

Свернуть
 
На Ис 40:25-31
25 
Кому же вы уподобите Меня
  и с кем сравните? говорит Святый.
26 
Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите,
  кто сотворил их?
Кто выводит воинство их счетом?
  Он всех их называет по имени:
по множеству могущества
  и великой силе у Него
  ничто не выбывает.
27 
Как же говоришь ты, Иаков,
  и высказываешь, Израиль:
"путь мой сокрыт от Господа,
  и дело мое забыто у Бога моего"?
28 
Разве ты не знаешь? разве ты не слышал,
что вечный Господь Бог,
  сотворивший концы земли,
не утомляется и не изнемогает?
  разум Его неисследим.
29 
Он дает утомленному силу,
  и изнемогшему дарует крепость.
30 
Утомляются и юноши и ослабевают,
  и молодые люди падают,
31 
а надеющиеся на Господа обновятся в силе:
  поднимут крылья, как орлы,
потекут — и не устанут,
  пойдут — и не утомятся.
Свернуть
Раввинистическая традиция знает концепцию двух начал Торы. Одним из них считается первая глава Книги Бытия, вторым — двадцатая глава Книги Исхода. Логика проста: первое начало связано с поэмой творения, вторая — с дарованием Торы, ядром которой является Декалог...  Читать далее

Раввинистическая традиция знает концепцию двух начал Торы. Одним из них считается первая глава Книги Бытия, вторым — двадцатая глава Книги Исхода. Логика проста: первое начало связано с поэмой творения, вторая — с дарованием Торы, ядром которой является Декалог.

Такой взгляд мог бы показаться несколько искусственным, если бы сама поэма творения не указывала на особое место в этом творении человека: все живые существа сотворены Богом сообразно своему типу или виду («по роду их», как говорит в этом случае Синодальный перевод), а человек — единственный из всех — по образу и подобию Божию. Поэтому и слово Божие обращено к человеку особенным образом: для всего остального мира оно просто сила, творящая энергия Бога, а для человека оно — Божья воля, обращённая к человеческому сердцу.

Тора, данные Богом заповеди и есть эта воля, воплощённая и выраженная в слове. Потому-то и отношение Бога к человеку — ко всякому человеку, и притом именно к отдельному человеку, а не к человечеству в целом — по своей полноте равно отношению Его ко всему остальному творению, как живому, так и неживому. И пророк прекрасно это понимает.

Он указывает на Бога, сотворившего вселенную, и задаёт риторический вопрос: неужели Бог, сотворивший небо и землю, забудет человека, созданного по Его собственному образу и подобию (ст. 26 – 27)? Но Исайя понимает и другое: чтобы Бог помнил человека, человеку тоже нужно помнить Бога. Человек сам по себе мало на что способен (ст. 30). Человеческая природа, особенно после грехопадения, — не слишком надёжная опора. Опорой человеку могут стать лишь глубокие и устойчивые отношения с Богом, когда человек готов довериться Ему и возложить все надежды на Него (ст. 31).

Тогда надеющийся обретает новые силы, тогда меняется и его жизнь. А если отношений нет, человек остаётся песчинкой во вселенной, которой не на что рассчитывать. И Бог в этом не виноват: ведь это не Он ставит человека в ситуацию полного или почти полного отсутствия общения с Собой. Такое положение человек выбирает для себя сам. И сам же несёт все последствия своего выбора.

Свернуть
 
На Ис 40:25
25 
Кому же вы уподобите Меня
  и с кем сравните? говорит Святый.
Свернуть
О «не на что не похожем Боге» в древности знали и говорили многие. Собственно, вся апофатическая традиция исходит из понимания, что Бог или Абсолют настолько не похож ни на что в нашем мире, что определить Его можно не через уподобление чему бы то ни было, а через расподобление всему и вся...  Читать далее

О «не на что не похожем Боге» в древности знали и говорили многие. Собственно, вся апофатическая традиция исходит из понимания, что Бог или Абсолют настолько не похож ни на что в нашем мире, что определить Его можно не через уподобление чему бы то ни было, а через расподобление всему и вся. Разумеется, никакие положительные определения в этом случае невозможны, возможны лишь отрицательные. И, конечно, к Богу Израиля всё сказанное можно отнести в полной мере. И всё же есть существенная разница между Богом Библии и Высшим Разумом или Абсолютом греческих или индийских мистиков. Ни Высший Разум, ни Абсолют не снисходят к человеку, который абсолютно им безразличен. А Бог Израиля с самого начала истории яхвизма с человеком говорит, преодолевая ту пропасть, которая Его от человека отделяет. И оставаясь при этом бесконечно далёким от человека, с которым общается, по Своей сути. Так в чём же заключается то несходство, о котором говорит пророк? И в каком смысле тогда говорит Библия о человеке, что он сотворён «по образу и подобию» своего Творца? Быть может, в том, что всякая личность всегда в чём-то похожа на любую другую личность, обладая самосознанием и свободой воли? Наверное, да. Но здесь же, по-видимому, и основное несходство между Богом и всяким творением. Ведь всё тварное так или иначе подчиняется неким внешним для себя законам, которые его ограничивают. Всё тварное природно, даже если творение обладает духовным началом, подобно, к примеру, людям или ангелам. А природа всегда ограничена, она ограничена по определению, постольку, поскольку существует по законам, не ею самой для себя установленным. И даже духовное творение ограничено: самосознание и свобода воли, свойственная всякому духовному существу, сохраняется, но мера этой свободы остаётся неполной. А полная свобода возможна лишь тогда, когда живущий сам определяет для себя те законы, по которым живёт, причём определяет полностью и абсолютно. Но такой полной свободой может обладать лишь Бог, Который Сам определяет для Себя все формы собственного бытия. Для Него не существует внешних законов, с которыми должна была бы считаться Его воля, и Его свобода абсолютна. Здесь-то, видимо, и коренится главное различие между Богом и тварным миром. Различие, которое останется навсегда: ведь даже после преображения творение не перестанет быть творением, оно лишь начнёт существовать по иным законам. И только для Бога внешнего закона не существует. А значит, не существует ни пределов, ни границ.

Свернуть
 
На Ис 40:28-29
28 
Разве ты не знаешь? разве ты не слышал,
что вечный Господь Бог,
  сотворивший концы земли,
не утомляется и не изнемогает?
  разум Его неисследим.
29 
Он дает утомленному силу,
  и изнемогшему дарует крепость.
Свернуть
Для всякого верующего человека общим местом стали рассуждения о силе Божьей и о бессилии человека. Но мало кто...  Читать далее

Для всякого верующего человека общим местом стали рассуждения о силе Божьей и о бессилии человека. Но мало кто задумывается о том, что это относится не только к каким-то критическим ситуациям, когда человек и впрямь не в силах ничего изменить, но и к жизни человека вообще. Человек в этом отношении вообще существо уникальное. Бог сотворил нас «из пыли», как и всех прочих животных, но нашу уникальную и неповторимую жизнь, то, что делает нас людьми (в Синодальном переводе это обычно называют «душой»), мы получаем вместе с тем «дыханием жизни», которое Бог вдувает нам «в ноздри». Парадоксальная, на первый взгляд, ситуация: «дыхание» не наше, а жизнь и личность — наши. Получается, что мы, люди, с самого начала были сотворены Богом так, чтобы жить не своей собственной жизнью, как все прочие животные, а жизнью, заимствованной у Бога. А Он даёт нам эту жизнь взаймы, но на таких условиях, чтобы мы не чувствовали себя связанными чрезмерно жёсткими условиями, не ходили «на коротком поводке», а чувствовали бы себя совершенно свободными в том, что касается распоряжения полученным. Нам дана такая свобода, что у нас и мысли не возникает о жизни взаймы у Бога, даже тогда, когда мы поворачиваемся к нашему Заимодавцу спиной. Вот только дышать полной грудью, стоя к Нему спиной, оказывается затруднительно. И тогда дыхание начинает слабеть, а жизнь и сила уходить, хотя замечаем мы это не сразу. Но в критических ситуациях их недостаток сразу становится заметен, и тогда мы вспоминаем о Том, Кто дал нам и жизнь, и силу, и свободу.

Свернуть
 
На Ис 40:28
28 
Разве ты не знаешь? разве ты не слышал,
что вечный Господь Бог,
  сотворивший концы земли,
не утомляется и не изнемогает?
  разум Его неисследим.
Свернуть
Этот вопрос, обращенный пророком к народу Израиля, каждый из нас может отнести к себе, причем именно в такой форме: разве ты не знаешь, разве ты не слышал?...  Читать далее

Этот вопрос, обращенный пророком к народу Израиля, каждый из нас может отнести к себе, причем именно в такой форме: разве ты не знаешь, разве ты не слышал? Конечно, знаю, что это Бог сотворил весь этот мир. Но почему я решил, что Он после этого «утомился и изнемог»? Сказано, что в седьмой день Бог почил от всех дел Своих, но не сказано, что устал. Да и когда бы ни был этот «седьмой день», вся Библия рассказывает о продолжении деятельности Бога. Это Он «разбирается» с Адамом, Он предупреждает Каина, Он спасает Ноя и призывает Авраама. И так далее, и так далее... А если Он продолжает действовать, то как могу я отчаиваться? Ведь Он благ, Он любит и Он всемогущ. В любую секунду все в этом мире может кардинальнейшим образом измениться, в любой момент может совершиться Второе Пришествие Христа, и будет новое небо и новая земля. Да, невозможно предсказать точно, когда это будет, ибо «разум Его неисследим», но ведь будет же!

Свернуть
 
На Ис 40:1-31
Утешайте, утешайте народ Мой,
  говорит Бог ваш;
говорите к сердцу Иерусалима
  и возвещайте ему,
что исполнилось время борьбы его,
  что за неправды его сделано удовлетворение,
ибо он от руки Господней принял
  вдвое за все грехи свои.
Глас вопиющего:
в пустыне приготовьте путь Господу,
  прямыми сделайте в степи стези Богу нашему;
всякий дол да наполнится,
  и всякая гора и холм да понизятся,
кривизны выпрямятся
  и неровные пути сделаются гладкими;
и явится слава Господня,
  и узрит всякая плоть (спасение Божие);
  ибо уста Господни изрекли это.
Голос говорит: возвещай!
  И сказал: что мне возвещать?
Всякая плоть — трава,
  и вся красота ее — как цвет полевой.
Засыхает трава, увядает цвет,
  когда дунет на него дуновение Господа:
  так и народ — трава.
Трава засыхает, цвет увядает,
  а слово Бога нашего пребудет вечно.
Взойди на высокую гору,
  благовествующий Сион!
возвысь с силою голос твой,
  благовествующий Иерусалим!
  возвысь, не бойся;
скажи городам Иудиным:
  вот Бог ваш!
10 
Вот, Господь Бог грядет с силою,
  и мышца Его со властью.
Вот, награда Его с Ним
  и воздаяние Его пред лицем Его.
11 
Как пастырь Он будет пасти стадо Свое;
  агнцев будет брать на руки
и носить на груди Своей,
  и водить дойных.
12 
Кто исчерпал воды горстью своею
  и пядью измерил небеса,
и вместил в меру прах земли,
  и взвесил на весах горы
  и на чашах весовых холмы?
13 
Кто уразумел дух Господа,
  и был советником у Него и учил Его?
14 
С кем советуется Он, и кто вразумляет Его
  и наставляет Его на путь правды,
и учит Его знанию,
  и указывает Ему путь мудрости?
15 
Вот народы — как капля из ведра,
  и считаются как пылинка на весах.
  Вот, острова как порошинку поднимает Он.
16 
И Ливана недостаточно для жертвенного огня,
  и животных на нем — для всесожжения.
17 
Все народы пред Ним как ничто —
  менее ничтожества и пустоты считаются у Него.
18 
Итак кому уподобите вы Бога?
  И какое подобие найдете Ему?
19 
Идола выливает художник,
  и золотильщик покрывает его золотом
  и приделывает серебряные цепочки.
20 
А кто беден для такого приношения, выбирает
  негниющее дерево,
приискивает себе искусного художника,
  чтобы сделать идола, который стоял бы твердо.
21 
Разве не знаете? разве вы не слышали?
  разве вам не говорено было от начала?
  разве вы не уразумели из оснований земли?
22 
Он есть Тот, Который восседает над кругом земли,
  и живущие на ней — как саранча пред Ним;
Он распростер небеса, как тонкую ткань,
  и раскинул их, как шатер для жилья.
23 
Он обращает князей в ничто,
  делает чем-то пустым судей земли.
24 
Едва они посажены, едва посеяны,
  едва укоренился в земле ствол их,
и как только Он дохнул на них, они высохли,
  и вихрь унес их, как солому.
25 
Кому же вы уподобите Меня
  и с кем сравните? говорит Святый.
26 
Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите,
  кто сотворил их?
Кто выводит воинство их счетом?
  Он всех их называет по имени:
по множеству могущества
  и великой силе у Него
  ничто не выбывает.
27 
Как же говоришь ты, Иаков,
  и высказываешь, Израиль:
"путь мой сокрыт от Господа,
  и дело мое забыто у Бога моего"?
28 
Разве ты не знаешь? разве ты не слышал,
что вечный Господь Бог,
  сотворивший концы земли,
не утомляется и не изнемогает?
  разум Его неисследим.
29 
Он дает утомленному силу,
  и изнемогшему дарует крепость.
30 
Утомляются и юноши и ослабевают,
  и молодые люди падают,
31 
а надеющиеся на Господа обновятся в силе:
  поднимут крылья, как орлы,
потекут — и не устанут,
  пойдут — и не утомятся.
Свернуть
Итак, пророчество о грядущих судьбах переходит в утешение того самого народа, по адресу которого прозвучало...  Читать далее

Итак, пророчество о грядущих судьбах переходит в утешение того самого народа, по адресу которого прозвучало так много обличений. Теперь грехи искуплены, причём вдвое, в связи с чем обычно вспоминается, что вор по закону должен был вдвое возмещать сумму украденного. Правда, далеко не все грешники были ворами в прямом смысле, воровство - не единственный порок, но в данный момент это неважно: никто не имеет права величаться над грабителями, другие грехи, часто кажущиеся "допустимыми", ничем не лучше. Но теперь наступает прощение, а вместе с ним - надежда на новую, качественно иную жизнь в согласии с волей Творца.

Совершенно закономерно вслед за обетованием надежды пророк начинает говорить о величии Господа, о том, что Его невозможно ни с чем-либо сравнить, ни представить. Здесь речи Исаии в какой-то мере напоминают последние главы Книги Иова, где вопрошания Иова оказываются сняты после того, как Творец явил ему Свою непостижимость. Здесь, правда, иная ситуация, народ Израиля, в отличие от Иова, страдал небеспочвенно. Но и теперь, когда, казалось бы, грешники раскаялись в своих грехах и им наконец стало "всё понятно", Господь снова показывает, что и Он Сам, и Его милость превосходит любую степень нашего понимания.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).